СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь под угрозой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеклассное мероприятие по биологии про редких и исчезающих видах растений и животных и про Красную книгу.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь под угрозой»

Внеклассное экологическое

мероприятие по биологии по теме

"Жизнь под угрозой"

Цели:

  • знакомство с организмами, которым угрожает опасность исчезновения,

  • Знакомство с организмами, исчезнувшими по вине человека

  • изучить меры по сохранению окружающей среды,

  • воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • таблицы «Редкие и исчезающие виды»,

  • Красная книга Нижегородской области.

  • Рисунки и сочинения учеников

  • Презентация «Жизнь под угрозой»

Эпиграф мероприятия:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.


Ход мероприятия

Ведущий. (1 слайд) Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим экологическое мероприятие, посвящённое охране природы. И начать его хотелось бы следующими строками:


Леса топорщатся, и степь клубится

Жара изводит, и снега блестят

Богаты мы! ...

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш

На считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке,

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы

Не уж – то внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?


Ребята, посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны эти творения природы. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли.


Начиная с 16 века на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.

К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению животного и растительного мира. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы.

Сегодня мы с вами поговорим о мерах по охране природы, которые проводятся в нашей стране и других странах.

(2 слайд) Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности.

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже.

А сейчас послушаем выступление о Красной книге, которое подготовили ученики 7 класса.

выступление ученицы 1. (3,4 слайды)

КРАСНАЯ КНИГА - название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов  в 1949 (выпускается поныне). В 1966 вышли первые тома «Красной книги фактов».

В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) созданы национальные Красные книги. В СССР Красная книга учреждена в 1974 (к 1983г. в ней было: млекопитающих -  94 вида и подвида, птиц - 80, земноводных - 9, пресмыкающихся - 37, рыб - 9, насекомых - 219, ракообразных - 2, моллюсков - 19, червей - 11).

На основе Красной книги опубликованы специальные сборники, напр. «Красная книга. Дикая природа в опасности» (1969; русский перевод 1978), «Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений» (тома 1-2, 1984). Красные книги были созданы в России: «Красная книга РСФСР: Животные», Москва, 1983; «Красная книга РСФСР: Растения», Москва, 1988, а также в других республиках.

В Нижегородской области Красная книга создана в 1996 году.

В Красной книге есть разделение страниц.

  1. Исчезающие  виды.

  2. Сохраняющиеся виды.

  3. Редкие виды.

  4. Неопределенные виды.

  5. Восстанавливающиеся виды.

  6. Исчезнувшие виды.

Ведущий. Вот вы, ребята познакомились с Красной книгой. А вы знаете животных и растения,  которые занесены в нее? ( Ребята отвечают на вопрос).

Сейчас ребята расскажут нам о некоторых животных и растениях, занесенных в Красную книгу.(5 слайд)

(выступления учащихся)

(6-й слайд) БАКЛАНЫ - семейство птиц отряда веслоногих. Длина до 1 м. Есть 2 рода этих птиц: первый (включает один вид, который не летает) распространён на Галапагосских о-вах; второй (29 видов) - распространен широко. Питаются рыбой (иногда наносят ущерб рыболовству). Стеллеров баклан, обитавший на о. Беринга, истреблен к 19 в. Хохлатый баклан охраняется. Огромные колонии бакланов обитают на побережье Чили и Перу - источник залежей гуано. 1 вид и подвид в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

(7-й слайд) ВИКУНЬЯ (вигонь) - парнокопытное животное рода лам. Длина около 1,5 м. Обитала в высокогорьях Анд; в результате хищнического истребления (ценная шерсть) ареал сильно сократился. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Проводятся работы по одомашниванию. Викунья, скрещенная с гуанако, одомашнена, её называют альпака.

(8-й слайд) ГАТТЕРИЯ (туатара) - единственный современный представитель отряда клювоголовых пресмыкающихся. Внешне похожа на ящерицу. Длина до 75 см. Вдоль спины и хвоста гребень из треугольных чешуй. Живет в норах глубиной до 1 м. До прихода европейцев населяла Северные и Южные о-ва Новой Зеландии, где к концу 19 в. была истреблена; сохранилась на близлежащих островах в специальном заповеднике. Занесена в Красную книгу. Успешно разводится в Сиднейском зоопарке.

(9-й слайд) ИРБИС (снежный барс) - млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 130 см, хвоста до 105 см. Обитает в горах Центральной и Средней Азии. Из-за уменьшения количества диких копытных (пищи ирбиса) и отлова ирбисов для зоопарков находится под угрозой исчезновения. В неволе размножается.

(10-й слайд) БЕГЕМОТЫ - семейство парнокопытных животных подотряда нежвачных. 2 вида, встречается в Экваториальной Африке. У обыкновенного бегемота (гиппопотама) длина тела до 4,5 м, весит 2-3 (иногда до 4) т. Карликовый бегемот (длина тела 1,7-1,8 м, весит до 250-270 кг). Редок, занесён в Красную книгу.



(11-й слайд) КОНДОР - хищная птица подотряда американских грифов. Длина свыше 1 м, крылья в размахе до 3 м (самая крупная из современных хищных птиц). Голова и шея голые. Распространён в Южной Америке в альпийском поясе Анд. В Калифорнии обитает находящийся на грани исчезновения калифорнийский кондор или гриф;

(12-й слайд) Кувшинка белая.  В России встречается в Европейской части и Сибири. Обычна во многих районах Средней России. Произрастает в стоячих и медленно текущих водах на глубинах до 2 м. Нередко образует обширные заросли. Цветки весьма красивы, поэтому кувшинку нередко называют белой водной лилией. Это растение украшает водоемы не только замечательными цветками, но и привлекательными листьями. К сожалению, это растение стало исчезать из водоемов в густо населенных местах, так как постоянно обрывают его цветки. Имеет значение и загрязнение водоемов, так как кувшинка предпочитает чистую воду.

(13-й слайд) МАМОНТОВО ДЕРЕВО (синонимы: секвойядендрон, вашингтония, веллингтония) - род хвойных деревьев семейства таксодиевых. Единственный вид - секвойядендрон гигантский (мамонтово дерево). Отдельные небольшие рощи секвойядендрона распространены только в Калифорнии, в заповедниках. Разводят как декоративное в парках и садах во многих странах мира.

(14-й слайд) СЕКВОЙЯ - род хвойных деревьев семейства таксодиевых. Единственный вид - секвойя вечнозеленая, высота свыше 100 м, диаметр 6-11 м. Естественные насаждения только в горах Калифорнии и Южного Орегона (США). Культивируют ради легкой и прочной древесины (используют для подводных сооружений.), а также как декоративное.

(15-й слайд) БАШМАЧОК - род многолетних растений семейства орхидных. Около 50 видов, растёт главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Некоторые виды декоративны. Венерин башмачок (охраняется в Европе с конца 19 в). Под этим же названием в оранжереях разводят тропические орхидеи из других родов.

Учитель: Мы послушали и посмотрели о Красной книге. А как вы думаете, ребята, чтобы сохранить природу, достаточно одной Красной книги? (ответы детей)

Конечно, нет! И такая неразумная жизнь людей приводит к исчезновению растений и животных. Так появилась Чёрная книга – это список животных, вымерших по вине человека. (16 слайд). Посмотрим некоторых из них.

(17 – 18 слайды) Странствующий голубь – Эти птицы обитали в 19 в. В Северной Америке, образуя иногда гигантские стаи. Один из первых орнитологов Александр Уилсон видел в 1810 году стаю странствующих голубей, которая пролетала над ним 4 часа. Он приблизительно подсчитал количество птиц в ней и получил невероятную цифру – 2 230 272 000 голубей. Их уничтожали всеми возможными способами: стреляли из ружей, ловили птиц сетями, убивали палками и камнями. В результате были уничтожены все крупные гнездовые поселения этих птиц. Последнего голубя убили в 1899 году, а живший в зоопарке голубь умер в 1914 году.

(19 – 20 слайды) Тур – древний предок домашних быков. Обитал в лесах, степях и лесостепях. Был добычей охотников, вымерли в 15 веке, последний тур был убит охотниками в 1627 году на территории Польши.

(21 – 22 слайды) Дронт (додо) – очень доверчивая птица, летать не умела, была упитана и аппетитна на вид. Обитала на Маскаренских островах. Прибывшие колонизаторы на острова в 16 в. просто – напросто съели всех дронтов.

(23 - 25 слайды) МОРСКАЯ КОРОВА (стеллерова корова) - морское млекопитающее отряда сирен. Открыта в 1741 Г. Стеллером (спутником В. И. Беринга). Длина до 10 м, масса до 4 т. Обитала у Командорских островов. В результате хищнического промысла к 1768 полностью истреблена. В основном люди использовали подкожный жир и мясо морских коров.

«Запах и вкус жира очень приятны и по вкусу сильно превосходят сало морских и домашних животных. Мясо красное, более плотное, чем говяжье, сохраняется долго в жаркие дни без запаха. Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу, как овечье» - писал Стеллер в своих очерках. Была истреблена к 1768г.

(26-й слайд) СУМЧАТЫЙ ВОЛК (тасманийский волк - тилацин), млекопитающее отряда сумчатых, единственный вид семейства. Туловище удлиненное, голова сходна с собачьей. Длина тела 100-130 см, хвоста 50-60 см. Был распространен по всей Австралии, а также на Новой Гвинее; в конце 19 - начале 20 вв. сохранился на Тасмании, где уничтожался фермерами как хищник, поедающий овец; в 40-е годы 20 в., вероятно, полностью исчез.

(27 слайд) Бескрылая гагарка – обитала на островах северной части Атлантики, уничтожалась в больших количествах моряками. Уходя в плавание, они заполняли трюмы бочками с птицами. Издавна велся и промысел яиц. Последние птицы были убиты 3 июня 1844 года.

(28 слайд) Моа – гигантская птица, жила на острове Мадагаскар до начала 19в., имела рост 3,7 м, весила около 230 кг. Вымерли из-за уничтожения тропических лесов, где они обитали.

(29 слайд) Ведущий. Ну и какие же мероприятия должны проводить люди, чтобы сохранить животных и растения? (высказывания детей).

В нашей стране накоплен большой опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр. Для этого проводится ряд мероприятий по охране природы. Послушайте о них.

(выступление ученицы, 30-й слайд)





Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 1994) около 90 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

(просмотр видеофильма о заповеднике растений)

(31-й слайд) ЗАКАЗНИК - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д.Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

(32-й слайд) ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК (зоопарк), научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. От зоосада отличается большей территорией, более обширной и разнообразной коллекцией животных. В 1990 в мире было около 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации около 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.

(просмотр видеофрагмента о тигре).

(33-й слайд) НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (природный национальный парк), территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника  отличается допуском посетителей для отдыха. Первый в мире Йеллоустонский национальный парк основан в 1872 в США. К 1982 в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий, близких к ним по организации, площадью более 2,7 млн. км2.

(просмотр видеофрагмента о слоне).

(34-й слайд) ПИТОМНИК

1) хозяйство, занимающееся размножением и выращиванием сеянцев и саженцев растений, а также животных (собак, змей и др.).

2) Участок в опытном или научно-исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений.

(просмотр видеофрагмента о змеином питомнике)

(35-й слайд) БОТАНИЧЕСКИЙ САД - научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), ботанический сад Калькутты в Индии и др.

Ведущий (36-й слайд). Ребята, а сейчас ответьте на вопросы, которые вы видите на экране.

1.Сейчас уже, кажется, всем ясно, что разрушать природу дальше недопустимо. Однако это разрушение продолжается… Какими качествами, на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожающие редкие растения, исчезающих животных?

Ребята, скажите, а вы обладаете такими качествами? (Ответы детей)

2.Почему очень часто не удается наладить надежную защиту редких видов даже в заповедниках и национальных парках?

3.Что, по вашему мнению, должны предпринимать правительства разных стран, чтобы остановить обеднение растительного и животного мира?

А можем ли мы с вами сохранять природу? Что для этого мы должны делать?

(37 - 38 слайды) листовки с обращениями к людям по охране природы.

(39 слайд) – правильно вести себя в природе, например, не рвать охапками полевые цветы.

Цветы украшают луга и леса

это не только природы краса

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют из них сладкий нектар

Не надо друзья их бессмысленно рвать

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты… Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!


(40 слайд) – В лесу, на лугу не оставлять после себя мусор, не ломать деревья, не делать на них надписи, типа «Мы здесь были»

Стоят деревья - великаны

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут

Добро и красоту несут!

(41 -42 слайды) - На лугу летом не ловить бабочек и стрекоз, не разорять гнёзда птиц.

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится

Пляшет, веселится…

Лету все так рады

Их ловить не надо…

Пусть себе летают

Землю украшают…


Люди запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!

Ведущий. И в заключение нашего мероприятия хочется ещё раз показать кадры, где запечатлена красота нашей природы и ещё раз призвать всех охранять нашу природу, относиться к ней заботливо, как к Матери.

Мы начали наше мероприятие со стиха и закончим его также стихотворением, которое является эпиграфом нашего мероприятия.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей