8 сынып 7 сабағы/ урок 7 Дата:
Сабақтың тақырыбы/Тема урока: Жизнедеятельность клеток.
Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях.
Сабақтың мақсаты/Цель урока: Обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету.
Сабақтың міндеттері/Задачи урока:
Образовательные: сформировать способность находить нужную информации, отбирать главное, обобщить и систематизировать изученно
Развивающие: воспитывать в учащихся чувство радости, удовлетворения от процесса умственного труда.
Воспитательные :развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи, работать в команде:
Сабақтың түрі/Вид урока: комбинированный.
Сабақтың әдісі/Методы: наглядные, словесные, иллюстративные.
Сабақтың барысы/Ход урока:
I.Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент
II. Тірек білімдер пісіктау/Актуализация опорных знаний
1. Работа по карточкам.
2.Работа у доски: по таблице «Внутреннее строение человека» показать: грудную полость, брюшную полость, диафрагму, органы, системы органов.
3.Индивидуальный опрос:
- Из каких частей состоит тело человека?
- Какие системы органов есть у них?
- Какие органы расположены в грудной полости, брюшной полости?
- Что отделяет грудную полость от брюшной?
- Чем объясняется сходство строения тела человека и млекопитающих?
III. Жаңа сабақ /Новая тема
1. Строение клетки
Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению.
Различия между животной и растительной клеткой. (Беседа на основе повторения материала 6 класса с использованием таблиц.)
2. Строение и функции ядра.
Хромосома – органоид клеточного ядра, определяющий наследственный материал клетки.
Хроматида – дочерняя клетка хромосомы.
Ген - участок молекулы ДНК, ответственный определенного белка.
3. Органоиды клетки.
Органоиды – постоянные клеточные структуры, каждая из которых выполняет свои особые функции.
Структура | Схема | Особенности строения | Функции |
Мембрана | | | | Состоит из липидов и белков. Липиды образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину. К некоторым белкам прикреплены углеводы. | Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защитную функцию; осуществляет транспортную функцию; воспринимает воздействие внешней среды и обеспечивает связь с соседними клетками. |
| | |
| | |
| | |
| | |
Цитоплазма | | Вязкое вещество | Транспорт пит. в-в, форма клетки |
Ядро | | Ограничено ядерной оболочкой, ДНК, ядрышко, хромасомы. | Передача насл. информации, регуляция жизнедеятельности клетки |
Клеточный центр | | | Деление клетки |
ЭПС | | Сеть канальцев, емкостей, полостей, где хранятся вещества, выработанные клеткой; на поверхности могут располагаться рибосомы. | Синтез белков (гранулярная ЭПС), синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС); транспорт питательных в-в. |
Рибосомы | | Белок + РНК | Синтез белка |
Лизосомы | | Микроскопические пузырьки | Расщепление белков, жиров, у/в. Ферменты, разрушают и растворяют ненужные части клетки. |
Митохондрии | | Двухмембранное образование, бобовидной формы | Образование Е (АТФ) |
Комплекс Гольджи | | Система плоских мешочков и многочисленных пузырьков. | Накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез сложных углеводов. Образование лизосом |
Жизнедеятельность клетки.
а) Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)
Химический состав
Органические вещества
Белки (10-20%)
жиры (1-5%)
углеводы (1-2%)
НК (1-2%)
АТФ (1%)
Неорганические вещества
вода (70-85%)
мин. соли (1%)
б) Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)
В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.
Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода.
Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).
в) Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)
Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.
г) Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)
Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.
Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимостью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.
IV. Сабақтың бекету/ Закрепление
1.Заполнение таблицы:
Строение клетки.
Название клеточных структур | Особенности строения структуры | Функции структуры |
| | |
V. Үйге тапсырма беру/Домашнее задание:
Изучить § 4 , страница 20 ответить на вопросы