Определение темы урока, цели и задач. | Как вы думаете, зачем автор делает нас, читателей, свидетелями его мучений, угрызений совести? А попробуйте сформулировать тему нашего урока? ( После ответа учеников открываю доску, на которой записана тема урока). Выделим ключевое слово в теме. Уроки - это наставления. Я предлагаю вам как результат нашего урока составить памятку, как надо жить, чтобы не чувствовать себя несчастным, как наш герой, и назвать нашу памятку «Как жить в ладу с совестью». Это и будет целью нашего урока. Для того, чтобы достичь цели, нам необходимо определить задачи урока. Я вам предлагаю на выбор, опираясь на цель, четыре задачи. Выберите те, которые помогут достичь цели. Дать характеристику герою. Проанализировать ключевые эпизоды рассказа. Заполнить памятку. Составить план к сочинению. Итак, тема дана, цель есть, задачи определены. Свою работу вы будете оценивать самостоятельно. Перед каждым на парте лежит лист самооценки. Оценивать работу будете на каждом этапе урока. | Что бы мы не допускали таких же ошибок, как наш герой, то есть это урок для нас. Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Пытаются сформулировать тему урока. Жизненные уроки рассказа «Конь с розовой гривой» Уроки. Слушают учителя. Ученики прочитывают вслух задачи и выбирают те, которые помогут достичь цели в диалоге с учителем (лишняя задача – составить план к сочинению – убирается с доски). | Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: определяют, исходя из цели, задачи урока. |
Решение задач урока. | Итак, жизненные уроки рассказа. Вы уже сказали, что это уроки для нас. А каков наш герой? Что обозначают слова, которые вы видите на доске? (слабость характера, стыд, трудолюбие, страх, доверие, жестокость, превосходство, власть, сочувствие, жалость, обман, старание, воровство, раскаяние, доброта) Рассказ прочитан, вы вполне можете охарактеризовать нашего героя. На ваших партах, вы найдёте те же самые слова, что и на доске. Возможно, не все они относятся к нашему герою. Но есть как положительные, так и отрицательные. Выберите из предложенных качеств те, которые наиболее подходят к герою с вашей точки зрения. Совпал ли ваш выбор с тем, что вы видите на доске? Почему? Оцените свою работу в паре. В каждом из нас, как ни странно, живут как положительные, так и отрицательные качества. Жизнь даётся человеку, чтобы не просто прожить, а прожить достойно, поэтому часто преподносит свои уроки. А какие, выясним, проанализировав ряд эпизодов. Словарная работа. Вспомните, что называется эпизодом? Так как эпизодов много, поработаем в группах. Учитель определяет для работы в группе три минуты. Каждая группа отвечает на заданные вопросы. 1 группа: - Зачем герою нужен был пряник? - Что приобретал Витя, имея пряник? - Выберите из списка качества, присущие Вите в данном эпизоде? - На какую чашу весов отправим, это положительное или отрицательное качество? 2 группа: - Зачем идёт за ягодами? - Как работает? - Какие качества видим в мальчике? - Как работают левонтьевские ребятишки? 3 группа: - Что это была за уда? - Какой человек может попасться так глупо на уду? - Какое качество героя видим в этом эпизоде? Вопрос всему классу - Вспомните, какие поступки последовали за этим «слабо»? Развлечения были жестокими, автор не случайно показывает взаимоотношения человека и природы, так как считает их показателями духовности, самым главным критерием нравственной оценки человека. Оцените действия мальчика, выберите из списка. - Какой жизненный урок можем вывести из этих эпизодов? 4 группа: - Выделите глаголы - поведения мальчика. - Натворил наш герой немало, что же происходит в душе мальчика? - Как он себя чувствует после стольких плохих поступков? - Как называется такое внутреннее состояние? - Мы видим, как трудно герою, он хочет рассказать, но не может, боится. - Какие жизненные уроки преподносит нам автор? 5 группа: - Какие варианты спасения ищет герой на следующий день? - Какое чувство движет героем в выборе путей спасения? 6 группа: - Какое состояние испытывает утром Витя? - Почему не смотрит в глаза бабушке? - Когда человеку становится стыдно? Какой жизненный урок получает герой? -В душе героя происходит перелом, какое новое чувство просыпается в нем? - А что вызвало чувство вины? - Дайте определение слову «совесть». - Как вы его понимаете? А что говорит словарная статья? - Происходит нравственное пробуждение через душевные мучения, и это пробуждение совести бабушка чем закрепляет? (чтение отрывка стр. 231) - Какой жизненный урок преподносит бабушка? | Нравственные качества человека, черты характера, поступки, состояние Учащиеся работают в парах, одна пара у доски. Нет Потому что, каждый читающий по-своему воспринимает героев. Это отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью. Работа в группах. 1 группа- эпизод «Пряник» стр.214 2 группа – эпизод «Поход за ягодами». Стр.217-218 3 группа – диалог Саньки и Вити (три человека по ролям) стр.219 4 группа – эпизод «Ночью» стр.222-223 5 группа – стр.223-227 ищут ответы на вопросы 6 группа – эпизод «Утром» стр.229 .Работают в группах, выполняют задания. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. С ним почет, внимание. С ним он герой, это средство выделиться, пряник дал Вите власть над другими ребятами. Превосходство, власть Отрицательное Старание, трудолюбие, терпение (положительные) Выразительно читают отрывок из текста. Делают выводы. Санька провоцирует героя. «Слабо» - это провокация Саньки, а Витьке хочется быть героем в глазах ребят. Слабый, зависимый, несамостоятельный Слабость характера Обещает, что украдёт калачи у бабушки, растерзали рыбу, подбили стрижа, набил туесок травой и прикрыл ягодами по совету Саньки. Воровство, жестокость, обман Урок 1. Нельзя быть слабохарактерным. Переживает, терзается, елозит, мучается, хочет рассказать бабушке утром Раскаяние Урок 2. Трудно признаться в содеянном. Урок 3 Душевное раскаяние очень мучительно. Хочет скрыться у дедушки на заимке, идёт на рыбалку, убегает от бабушки к тёте Фене. Эгоизм, страх, желание уйти от наказания. Стыд, чувство вины Когда он всё понял и раскаялся. Урок 4. Раскаяние приносит облегчение. Чувство вины Совесть Работа со словарём Ожегова. Учащиеся выразительно читают отрывок стр. 231 Урок 5. Будь добрым, уметь прощать! | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы, Коммуникативные: слушают, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: извлекают необходимую информацию, выдвигают гипотезы и их обоснование. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, прислушиваются к мнению одноклассников. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы, оценивание. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в п рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрен Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |