СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнестойкость личности как психологический феномен

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ритм жизни современного общества можно по праву назвать стрессогенным, а в некоторых случаях даже экстремальным и критическим. Это обуславливается многими факторами, среди которых мы можем отметить текущие социально-экономические преобразования, политическую обстановку, экологическое состояние окружающей среды, а так же возрастающее информационное воздействие, которому все мы невольно подвергаемся. Всё это сказывается на психологическом здоровье человека, его эмоциональном благополучии.

Просмотр содержимого документа
«Жизнестойкость личности как психологический феномен»

Жизнестойкость личности как психологический феномен

Ритм жизни современного общества можно по праву назвать стрессогенным, а в некоторых случаях даже экстремальным и критическим. Это обуславливается многими факторами, среди которых мы можем отметить текущие социально-экономические преобразования, политическую обстановку, экологическое состояние окружающей среды, а так же возрастающее информационное воздействие, которому все мы невольно подвергаемся. Всё это сказывается на психологическом здоровье человека, его эмоциональном благополучии.

Способность личности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия, демонстрируя высокую устойчивость к стрессогенным факторам, получила название – жизнестойкость, и сегодня её наличие как никогда иначе, жизненно важно и необходимо. Именно поэтому современная психологическая наука проявляет повышенный интерес к изучению данного феномена, и его роли в поддержании психологического здоровья человека. Целью нашей статьи является теоретический анализ понятия жизнестойкость, рассмотрение её составляющих свойств и признаков, а так же определение взаимосвязей со сходными понятиями и явлениями, рассматриваемыми отечественными и зарубежными психологам.

Впервые на данный феномен было обращено внимание в 80-х годах XX века, именно тогда было введено понятие “hardiness”, что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали “hardiness” как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию. “Hardiness”, с точки зрения авторов, облегчало признание человеком своих реальных возможностей и принятие им собственной уязвимости. Данное качество представляло собой своеобразную базу, помогающую перерабатывать стрессовые воздействия и трансформировать негативные впечатления в новые возможности.

Данный феномен привлёк внимание многих исследователей, в том числе и именитого отечественного психолога Д.А. Леонтьева. Понятие “hardiness” он перевёл на русский язык как жизнестойкость, что впоследствии придало данному термину особую эмоциональную окраску. Так, в словаре А. Ребера под определением «устойчивый» понимается характеристика индивида, поведение которого относительно надёжно и последовательно. Противоположностью устойчивости служит «неустойчивость», то есть непредсказуемость и беспорядочность поведения и настроения, либо, вовсе его опасность для окружающих. Таким образом, понятие «жизнестойкость» включает в себя эмоционально насыщенное слово «жизнь» и психологически актуальное свойство «стойкость».

Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев определяет жизнестойкость как черту, характеризующуюся мерой преодоления личности самой себя. Наиболее близким к понятию жизнестойкости Д.А. Леонтьев относит термин «жизнетворчество», то есть расширение человеком мира, своих жизненных отношений. Основными составляющими жизнестойкости, по его мнению, выступают убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость влияет как на оценку текущей ситуации, которая воспринимается менее травматичной, так и на дальнейшие действия человека, стимулируя его к заботе о собственном здоровье и психологическом благополучии.

Немного иначе определяет жизнестойкость Л.А. Александрова. С её точки зрения жизнестойкость – это особая интегральная способность, способствующая успешной адаптации личности. Основные её компоненты входят в два блока: блок общих способностей включает в себя базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность; блок специальных способностей, включает навыки взаимодействия с людьми, а также навыки преодоления различных типов сложных ситуаций.

В дальнейшем, теоретическим фундаментом для разработки данного понятия послужили положения экзистенциальной психологии. По мнению психологов, работающих в русле данного направления, все события нашей жизни представляют собой результат принятия решений. Любое решение – это выбор. Либо выбор будущего – неизвестности, либо прошлого – определённости. При этом выбор будущего, как часто случается, сопровождается онтологической тревогой. И чем больше изменений предвидится, тем выше тревога. Поэтому, чтобы избежать её, человек поступает привычно, то есть выбирает прошлое. Однако чрезмерно частый выбор в пользу прошлого ведёт к застою, тем самым увеличивая чувство бессмысленности жизни. Выбор же будущего, несмотря на закономерную тревогу, приносит в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулируя его к дальнейшему личностному развитию.

Механизм действия жизнестойкости здесь заключается в воздействии установок на оценку текущей жизненной ситуации и готовности человека активно действовать в пользу будущего. В тоже время, по утверждению С. Мадди и Д. Фиске, изначально сложилось, что существуют люди с высоким и низким уровнем активности, вследствие тенденции ядра личности, стремящегося сохранить характерный для него уровень активации. Однако во многом благодаря осознанию важности собственной активности, в противовес пассивности, человек способен понять, что именно посредством неё он сможет воздействовать на свою собственную жизнь, и именно она оказывается ключевой переменной препятствующей возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Таким образом, мы можем утверждать, что данная теория сообщает нам о привычных и потенциальных уровнях активации, а одним из главных оснований жизнестойкости, по мнению С. Мадди, является черта активности, в противовес пассивности.

С. Мадди было установлено, что характерная кривая активации личности формируется на ранних периодах жизни, после чего она мало изменяется. Сенситивным периодом формирования и развития компонентов жизнестойкости является детство и подростковый возраст, а решающим фактором здесь выступают детско-родительские отношения. Конечно, в дальнейшем так же возможно развитие жизнестойкости, однако её темпы будут не столь высоки как в ранние периоды.

Перейдя к рассмотрению структуры жизнестойкости, вновь обратимся к трудам Сальвадора Мадди. Им было выделено три компонента – это вовлечённость, контроль и принятие риска. Далее представим каждый из трёх компонентов в отдельности:

Первым составным компонентом жизнестойкости является «вовлечённость». Вовлечённость – это убеждённость человека в том, что участие в происходящих событиях даёт ему возможность найти в жизни что-то стоящее и интересное. Люди с развитым компонентом вовлечённости умеют получать искреннюю радость от своей собственной деятельности. За счёт погружённости в рабочий процесс, а так же активной творческой позиции они находят в повседневных делах много всего ценного и интересного, что позволяет им успешно преодолевать актуальные и потенциальные стрессы. Отсутствие у человека чувства вовлечённости, напротив, способствует возникновению подавленности и отверженности, убеждённости, что жизнь проходит мимо него.

Следующим компонентом в структуре жизнестойкости является «контроль». Контроль – это своеобразная установка на проявление жизненной активности. Человеку, наделённому высокоразвитым контролем свойственна активная жизненная позиция, ощущение, что он самостоятельно, независимо не от кого выбирает свой собственный путь, и что только он сам может повлиять на результат происходящего. В противоположность этому может формироваться чувство собственной беспомощности, ощущение, что от собственного выбора ничего не зависит, и что всё решается кем-то другим, но никак не самим человеком.

И третий компонент жизнестойкости – это «вызов», или как его ещё называют – «принятие риска». Принятие риска представляет собой убеждённость человека в том, что всё то, что с ним происходит, способствует его личностному развитию, а из любого жизненного события, позитивного или негативного можно подчерпнуть полезный для себя опыт. Такой человек может считать стремление к повседневному комфорту и безопасности скучным, обедняющим жизнь, а действия вопреки трудностям, и в отсутствие гарантированного успеха, весьма полезными. Напротив, люди с низкими показателями вызова не умеют должным образом пользоваться полученным опытом, и предпочитают довольствоваться малым.

Таким образом, мы видим, что для сохранения оптимальной работоспособности, активности в стрессогенных ситуациях, и самое главное, психологического здоровья особо важна высокая развитость каждого из трёх представленных компонентов жизнестойкости.

Касаясь вопроса определения взаимосвязей жизнестойкости со сходными понятиями и явлениями, мы можем сказать, что на данный момент времени, в отечественной и зарубежной психологии имеют место многочисленные исследования отражающих сущностные черты данного явления. Так, Д. Бэнк и Л. Кэннон в своих исследованиях рассматривали влияние “hardiness” на взаимосвязь между стрессорами и психосоматической патологией. Они выяснили, что лица, обладающие хорошо выраженными качествами “hardy”, испытывают стрессы намного реже и не воспринимают мелкие неприятности как стрессогенные. В свою очередь С. Ханг установил, что люди с высокой выраженностью жизнестойкости имеют высокую вероятность оставаться здоровыми и воспринимать изменения, происходящие в их жизни как положительные. Исследования И. Солковой и П. Томанека выявили, что жизнестойкость положительно воздействует на ресурсы совладания, повышая при этом общую самоэффективность. Лица, имеющие высокие показатели “hardiness”, имеют более высокую когнитивную оценку и развитые копинг-стратегии.

В отечественной психологии жизнестойкость стала изучаться сравнительно недавно, но уже имеются довольно интересные исследования. Так, Е.И. Рассказова в своих исследованиях установила, что жизнестойкость способствует поддержанию общей витальности и активной деятельности человека. Исследования Л.А. Александровой показали, что высокий уровень жизнестойкости способствует успешной личностной адаптации, а также препятствует повышению тревожности и возникновению напряжения в адаптационный период. Так же было установлено, что жизнестойкость отрицательно связана с депрессивностью, использованием неадаптивных копинг механизмов, а также некоторыми симптомами посттравматического стрессового расстройства.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что жизнестойкость является интегративным личностным качеством, позволяющим успешно переносить стрессовые ситуации, при этом поддерживая оптимальную работоспособность и сохраняя внутренний баланс. Происходит это благодаря ориентации на будущее и сокрытой в ней активности, привносящей в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулирующей его к дальнейшему личностному развитию.

Основными составляющими жизнестойкости являются убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость включает в себя три компонента, а именно: вовлечённость, отвечающую за получение человеком радости от выполняемой деятельности; контроля, позволяющему человеку поддерживать активную жизненную позицию и самостоятельно выбирать свой жизненный путь; принятия риска, подталкивающему к оправданному риску и помогающему пользоваться полученным опытом.

Наиболее динамичными периодами формирования жизнестойкости являются ранние периоды отногенеза, а именно детский и подростковый возраста, а решающим фактором её развития выступают детско-родительские отношения.

Жизнестойкость тесно взаимосвязана с общей самоэффективностью, психологическим благополучием, успешной адаптацией и жизнетворчеством, а также положительно коррелирует со стратегиями совладания, направленными на активное разрешение проблем.






Формирование жизнестойкости

Что такое жизнестойкость? Под таким вот витиеватым словечком скрывается сложное многогранное свойство психики человека.

Жизнестойкость — это способность модулировать и справляться с реакцией на стресс – качество очень важное как для физического, так и для психического здоровья личности. Неоднократными исследованиями было подтверждено, что оно не является врожденным, а вырабатывается и тренируется. Большая роль в этом процессе, который начинается с дошкольного возраста и продолжается практически всю жизнь, отводиться семье, окружению и социуму: от созданных условий будет зависеть дальнейший успех индивидуума.

Жизнестойкость у детей: от каких факторов зависит

Большинство родителей убеждены, что ограждая ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от любых видов стрессовых ситуаций, они смогут создать гармоничные условия для их развития и роста.

Однако, такая практика имеет обратный эффект: дети, которые в детстве не научились адекватно реагировать на те или иные жизненные обстоятельства, в последующем не умеют правильно реагировать, сталкиваются с трудностями социализации и низкой самооценкой.

Психологи выявили, что положительный эффект на формирование жизнестойких убеждений оказывали:

  • уверенность в поддержке родителей или близких. Это одно из главных требований.

  • поощрение к самостоятельности.

  • вовлеченность в различные мероприятия, школьную жизнь.

Вопреки бытующему мнению смена места жительства или школы/секции/кружков, а также финансовые сложности в семье не только не оказывают отрицательный эффект на жизнестойкость, но и даже наоборот укрепляют ее.

Родители и близкие к ребенку люди должны научить его искать и находить правильные решение «сложных» ситуаций, начиная с конфликтов со сверстниками из-за игрушки, как адекватно реагировать на критику, а также помочь ему найти собственное предназначение (развивать таланты, поддерживать стремления).

Жизнестойкие дети отличаются автономностью, что позволяет четко проводить линию между собой (своим мнением, целями, приоритетами) и окружающим миром. Они легко берут ответственность за свои поступки, а к окружающим относятся с симпатией.

Формирование жизнестойкости у подростков

Один из самых психически нестабильных этапов нашей жизни приходиться на подростковый период, причем это распространяется на все уровни: интеллект, эмоции, чувства. И это притом, что именно в подростковый период происходит самоидентификация в обществе, определения основных смысловых и ценностных идеалов. Уверенность в собственных силах, чувство защищенности и важности для окружения – играют ключевую роль в поддержании баланса.

Для развития жизнестойких черт личности подросткового периода важно:

  • развивать социальные способности;

  • заниматься совместной работой вместе со значимыми и важными в его жизни взрослым;

  • уделять внимание образованию и расширению кругозора.

Наиболее важными требования для формирования личности являются возможность отстаивать собственное мнение и взгляды, при поддержке близких. Наличие семейных ценностей и правильных жизненных установок (жизнерадостность, образованность, твердость воли) сначала помогут приобрести навыки саморегуляции, а после – самоконтроля. Это «инструменты», которые не позволят впадать в депрессию во время тяжелых жизненных обстоятельствах.

План формирования жизнестойкости

Успех в различных сферах нашей жизни во многом зависит от жизнестойкости, возможности быстро восстанавливать физические и душевные силы. Ключом в формировании этого качества, зачастую является образ мыслей человека. Так в США существует специальная армейская программа, призванная обучать формированию и улучшению жизнестойкости участников. Некоторые советы мы почерпнем из военных премудростей американцев.

Согласно разработанной ими методике, люди с высокой жизнестойкостью способны не сдаваться и не опускать руки в критические моменты, воспринимать проблемы как временное явление, локальное и легко корректируемое. Другими словами при попадании в сложную ситуацию, не стоит воспринимать это как константу, не поддающуюся контролю, это лишь заберет столь необходимые силы и уверенность.

Одно из  главнейших правил жизнестойкости – это избежание так называемого «катастрофического мышления» — склонность предполагать худшее. Необходимо учиться преодолевать негативные мысли, настраиваться на оптимистический лад.

Помимо этого, в вышеупомянутой армейской программе солдат тренируют двум качествам, которые, кажется, имеют мало чего схожего с жизнестойкостью, а именно – благодарности и щедрости. Участники программы учатся отыскивать и ценить те вещи, за которые могут назвать себя удачливыми. Быть благодарными за помощь, и стремиться в свою очередь быть полезными окружающим.

Кроме этого психологи предлагают несколько инструментов для формирования и поддержания жизнестойкости:

  1. не избегать ситуаций, в которых следует применять храбрость и настойчивость. Такой опыт только укрепит веру в собственные силы, и станет примером для детей.

  2. в случае сложностей и неудач, необходимо рационально воспринимать это, как опыт. Проводим оценку собственных действий, двигаемся дальше.

  3. научиться отделять личность (свою или ребенка) от негативных ситуаций или поступков. Да, можно получить плохую оценку, потерять контракт или еще что-то, но от этого мы не становимся неуклюжими и глупыми. Это опыт, а что с ним делать: смотрим пункт выше.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!