СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненные уроки рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок погружения в текст с использованием фронтальной и групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Жизненные уроки рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.


Тема урока: Жизненные уроки рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».


Учитель: Лухманова Г.П.


Цель для ученика:


  1. Составление памятки «Как жить в ладу с совестью».

Задачи:

  1. Дать характеристику герою.

  2. Проанализировать ключевые эпизоды рассказа.

  3. Заполнить памятку.


Цель для учителя: обучение анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла.

Задачи:

Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся; расширять и обогащать словарный запас школьников; совершенствовать навыки работы с текстом., развивать навыки осмысленного чтения;


Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки; воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях, способствовать познанию общечеловеческих ценностей: доброта, совестливость, умение прощать;


Коммуникативные: совершенствовать умение работать в парах, группах



Тип урока: урок применения знаний и умений (урок погружения в текст)



Формы работы: групповая, фронтальная, в парах

Опорные понятия, термины: эпизод, символ,совесть


Ресурсы: основные: текст, раздаточный материал, листы самооценки

Технологии: Технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования.


Планируемые результаты: Предметные: углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героя.

Метапредметные: развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совесть, умение признавать свои ошибки.

Методы и приемы: Исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности


Учитель подводит к теме урока.

На этом уроке продолжим работу над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».

- Согласитесь ли вы со мной, что герой рассказа абсолютно счастливый человек?

- Его воспитывают бабушка и дедушка, он не обделён любовью, у него всё есть.





Отвечают на вопросы учителя

Нет, он сирота.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний


Послушайте небольшой отрывок стр. 221-222 «повздыхал я, повздыхал, даже чуть было не всплакнул, терзался, ворочаясь на полатях, сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника».

- Что мешает герою быть счастливым?

- Что мешает спокойно заснуть, ни о чём не думая?


Отвечают на вопросы учителя





Муки совести, стыдно ему, не живёт в ладу с совестью, мешают его же собственные поступки.



Определение темы урока, цели и задач.


Как вы думаете, зачем автор делает нас, читателей, свидетелями его мучений, угрызений совести?


А попробуйте сформулировать тему нашего урока? ( После ответа учеников открываю доску, на которой записана тема урока).

Выделим ключевое слово в теме.

Уроки - это наставления.

Я предлагаю вам как результат нашего урока составить памятку, как надо жить, чтобы не чувствовать себя несчастным, как наш герой, и назвать нашу памятку «Как жить в ладу с совестью».

Это и будет целью нашего урока.

Для того, чтобы достичь цели, нам необходимо определить задачи урока.

Я вам предлагаю на выбор, опираясь на цель, четыре задачи. Выберите те, которые помогут достичь цели.


  1. Дать характеристику герою.

  2. Проанализировать ключевые эпизоды рассказа.

  3. Заполнить памятку.

  4. Составить план к сочинению.




Итак, тема дана, цель есть, задачи определены. Свою работу вы будете оценивать самостоятельно. Перед каждым на парте лежит лист самооценки. Оценивать работу будете на каждом этапе урока.

Что бы мы не допускали таких же ошибок, как наш герой, то есть это урок для нас.

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Пытаются сформулировать тему урока.

Жизненные уроки рассказа «Конь с розовой гривой»


Уроки.











Слушают учите­ля. Ученики прочитывают вслух задачи и выбирают те, которые помогут достичь цели в диалоге с учителем (лишняя задача – составить план к сочинению – убирается с доски).


Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.






Регулятивные: определяют, исходя из цели, задачи урока.


Решение задач урока.


Итак, жизненные уроки рассказа. Вы уже сказали, что это уроки для нас. А каков наш герой?

Что обозначают слова, которые вы видите на доске? (слабость характера, стыд, трудолюбие, страх, доверие, жестокость, превосходство, власть, сочувствие, жалость, обман, старание, воровство, раскаяние, доброта)

Рассказ прочитан, вы вполне можете охарактеризовать нашего героя.

На ваших партах, вы найдёте те же самые слова, что и на доске. Возможно, не все они относятся к нашему герою. Но есть как положительные, так и отрицательные.

Выберите из предложенных качеств те, которые наиболее подходят к герою с вашей точки зрения.

Совпал ли ваш выбор с тем, что вы видите на доске?

Почему?



Оцените свою работу в паре.

В каждом из нас, как ни странно, живут как положительные, так и отрицательные качества. Жизнь даётся человеку, чтобы не просто прожить, а прожить достойно, поэтому часто преподносит свои уроки.

А какие, выясним, проанализировав ряд эпизодов. Словарная работа.

Вспомните, что называется эпизодом?


Так как эпизодов много, поработаем в группах. Учитель определяет для работы в группе три минуты. Каждая группа отвечает на заданные вопросы.
















1 группа:

- Зачем герою нужен был пряник?

- Что приобретал Витя, имея пряник?



- Выберите из списка качества, присущие Вите в данном эпизоде?

- На какую чашу весов отправим, это положительное или отрицательное качество?


2 группа:

- Зачем идёт за ягодами?

- Как работает?

- Какие качества видим в мальчике?


- Как работают левонтьевские ребятишки?


3 группа:

- Что это была за уда?





- Какой человек может попасться так глупо на уду?


- Какое качество героя видим в этом эпизоде?

Вопрос всему классу

- Вспомните, какие поступки последовали за этим «слабо»?




Развлечения были жестокими, автор не случайно показывает взаимоотношения человека и природы, так как считает их показателями духовности, самым главным критерием нравственной оценки человека.

Оцените действия мальчика, выберите из списка.

- Какой жизненный урок можем вывести из этих эпизодов?

4 группа:

- Выделите глаголы - поведения мальчика.

- Натворил наш герой немало, что же происходит в душе мальчика?

- Как он себя чувствует после стольких плохих поступков?



- Как называется такое внутреннее состояние?

- Мы видим, как трудно герою, он хочет рассказать, но не может, боится.

- Какие жизненные уроки преподносит нам автор?





5 группа:

- Какие варианты спасения ищет герой на следующий день?


- Какое чувство движет героем в выборе путей спасения?


6 группа:

- Какое состояние испытывает утром Витя?

- Почему не смотрит в глаза бабушке?

- Когда человеку становится стыдно?

Какой жизненный урок получает герой?



-В душе героя происходит перелом, какое новое чувство просыпается в нем?

- А что вызвало чувство вины?

- Дайте определение слову «совесть».

- Как вы его понимаете? А что говорит словарная статья?

- Происходит нравственное пробуждение через душевные мучения, и это пробуждение совести бабушка чем закрепляет? (чтение отрывка стр. 231)


- Какой жизненный урок преподносит бабушка?





Нравственные качества человека, черты характера, поступки, состояние










Учащиеся работают в парах, одна пара у доски.


Нет

Потому что, каждый читающий по-своему воспринимает героев.











Это отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.




Работа в группах.

1 группа- эпизод «Пряник» стр.214

2 группа – эпизод «Поход за ягодами». Стр.217-218

3 группа – диалог Саньки и Вити (три человека по ролям) стр.219

4 группа – эпизод «Ночью» стр.222-223

5 группа – стр.223-227 ищут ответы на вопросы

6 группа – эпизод «Утром» стр.229


.Работают в группах, выполняют задания.

Знакомят с результатами рабо­ты группы, слу­шают и обсуж­дают ответы товарищей.



С ним почет, внимание.

С ним он герой, это средство выделиться, пряник дал Вите власть над другими ребятами.


Превосходство, власть


Отрицательное






Старание, трудолюбие, терпение (положительные)




Выразительно читают отрывок из текста.

Делают выводы.

Санька провоцирует героя. «Слабо» - это провокация Саньки, а Витьке хочется быть героем в глазах ребят.


Слабый, зависимый, несамостоятельный


Слабость характера



Обещает, что украдёт калачи у бабушки, растерзали рыбу, подбили стрижа, набил туесок травой и прикрыл ягодами по совету Саньки.







Воровство, жестокость, обман


Урок 1.

Нельзя быть слабохарактерным.






Переживает, терзается, елозит, мучается, хочет рассказать бабушке утром


Раскаяние



Урок 2.

Трудно признаться в содеянном.

Урок 3

Душевное раскаяние очень мучительно.


Хочет скрыться у дедушки на заимке, идёт на рыбалку, убегает от бабушки к тёте Фене.


Эгоизм, страх, желание уйти от наказания.


Стыд, чувство вины



Когда он всё понял и раскаялся.

Урок 4.

Раскаяние приносит облегчение.


Чувство вины


Совесть


Работа со словарём Ожегова.





Учащиеся выразительно читают отрывок стр. 231

Урок 5.

Будь добрым, уметь прощать!

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: планируют необходи­мые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы,

Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения.


Личностные: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, выдвигают гипотезы и их обоснование.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, прислушиваются к мнению одноклассников.


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с трудолюбием.

Познавательные: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Регулятивные: планируют необходи­мые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы, оценивание.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в п рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познавательных задач







Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрен Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

 Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания.

Итог урока.


- А почему уроки доброты считаются самыми действенными уроками?

- Как вы понимаете значение слова «символ»?


- Вспомните начало рассказа. Символом чего был для Вити пряник?

- А символом чего стал после всей этой истории в конце рассказа?

Оцените свою работу в группе.


А теперь вернёмся к цели урока.

- Для достижения цели все задачи урока выполнили?

- Оцените свою работу на уроке.

Они запоминаются на всю жизнь.


Работа со словарём. Символ – это условное обозначение какого-либо образа.

Символом мечты.


Символом совести.


Выставляют отметки в листах самооценки.


Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия.

- Прочитайте памятку.










- Для чего необходимо знание этих простых жизненных правил?

- Достаточно ли только знать эти правила?

Читают вслух памятку.

  1. Нельзя быть слабохарактерным.

  2. Трудно признаться в содеянном.

  3. Душевное раскаяние очень мучительно.

  4. Раскаяние приносит облегчение.

  5. Будь добрым, уметь прощать!


Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

 Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания.

Домашнее задание

Поразмышляйте и напишите сочинение-миниатюру «Зачем человеку знание этих жизненных правил?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!