СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнедеятельность клеток. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению.

Просмотр содержимого документа
«Жизнедеятельность клеток. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях.»

8 сынып 7 сабағы/ урок 7 Дата:

Сабақтың тақырыбы/Тема урока: Жизнедеятельность клеток.

Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях.

Сабақтың мақсаты/Цель урока: Обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету.

Сабақтың міндеттері/Задачи урока:

Образовательные: сформировать способность находить нужную информации, отбирать главное, обобщить и систематизировать изученно

Развивающие: воспитывать в учащихся чувство радости, удовлетворения от процесса умственного труда.

Воспитательные :развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи, работать в команде:

Сабақтың түрі/Вид урока: комбинированный.

Сабақтың әдісі/Методы: наглядные, словесные, иллюстративные.


Сабақтың барысы/Ход урока:

I.Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент

II. Тірек білімдер пісіктау/Актуализация опорных знаний

1. Работа по карточкам.

2.Работа у доски: по таблице «Внутреннее строение человека» показать: грудную полость, брюшную полость, диафрагму, органы, системы органов.

3.Индивидуальный опрос:

- Из каких частей состоит тело человека?

- Какие системы органов есть у них?

- Какие органы расположены в грудной полости, брюшной полости?

- Что отделяет грудную полость от брюшной?

- Чем объясняется сходство строения тела человека и млекопитающих?

III. Жаңа сабақ /Новая тема

1. Строение клетки

Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению.

Различия между животной и растительной клеткой. (Беседа на основе повторения материала 6 класса с использованием таблиц.)

2. Строение и функции ядра.

Хромосома – органоид клеточного ядра, определяющий наследственный материал клетки.

Хроматида – дочерняя клетка хромосомы.

Ген - участок молекулы ДНК, ответственный определенного белка.

3. Органоиды клетки.

Органоиды – постоянные клеточные структуры, каждая из которых выполняет свои особые функции.

Структура

Схема

Особенности строения

Функции

Мембрана




Состоит из липидов и белков. Липиды образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину. К некоторым белкам прикреплены углеводы.

Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защитную функцию; осуществляет транспортную функцию; воспринимает воздействие внешней среды и обеспечивает связь с соседними клетками.













Цитоплазма


Вязкое вещество

Транспорт пит. в-в, форма клетки

Ядро


Ограничено ядерной оболочкой, ДНК, ядрышко, хромасомы.

Передача насл. информации, регуляция жизнедеятельности клетки

Клеточный центр



Деление клетки




ЭПС


Сеть канальцев, емкостей, полостей, где хранятся вещества, выработанные клеткой; на поверхности могут располагаться рибосомы.

Синтез белков (гранулярная ЭПС), синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС); транспорт питательных в-в.

Рибосомы



Белок + РНК

Синтез белка

Лизосомы


Микроскопические пузырьки

Расщепление белков, жиров, у/в. Ферменты, разрушают и растворяют ненужные части клетки.

Митохондрии


Двухмембранное образование, бобовидной формы

Образование Е (АТФ)

Комплекс Гольджи


Система плоских мешочков и многочисленных пузырьков.

Накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез сложных углеводов. Образование лизосом


Жизнедеятельность клетки.

а) Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)



Химический состав




Органические вещества

Белки (10-20%)

жиры (1-5%)

углеводы (1-2%)

НК (1-2%)

АТФ (1%)

Неорганические вещества

вода (70-85%)

мин. соли (1%)







б) Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)

В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.

Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода.

Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).

в) Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)

Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.

г) Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)

Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.

Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимо­стью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.

IV. Сабақтың бекету/ Закрепление

1.Заполнение таблицы:

Строение клетки.

Название клеточных структур

Особенности строения структуры

Функции структуры





V. Үйге тапсырма беру/Домашнее задание:

Изучить § 4 , страница 20 ответить на вопросы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!