СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненный путь С.С.Прокофьева "В каждой мимолётности вижу я миры"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с жизнью и творчеством С.С.Прокофьева

Просмотр содержимого документа
«Жизненный путь С.С.Прокофьева "В каждой мимолётности вижу я миры"»

 Жизненный путь С. С. Прокофьева    «В каждой мимолётности  вижу я миры…» Учитель музыки МБОУ «СОШ № 50 им. Ю.А. Гагарина» Т.В.Волобуева

Жизненный путь С. С. Прокофьева «В каждой мимолётности вижу я миры…»

Учитель музыки

МБОУ «СОШ № 50 им. Ю.А. Гагарина»

Т.В.Волобуева

В 1878 году 31-летний ученый-агроном Сергей Прокофьев с женой Марией, приехали в Сонцовку Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области). Планировали на три года, но остались на всю жизнь.  Здесь у них и родился сын, будущий композитор Сергей Прокофьев. В 1878 году 31-летний ученый-агроном Сергей Прокофьев, с младшей на десять лет женой Марией, приехали в Солнцевку Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области). Планировали на три года, но остались на всю жизнь. Здесь у них родился сын, будущий композитор Сергей Прокофьев.

В 1878 году 31-летний ученый-агроном Сергей Прокофьев с женой Марией, приехали в Сонцовку Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области).

Планировали на три года, но остались на всю жизнь.

Здесь у них и родился сын, будущий композитор Сергей Прокофьев.

В 1878 году 31-летний ученый-агроном Сергей Прокофьев, с младшей на десять лет женой Марией, приехали в Солнцевку Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области). Планировали на три года, но остались на всю жизнь. Здесь у них родился сын, будущий композитор Сергей Прокофьев.

«Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, 5 лет назад – Лист, 8 – Вагнер, 10 – Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский–Корсаков недавно сочинил «Шехеразаду» и собирался приводить в порядок «Бориса Годунова». Дебюсси было 29 лет, Глазунову – 26, Скрябину – 19, Рахманинову – 18, Равелю – 16, Мясковскому – 10, Стравинскому – 9, Хиндемит не родился совсем.  В России царствовал Александр III, Ленину был 21 год, Сталину – одиннадцать. Родился я (по старому стилю) 11 апреля, в среду в 5 часов дня. Это выходило – спустя сто дней в году. По новому стилю 11 апреля равнялось 23–му, не 24–му, как ошибочно высчитали некоторые.»  С.Прокофьев. «Автобиография»

«Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, 5 лет назад – Лист, 8 – Вагнер, 10 – Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский–Корсаков недавно сочинил «Шехеразаду» и собирался приводить в порядок «Бориса Годунова». Дебюсси было 29 лет, Глазунову – 26, Скрябину – 19, Рахманинову – 18, Равелю – 16, Мясковскому – 10, Стравинскому – 9, Хиндемит не родился совсем.

В России царствовал Александр III, Ленину был 21 год, Сталину – одиннадцать.

Родился я (по старому стилю) 11 апреля, в среду в 5 часов дня. Это выходило – спустя сто дней в году. По новому стилю 11 апреля равнялось 23–му, не 24–му, как ошибочно высчитали некоторые.»

С.Прокофьев. «Автобиография»

«До трех лет меня водили в платьице, может, потому, что донашивал платья старшей сестры. Однажды, когда меня приняли в церковь, где была давка, мать тихонько продвинула меня в алтарь, чтобы не затолкали. Священник сердито покосился: девочкам в алтарь нельзя. Мать зашептала: «мальчик, мальчик …» — и отец Андрей снисходительно закивали бородой.» (С.Прокофьев. «Автобиография») В трех лет меня водили в платьице, может, потому, что донашивал платья старшей сестры. Однажды, когда меня приняли в церковь, где была давка, мать тихонько продвинула меня в алтарь, чтобы не затолкали. Священник сердито покосился: девочкам в алтарь нельзя. Мать зашептала: «мальчик, мальчик …» — и отец Андрей снисходительно закивали бородой.»

«До трех лет меня водили в платьице, может, потому, что донашивал платья старшей сестры.

Однажды, когда меня приняли в церковь, где была давка, мать тихонько продвинула меня в алтарь, чтобы не затолкали. Священник сердито покосился: девочкам в алтарь нельзя. Мать зашептала: «мальчик, мальчик …» — и отец Андрей снисходительно закивали бородой.»

(С.Прокофьев. «Автобиография»)

В трех лет меня водили в платьице, может, потому, что донашивал платья старшей сестры. Однажды, когда меня приняли в церковь, где была давка, мать тихонько продвинула меня в алтарь, чтобы не затолкали. Священник сердито покосился: девочкам в алтарь нельзя. Мать зашептала: «мальчик, мальчик …» — и отец Андрей снисходительно закивали бородой.»

Сергей рос в атмосфере крепких традиций русской музыки. Его мать отлично играла на рояле и с четырёх-пяти лет приобщила талантливого мальчика к серьёзной музыке

Сергей рос в атмосфере крепких традиций русской музыки.

Его мать отлично играла на рояле и с четырёх-пяти лет приобщила талантливого мальчика к серьёзной музыке

«Тётя Таня водила к фотографу, снявшему меня перед картонным пианино, на пюпитре которого стоял белый лист. Готовые фотографии были отнесены к тёти Таниному сослуживцу, обладателю каллиграфического почерка, и он мелко вывел на них: Опера «Великан», соч. Серѐжи Прокофьева»  С.Прокофьев. «Автобиография» К июню 1900 года была закончена первая опера Серёжи Прокофьева «Великан»

«Тётя Таня водила к фотографу, снявшему меня перед картонным пианино, на пюпитре которого стоял белый лист. Готовые фотографии были отнесены к тёти Таниному сослуживцу, обладателю каллиграфического почерка, и он мелко вывел на них: Опера «Великан», соч. Серѐжи Прокофьева»

С.Прокофьев. «Автобиография»

К июню 1900 года была закончена первая опера Серёжи Прокофьева «Великан»

В своей «Автобиографии» композитор вспоминает такой эпизод из детства: «...кувыркался в постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок – приехали гости. Все бегут встречать. Продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рёв, все бегут обратно. Удар был здоровенный - шишка на лбу сравнялась только к тридцати годам.  Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал её пальцем и говорил: «А может быть, в ней-то и весь талант?»

В своей «Автобиографии» композитор вспоминает такой эпизод из детства: «...кувыркался в постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок – приехали гости. Все бегут встречать. Продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рёв, все бегут обратно. Удар был здоровенный - шишка на лбу сравнялась только к тридцати годам.

Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал её пальцем и говорил: «А может быть, в ней-то и весь талант?»

Будущий народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской с трех лет писал музыку, к десяти сочинил две оперы. В 11 занялся музыкой системно. Такого подбора матерых преподавателей не было ни у одного композитора во все времена: брал частные уроки у самого Глиэра, в петербургской консерватории его обучали Римский-Корсаков (инструментовка), Лядов (композиция), Витола (теория), Есипова (фортепьяно), Черепнина (дирижирование).

Будущий народный артист СССР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской с трех лет писал музыку, к десяти сочинил две оперы.

В 11 занялся музыкой системно.

Такого подбора матерых преподавателей не было ни у одного композитора во все времена: брал частные уроки у самого Глиэра, в петербургской консерватории его обучали Римский-Корсаков (инструментовка), Лядов (композиция), Витола (теория), Есипова (фортепьяно), Черепнина (дирижирование).

В 13-летнем возрасте Серёжа поступил в Петербургскую консерваторию. Прокофьев обучался по трём специальностям - композитора, пианиста и дирижёра

В 13-летнем возрасте Серёжа поступил в Петербургскую консерваторию.

Прокофьев обучался по трём специальностям - композитора, пианиста и дирижёра

У Прокофьева были интересные пристрастия: он уверял, что в сочинительстве музыки ему помогает игра в шахматы. Прокофьев был шахматистом первой категории. В стенах посещаемого  с 1907 года Шахматного собрания в Петербурге он сыграл вничью со знаменитым немецким шахматистом Ласкером, дважды проиграл и один раз выиграл у Капабланки. 14-летний С.Прокофьев за шахматной доской 14-летний С.Прокофьев  за шахматной доской

У Прокофьева были интересные пристрастия: он уверял, что в сочинительстве музыки ему помогает игра в шахматы. Прокофьев был шахматистом первой категории. В стенах посещаемого  с 1907 года Шахматного собрания в Петербурге он сыграл вничью со знаменитым немецким шахматистом Ласкером, дважды проиграл и один раз выиграл у Капабланки.

14-летний С.Прокофьев за шахматной доской

14-летний С.Прокофьев

за шахматной доской

По словам знакомых, Прокофьеву в игре были присущи атака и натиск, нестандартный подход к ведению игры. Игроки называли его стиль романтическим. Он играл с вдохновением и воображением — а вот теоретической базы после разрыва с петроградским шахматным кружком в 1917–1918 гг. не хватало.  К 1940-м годам удача начала изменять Прокофьеву, и он все чаще проигрывал.    Своего увлечения он тем не менее не бросал. В путешествиях по переписке играл с директором Российского музыкального издательства Гавриилом Пайчадзе. Во время работы над балетом  «Ромео и Джульетта» несколько месяцев играл с самим собой на огромной доске, состоящей из 12 шахматных досок.

По словам знакомых, Прокофьеву в игре были присущи атака и натиск, нестандартный подход к ведению игры. Игроки называли его стиль романтическим. Он играл с вдохновением и воображением — а вот теоретической базы после разрыва с петроградским шахматным кружком в 1917–1918 гг. не хватало.

К 1940-м годам удача начала изменять Прокофьеву, и он все чаще проигрывал.

Своего увлечения он тем не менее не бросал.

В путешествиях по переписке играл с директором Российского музыкального издательства Гавриилом Пайчадзе.

Во время работы над балетом  «Ромео и Джульетта» несколько месяцев играл с самим собой на огромной доске, состоящей из 12 шахматных досок.

В 1914 году для Прокофьева наступил решающий момент. По итогам концерта выпускников лучшему пианисту присуждалась премия им А. Г. Рубинштейна. Мечтая о призе победителя - новом великолепном рояле фирмы «Шредер», амбициозный молодой человек пошёл на хитрость. Не надеясь обойти своих сильных соперников с классическим произведением, он включил в программу собственный Первый фортепианный концерт (1911 г). В случае неудачи, объяснял Прокофьев, «Не ясно было бы из-за чего я проиграл, из-за плохого концерта или из-за плохой игры».Ни концерт, ни его исполнение строгая комиссия не посчитала неудачным. С начальными звуками Концерта в зал ворвалась свежесть, энергия молодости, упругие и неожиданные ритмы. Становилось ясно, что создать и исполнить такую яркую музыку может только необычайно талантливый человек.

В 1914 году для Прокофьева наступил решающий момент. По итогам концерта выпускников лучшему пианисту присуждалась премия им А. Г. Рубинштейна. Мечтая о призе победителя - новом великолепном рояле фирмы «Шредер», амбициозный молодой человек пошёл на хитрость.

Не надеясь обойти своих сильных соперников с классическим произведением, он включил в программу собственный Первый фортепианный концерт (1911 г).

В случае неудачи, объяснял Прокофьев, «Не ясно было бы из-за чего я проиграл, из-за плохого концерта или из-за плохой игры».Ни концерт, ни его исполнение строгая комиссия не посчитала неудачным. С начальными звуками Концерта в зал ворвалась свежесть, энергия молодости, упругие и неожиданные ритмы. Становилось ясно, что создать и исполнить такую яркую музыку может только необычайно талантливый человек.

. Премию присудили Прокофьеву Премию присудили Прокофьеву

. Премию присудили Прокофьеву

Премию присудили Прокофьеву

Как-то раз молодой Прокофьев играл в “Бродячей собаке” - знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал.  В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: “Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича”...

Как-то раз молодой Прокофьев играл в “Бродячей собаке” - знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал. В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: “Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича”...

 «Идя от Бальмонта, любовался звёздами. Наконец-то отдёрнулся облачный полог – и какая радость было увидеть и красавца Ориона, и красный Альдебаран, и красный Бетельгейзе, и чудный зеленовато-бледный бриллиант Сириуса. Я смотрел на них новыми, открывшимися глазами, я узнавал их по заученным расположениям на звёздных картах – и будто какие-то нити связывали меня с небом! Было четыре часа ночи, надо было спать, а белый Сириус стоял прямо под окнами и не давал глазам оторваться от него!» Идея огненной изменчивости, «мгновенности», навеянная стихотворением К.Бальмонта, дала название для будущего сочинения - «Мимолётности». Я не знаю мудрости Я не знаю мудрости годной для других,  Только мимолётности я влагаю в стих.  В каждой мимолётности вижу я миры.  Полные изменчивой радужной игры. Не кляните, мудрые. Что вам до меня?  Я ведь только облачко, полное огня.  Я ведь только облачко. Видите: плыву.  И зову мечтателей… Вас я не зову! (К. Бальмонт )

«Идя от Бальмонта, любовался звёздами. Наконец-то отдёрнулся облачный полог – и какая радость было увидеть и красавца Ориона, и красный Альдебаран, и красный Бетельгейзе, и чудный зеленовато-бледный бриллиант Сириуса. Я смотрел на них новыми, открывшимися глазами, я узнавал их по заученным расположениям на звёздных картах – и будто какие-то нити связывали меня с небом! Было четыре часа ночи, надо было спать, а белый Сириус стоял прямо под окнами и не давал глазам оторваться от него!»

Идея огненной изменчивости, «мгновенности», навеянная стихотворением К.Бальмонта, дала название для будущего сочинения - «Мимолётности».

Я не знаю мудрости

Я не знаю мудрости годной для других, Только мимолётности я влагаю в стих. В каждой мимолётности вижу я миры. Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей… Вас я не зову!

(К. Бальмонт )

Летом 1917 г. Прокофьев поехал на курорт в Ессентуки. Мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда. За эти месяцы «кавказского плена» появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, цикл «Мимолётности» и «Классическая симфония».

Летом 1917 г. Прокофьев поехал на курорт в Ессентуки.

Мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда. За эти месяцы «кавказского плена» появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, цикл «Мимолётности» и «Классическая симфония».

К музыке юного композитора с большой симпатией относился Луначарский. После двух концертов, данных в 1918 году в России, Прокофьев через Бенуа и Горьковатого решил обратиться к наркому с просьбой разрешить выезд за границу. Скоро он получил и паспорт, и сопроводительный документ. Отныне начинается длительный зарубежный период Прокофьева. 

К музыке юного композитора с большой симпатией относился Луначарский.

После двух концертов, данных в 1918 году в России, Прокофьев через Бенуа и Горьковатого решил обратиться к наркому с просьбой разрешить выезд за границу. Скоро он получил и паспорт, и сопроводительный документ. Отныне начинается длительный зарубежный период Прокофьева. 

Прокофьев выезжает за рубеж. Делает он это очень своеобразно: через всю страну, объятую пламенем гражданской войны, он поехал поездом из Петрограда во Владивосток. Так он добрался до Токио, два месяца ждал визу на въезд в США, где с успехом проходили его концерты. Потом, практически без гроша в кармане, он оказывается в Сан- Франциско и, наконец, с большими сложностями в начале сентября - в Нью-Йорке. Начинается его «завоевание» Америки. После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Делает он это очень своеобразно: через всю страну, объятую пламенем гражданской войны, он поехал поездом из Петрограда во Владивосток. Так он добрался до Токио, два месяца ждал визу на въезд в США, где с успехом проходили его концерты. Потом, практически без гроша в кармане, он оказывается в Сан- Франциско и, наконец, с большими сложностями в начале сентября - в Нью- Йорке. Начинается его «завоевание» Америки. Прокофьев в Чикаго, 1921 г.

Прокофьев выезжает за рубеж. Делает он это очень своеобразно: через всю страну, объятую пламенем гражданской войны, он поехал поездом из Петрограда во Владивосток. Так он добрался до Токио, два месяца ждал визу на въезд в США, где с успехом проходили его концерты. Потом, практически без гроша в кармане, он оказывается в Сан- Франциско и, наконец, с большими сложностями в начале сентября - в Нью-Йорке. Начинается его «завоевание» Америки.

После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Делает он это очень своеобразно: через всю страну, объятую пламенем гражданской войны, он поехал поездом из Петрограда во Владивосток. Так он добрался до Токио, два месяца ждал визу на въезд в США, где с успехом проходили его концерты. Потом, практически без гроша в кармане, он оказывается в Сан- Франциско и, наконец, с большими сложностями в начале сентября - в Нью- Йорке. Начинается его «завоевание» Америки.

Прокофьев в Чикаго, 1921 г.

Лина Кодина была ослепительной красавицей. Кроме того, она говорила еще на шести европейских языках, в том числе и на русском.   С Сергеем Прокофьевым Лина познакомилась в Нью-Йорке в 1918 году, впервые увидев его в Карнеги-холле, на премьере его Первого фортепианного концерта. В 1921 году после премьеры Второго скрипичного концерта Прокофьева в Мадриде Лина зашла к нему за кулисы вместе с толпой восторженных поклонниц. Тихая, скромная, она привлекла внимание маэстро своим чудесным взглядом. Её глаза горели необычайным черным огнем, в котором чувствовалась испанская страсть.     Сергей и Лина Прокофьевы.  Париж, 1921 год

Лина Кодина была ослепительной красавицей. Кроме того, она говорила еще на шести европейских языках, в том числе и на русском.  С Сергеем Прокофьевым Лина познакомилась в Нью-Йорке в 1918 году, впервые увидев его в Карнеги-холле, на премьере его Первого фортепианного концерта. В 1921 году после премьеры Второго скрипичного концерта Прокофьева в Мадриде Лина зашла к нему за кулисы вместе с толпой восторженных поклонниц. Тихая, скромная, она привлекла внимание маэстро своим чудесным взглядом. Её глаза горели необычайным черным огнем, в котором чувствовалась испанская страсть. 

Сергей и Лина Прокофьевы.

Париж, 1921 год

"Лина поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала", - писал он в своем дневнике. 

Первый брак с испанкой Каролиной (Линой) Кодиной-Любера подарил Прокофьеву двоих сыновей - Святослава и Олега Лина Прокофьева с сыновьями Святославом (слева) и Олегом в пригороде Парижа.  Лето 1930 года

Первый брак с испанкой Каролиной (Линой) Кодиной-Любера подарил Прокофьеву двоих сыновей - Святослава и Олега

Лина Прокофьева с сыновьями Святославом (слева) и Олегом в пригороде Парижа.

Лето 1930 года

 Жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали. Поначалу американская публика не проявляла к нему интереса: там интересовались только тем, что проверено в Европе и имело громкий успех. Музыка была там товаром, который тоже нуждался в рекламе. Америки. Жизнь вне России не была лѐгкой. Его музыку не всегда принимали. Поначалу американская публика не проявляла к нему интереса: там интересовались только тем, что проверено в Европе и имело громкий успех. Музыка была там товаром, который тоже нуждался в рекламе.

Жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали. Поначалу американская публика не проявляла к нему интереса: там интересовались только тем, что проверено в Европе и имело громкий успех.

Музыка была там товаром, который тоже нуждался в рекламе.

Америки. Жизнь вне России не была лѐгкой. Его музыку не всегда принимали. Поначалу американская публика не проявляла к нему интереса: там интересовались только тем, что проверено в Европе и имело громкий успех. Музыка была там товаром, который тоже нуждался в рекламе.

Когда в одном из американских театров готовилась постановка оперы Прокофьева “Любовь к трем апельсинам”, один из владельцев апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов.  Надпись на плакате должна была гласить: “ Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!” После поездки в Америку следуют гастроли в Париже, Лондоне. Там Прокофьев опять встречается с Дягилевым, который готов поставить «Шута». Композитор перерабатывает музыку. Постановка этого балета становится истинной сенсацией. В 1923 году Прокофьев совсем поселяется в Париже. Оттуда он совершает поездки с концертами по европейским странам и в Америку.

Когда в одном из американских театров готовилась постановка оперы Прокофьева “Любовь к трем апельсинам”, один из владельцев апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов. Надпись на плакате должна была гласить:

Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!”

После поездки в Америку следуют гастроли в Париже, Лондоне. Там Прокофьев опять встречается с Дягилевым, который готов поставить «Шута». Композитор перерабатывает музыку. Постановка этого балета становится истинной сенсацией. В 1923 году Прокофьев совсем поселяется в Париже. Оттуда он совершает поездки с концертами по европейским странам и в Америку.

Прошло два года, и Прокофьев понял, что в Америке ему делать нечего. Он перебирается в Париж, оттуда совершая гастрольные поездки. Здесь он сближается с Онеггером, Мийо, Пуленком, общается с Рахманиновым, Равелем, композиторами «Шестёрки», художниками Пикассо, Матиссом, Чарли Чаплином, дирижѐрами Стоковским, Кусевицким, Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым. Для его труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»

Прошло два года, и Прокофьев понял, что в Америке ему делать нечего.

Он перебирается в Париж, оттуда совершая гастрольные поездки. Здесь он сближается с Онеггером, Мийо, Пуленком, общается с Рахманиновым, Равелем, композиторами «Шестёрки», художниками Пикассо, Матиссом, Чарли Чаплином, дирижѐрами Стоковским, Кусевицким, Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым.

Для его труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»

В 1927, 1929, 1932 годах Прокофьев приезжает в Россию с гастролями. Его концерты проходят с триумфом.. По-видимому, не представляя, какова на самом деле жизнь в давно покинутой им стране, Прокофьев считал, что, вернувшись в Россию, сможет жить так, как сам захочет, то есть выезжать на гастроли, писать то, что пожелает.  Но он глубоко ошибался. В 1933 г. композитор вернулся на родину. Первые пять лет гастроли ещё продолжались, но затем выезд ему был запрещён.

В 1927, 1929, 1932 годах Прокофьев приезжает в Россию с гастролями. Его концерты проходят с триумфом.. По-видимому, не представляя, какова на самом деле жизнь в давно покинутой им стране, Прокофьев считал, что, вернувшись в Россию, сможет жить так, как сам захочет, то есть выезжать на гастроли, писать то, что пожелает.

Но он глубоко ошибался.

В 1933 г. композитор вернулся на родину. Первые пять лет гастроли ещё продолжались, но затем выезд ему был запрещён.

Композитор завёл альбом с названием «Что вы думаете о солнце?» Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие крупные музыканты, литераторы, художники.  Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-Солнце сказал: «Государство - это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце - это я!».   Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой жизни.

Композитор завёл альбом с названием «Что вы думаете о солнце?» Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие крупные музыканты, литераторы, художники.

Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-Солнце сказал: «Государство - это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце - это я!».

Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой жизни.

Сразу же после возвращения в СССР Прокофьев написал самое знаменитое свое произведение – симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Сказку эту знал каждый советский школьник, и она была одной из немногих, которую не читали, а именно слушали! Фагот, флейта, валторна , гобой и барабан – звуки музыкальных инструментов для многих детей в Советском Союзе ассоциировались с героями этой сказки. По сказке было снято несколько мультипликационных фильмов, в том числе Уолтом Диснеем, записано множество аранжировок и музыкальных версий. В качестве «чтецов» в свое время выступали Шерон Стоун, Алекс Гиннесс, Патрик Стюарт, а в 2004 году Михаил Горбачёв, Билл Клинтон и Софи Лорен, ставшие «голосами» сказки, получили «Грэмми».

Сразу же после возвращения в СССР Прокофьев написал самое знаменитое свое произведение – симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Сказку эту знал каждый советский школьник, и она была одной из немногих, которую не читали, а именно слушали!

Фагот, флейта, валторна , гобой и барабан – звуки музыкальных инструментов для многих детей в Советском Союзе ассоциировались с героями этой сказки. По сказке было снято несколько мультипликационных фильмов, в том числе Уолтом Диснеем, записано множество аранжировок и музыкальных версий. В качестве «чтецов» в свое время выступали Шерон Стоун, Алекс Гиннесс, Патрик Стюарт, а в 2004 году Михаил Горбачёв, Билл Клинтон и Софи Лорен, ставшие «голосами» сказки, получили «Грэмми».

  «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу...»  (С. Прокофьев)

«Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу...»

(С. Прокофьев)

Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева (симфоническую картину “Сны”), страшно фальшивил. Меж тем сам знаменитый автор присутствовал на концерте. Весьма сконфуженный дирижер после концерта подошел к композитору с извинениями:  -  Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за не слишком удачное исполнение. Бога   ради,   скажите,   что   вы   не очень  сердитесь  за те несколько фальшивых нот, которые мы сыграли...  -  Не стоит так переживать, - вежливо ответил композитор, - так как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это произведение воспринимал как чужое! Так что вы можете быть совершенно уверены, что я не сержусь на вас...

Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева (симфоническую картину “Сны”), страшно фальшивил. Меж тем сам знаменитый автор присутствовал на концерте. Весьма сконфуженный дирижер после концерта подошел к композитору с извинениями: -  Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за не слишком удачное исполнение. Бога   ради,   скажите,   что   вы   не очень  сердитесь  за те несколько фальшивых нот, которые мы сыграли... -  Не стоит так переживать, - вежливо ответил композитор, - так как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это произведение воспринимал как чужое!

Так что вы можете быть совершенно уверены, что я не сержусь на вас...

В 1939 г композитором создана кантата «Александр Невский для меццо-сопрано, хора и оркестра. В основе музыкального текста — музыка Прокофьева к фильму  С. Эйзенштейна «Александр Невский». Вокальные партии написаны на стихи автора и  В.А. Луговского в 1939 году. Кантата являет собой образец советского историко-героического эпоса. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъема всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины. 

В 1939 г композитором создана кантата «Александр Невский для меццо-сопрано, хора и оркестра.

В основе музыкального текста — музыка Прокофьева к фильму  С. Эйзенштейна «Александр Невский». Вокальные партии написаны на стихи автора и  В.А. Луговского в 1939 году.

Кантата являет собой образец советского историко-героического эпоса. В произведении нашли отражение картины вражеского нашествия, патриотического подъема всего народа, решающей битвы, оплакивания павших и прославления Родины. 

Когда началась Великая Отечественная война, Прокофьев был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943 г. он вернулся в Москву.  Всё это время композитор работал над оперой «Война и мир». Эта работа заняла много лет.

Когда началась Великая Отечественная война, Прокофьев был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943 г. он вернулся в Москву.

Всё это время композитор работал над оперой «Война и мир».

Эта работа заняла много лет.

В эти же годы Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано, написал музыку к фильмам «Лермонтов» (1943) и  «Иван Грозный» (в двух сериях 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве.

В эти же годы Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано, написал музыку к фильмам «Лермонтов» (1943) и  «Иван Грозный» (в двух сериях 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве.

Выдающийся композитор и музыкант Сергей Прокофьев и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн в 1943 году.

Выдающийся композитор и музыкант Сергей Прокофьев и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн в 1943 году.

Сергей Прокофьев и Мстислав Ростропович

Сергей

Прокофьев

и

Мстислав Ростропович

— Вы были крестным отцом виолончельных произведений Сергея Сергеевича Прокофьева. Потом дирижировали его оперой «Война и мир», симфониями. Вам помогает то, что вы дружили с Прокофьевым?  — Невероятно помогает. —  В каком отношении?  — Я знаю его метод работы, метод сочинения. Как Прокофьев сочинял, что он в это время думал. Как он оценивал оркестровые инструменты. В нём была масса юмора. Он над инструментами иногда просто подсмеивался. Никогда не забуду, как Прокофьев рассказывал мне о второй трубе, которая в его Симфонии-концерте играет одну низкую бубнящую ноту.  Я пытался показать Прокофьеву свою эрудицию: «Не слишком ли это низко в быстром темпе?» Он ответил: «Да что вы! Вы ничего не понимаете! Вы не представляете, какой трубач будет сидеть красный во время игры! Как он будет надуваться!»    (Из интервью с М. Ростроповичем)

Вы были крестным отцом виолончельных произведений Сергея Сергеевича Прокофьева. Потом дирижировали его оперой «Война и мир», симфониями. Вам помогает то, что вы дружили с Прокофьевым? 

Невероятно помогает.

—  В каком отношении? 

Я знаю его метод работы, метод сочинения. Как Прокофьев сочинял, что он в это время думал. Как он оценивал оркестровые инструменты. В нём была масса юмора. Он над инструментами иногда просто подсмеивался. Никогда не забуду, как Прокофьев рассказывал мне о второй трубе, которая в его Симфонии-концерте играет одну низкую бубнящую ноту.

Я пытался показать Прокофьеву свою эрудицию: «Не слишком ли это низко в быстром темпе?» Он ответил: «Да что вы! Вы ничего не понимаете! Вы не представляете, какой трубач будет сидеть красный во время игры! Как он будет надуваться!»

(Из интервью с М. Ростроповичем)

  Вы ведь помогали Прокофьеву в работе? 

—  Да. Расшифровывал ему кое-какие партитуры. Расскажу смешной случай. Прокофьев хотел заставить меня написать некоторые пассажи виолончели в его Симфонии-концерте. Я был страшно занят несколько дней. Прокофьев возмутился и говорит в гневе: «Молодой человек, вы не обладаете даже талантом Брамса! Брамс произвёл массу тетрадок и упражнений для рояля, а вы мне не можете шестнадцать тактов написать!

Я несколько обалдел и подумал про себя: как это я ещё на свете живу, если у меня всего-навсего нет брамсовского таланта. Это у Прокофьева называлось – обидел. Как видите, он умудрялся выискивать действительно ужасные вещи для уничтожения вашего дарования.

В другой раз он заставил меня кое-что стирать в его рукописи. Ноты стояли у него на пианино, я сидел и резинкой стирал. Кончил, сказал, что теперь всё в порядке и ушел. Вдруг Прокофьев звонит мне домой: «Я не могу играть на рояле! Вы своими стружками от стирания забили мне всю клавиатуру!»

—  Когда балетмейстеру Большого театра Леониду Лавровскому нужно было вытянуть из Прокофьева цыганский кусок для «Сказа о каменном цветке», он повёз с собой к нему на дачу пианиста. Пианист стал наигрывать всяческую цыганщину. Сергей Сергеевич пришел в ужас: «Затворите окна! Я не могу допустить, чтобы такие звуки неслись с дачи Прокофьева!» Он очень был строг к подобным напевам.

. С.Прокофьев  и Д.Ойстрах на репетиции.

.

С.Прокофьев  и Д.Ойстрах на репетиции.

А. Хачатурян, Д. Шостакович, С. Прокофьев

А. Хачатурян, Д. Шостакович, С. Прокофьев

В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали “Золотую королевскую медаль” от английского правительства. Однако во время церемонии случился казус: произнеся длинную приветственную речь, английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет! Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и... торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло, отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. Тем временем начался концерт из произведений композитора. После него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью. - А часы, пожалуйста, верните, - улыбаясь, попросил посол, - они мне дороги, как память. - Простите,  мне мои золотые часы тоже дороги, - совершенно серьезно ответил композитор. Теперь растерялся посол: -  Но-о... мы так не договаривались... -  Вы же мне их подарили, при всех, - пряча улыбку, возмущался Прокофьев. - Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди бела дня!... -  Да-а... вы правы, но-о... - Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам подарить, - наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому послу его часы.

В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали “Золотую королевскую медаль” от английского правительства. Однако во время церемонии случился казус: произнеся длинную приветственную речь, английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет! Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и... торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло, отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. Тем временем начался концерт из произведений композитора. После него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью. - А часы, пожалуйста, верните, - улыбаясь, попросил посол, - они мне дороги, как память. - Простите,  мне мои золотые часы тоже дороги, - совершенно серьезно ответил композитор. Теперь растерялся посол: -  Но-о... мы так не договаривались... -  Вы же мне их подарили, при всех, - пряча улыбку, возмущался Прокофьев. - Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди бела дня!... -  Да-а... вы правы, но-о... - Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам подарить, - наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому послу его часы.

 « В каждой мимолётности вижу я миры…»

« В каждой мимолётности вижу я миры…»

В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве.

В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве.

В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой.

Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве.

 20 февраля 1948 года в московской квартире Лины Прокофьевой раздался телефонный звонок.   Женщина не хотела подходить к телефону. Но звонили долго и настойчиво. Когда она наконец взяла трубку, она услышала добрый мужской голос, который сказал: «Вам нужно получить пакет от ваших друзей из Ленинграда».  Лина была одна в квартире, плохо себя чувствовала и предложила звонившему занести пакет ей домой.   Но на том конце провода ответили, что это невозможно, и еще раз назвали адрес. Пришлось выйти и подойти к указанному месту встречи. Она подошла к машине, и трое крепких мужчин грубо втолкнули женщину внутрь авто...  Она была арестована. Её отвезли сначала на Лубянку, а потом в Лефортовскую тюрьму. Следствие велось 9 месяцев.  Суд приговорил Лину Любера к 20 годам заключения в исправительно-трудовом лагере по статье 58-1 а (шпионаж в пользу иностранной разведки).

20 февраля 1948 года в московской квартире Лины Прокофьевой раздался телефонный звонок.  Женщина не хотела подходить к телефону. Но звонили долго и настойчиво. Когда она наконец взяла трубку, она услышала добрый мужской голос, который сказал: «Вам нужно получить пакет от ваших друзей из Ленинграда».  Лина была одна в квартире, плохо себя чувствовала и предложила звонившему занести пакет ей домой. Но на том конце провода ответили, что это невозможно, и еще раз назвали адрес. Пришлось выйти и подойти к указанному месту встречи. Она подошла к машине, и трое крепких мужчин грубо втолкнули женщину внутрь авто... Она была арестована. Её отвезли сначала на Лубянку, а потом в Лефортовскую тюрьму. Следствие велось 9 месяцев.

Суд приговорил Лину Любера к 20 годам заключения в исправительно-трудовом лагере по статье 58-1 а (шпионаж в пользу иностранной разведки).

Послевоенные годы обернулись для композитора тяжкими испытаниями. Резко ухудшилось его здоровье, а главное, он попал в жернова советской идеологии.  Его музыка, так же, как и произведения Шостаковича, была признана критикой в 1948 г. формалистической и антинародной. Неизвестно, как реагировал Прокофьев, избалованный всемирной славой, на эту жестокую критику. Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно, это не могло не отразиться на нём. Возможно, именно эти преследования окончательно подорвали его здоровье.

Послевоенные годы обернулись для композитора тяжкими испытаниями. Резко ухудшилось его здоровье, а главное, он попал в жернова советской идеологии.

Его музыка, так же, как и произведения Шостаковича, была признана критикой в 1948 г. формалистической и антинародной. Неизвестно, как реагировал Прокофьев, избалованный всемирной славой, на эту жестокую критику. Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно, это не могло не отразиться на нём. Возможно, именно эти преследования окончательно подорвали его здоровье.

Прокофьев со второй женой Мирой Мендельсон

Прокофьев со второй женой Мирой Мендельсон

Писательница Евгения Таратута, отбывавшая срок вместе Линой в Абезе, так рассказывала о Лине в своих воспоминаниях:  – Моей ближайшей соседкой оказалась испанка. Это была известная певица Лина Любера, фамилия ее была Прокофьева. Ее мужем был знаменитый композитор Прокофьев… Лина Ивановна очень страдала от холода. Мы с ней иногда работали в одной бригаде – возили бочки с помоями из кухни.  О смерти Прокофьева Лина ничего не знала. Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, и известий об этом нигде не было, и сыновья об этом ей не написали, а может быть, и написали, да письмо не дошло. Однажды в августе, когда мы везли бочку с помоями, к нам подошла одна женщина и сказала, что по радио передавали, что в Аргентине состоялся концерт памяти Прокофьева. Лина Ивановна горько заплакала, мы ее отпустили в барак. Я потом пошла, напоила ее чаем. Она долго плакала...   Писательница Евгения Таратута, отбывавшая срок вместе Линой в Абезе, так рассказывала о Лине в своих воспоминаниях:

Писательница Евгения Таратута,

отбывавшая срок вместе Линой в Абезе, так рассказывала о Лине в своих воспоминаниях:

Моей ближайшей соседкой оказалась испанка. Это была известная певица Лина Любера, фамилия ее была Прокофьева. Ее мужем был знаменитый композитор Прокофьев… Лина Ивановна очень страдала от холода. Мы с ней иногда работали в одной бригаде – возили бочки с помоями из кухни.

О смерти Прокофьева Лина ничего не знала. Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, и известий об этом нигде не было, и сыновья об этом ей не написали, а может быть, и написали, да письмо не дошло. Однажды в августе, когда мы везли бочку с помоями, к нам подошла одна женщина и сказала, что по радио передавали, что в Аргентине состоялся концерт памяти Прокофьева. Лина Ивановна горько заплакала, мы ее отпустили в барак. Я потом пошла, напоила ее чаем. Она долго плакала...

Писательница Евгения Таратута, отбывавшая срок вместе Линой в Абезе, так рассказывала о Лине в своих воспоминаниях:

Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году. Гениальный симфонический цикл, в котором всё дышит одухотворёнными, чистыми красками, стал настоящим завещанием великого Мастера потомкам. Кстати, по завещанию Прокофьева, последние его музыкальных архивы должны быть открыты спустя 100 лет после смерти - то есть, в 2053 г.

Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония.

Это было в 1952 году. Гениальный симфонический цикл, в котором всё дышит одухотворёнными, чистыми красками, стал настоящим завещанием великого Мастера потомкам.

Кстати, по завещанию Прокофьева, последние его музыкальных архивы должны быть открыты спустя 100 лет после смерти - то есть, в 2053 г.

Композитор Томас Корганов:  «Cообщение о смерти Прокофьева передавали друг другу по телефону, — вспоминал недавно композитор Томас Корганов. — На следующий день в консерватории мы стали собирать деньги на цветы для Прокофьева. Нашли в каком-то питомнике на Ленинградском шоссе последние остатки цветов в горшках. Конечно, никто не спрашивал: для кого цветы, были уверены — Сталину.  Гроб с телом Сталина стоял в Колонном зале, и весь центр был в оцеплении. Но Тихон Хренников сумел как-то организовать доставку гроба с телом Прокофьева из проезда Художественного театра в Дом композиторов на 3-й Миусской улице. Мы привезли цветы в Дом композиторов, у гроба Прокофьева стоял почетный караул из музыкантов и студентов консерватории.  Сначала народа было немного совсем, а потом — всё больше и больше. Около Прокофьева постоянно были люди.» Композитор Томас Корганов:

Композитор Томас Корганов:

«Cообщение о смерти Прокофьева передавали друг другу по телефону, — вспоминал недавно композитор Томас Корганов. — На следующий день в консерватории мы стали собирать деньги на цветы для Прокофьева. Нашли в каком-то питомнике на Ленинградском шоссе последние остатки цветов в горшках. Конечно, никто не спрашивал: для кого цветы, были уверены — Сталину.

Гроб с телом Сталина стоял в Колонном зале, и весь центр был в оцеплении. Но Тихон Хренников сумел как-то организовать доставку гроба с телом Прокофьева из проезда Художественного театра в Дом композиторов на 3-й Миусской улице. Мы привезли цветы в Дом композиторов, у гроба Прокофьева стоял почетный караул из музыкантов и студентов консерватории.

Сначала народа было немного совсем, а потом — всё больше и больше. Около Прокофьева постоянно были люди.»

Композитор Томас Корганов:

«...быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему». С.С. Прокофьев

«...быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему».

С.С. Прокофьев

Похоронили Сергея Сергеевича Прокофьева на московском Новодевичьем кладбище  7 марта 1953 года.

Похоронили

Сергея Сергеевича Прокофьева

на московском Новодевичьем кладбище

7 марта 1953 года.

Оперы

«Великан» ,. Сюжет и либретто С. Прокофьева. 1900 (1900) «На пустынных островах»   написаны только Увертюра и Акт 1 в трёх картинах). Не исполнялась. Сохранилась во фрагментах;«Маддалена»;« Любовь к трём апельсинам », « Огненный ангел », «Семён Котко», «Обручение в монастыре», « Война и мир », «Повесть о настоящем человеке», Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой;«Далёкие моря», Либретто C. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой. Не закончена. 1948

Балеты

«Сказка про шута(семерых шутов перешутившего);« Стальной скок », «Блудный сын», « На Днепре », « Ромео и Джульетта »,« Золушка Сказ о каменном цветке »

СИМФОНИИ-7 симфоний

Музыка к театральным постановкам: «Египетские ночи», «Борис Годунов», «Евгений Онегин»,«Гамлет»,

Музыка к кинофильмам:«Поручик Киже», «Пиковая дама»,«Александр Невский», «Лермонтов», «Тоня»,«Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Иван Грозный»,

Оратории и кантаты, хоры, сюиты, в том числе «Александр Невский», кантата для меццо-сопрано (соло), смешанного хора и оркестра, «Эскизы к Гимну Советского Союза и Гимну РСФСР», «Зимний костёр», сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака, «На страже мира», оратория для меццо-сопрано, чтецов, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Я. Маршака,

Произведения для голоса с фортепиано

Произведения для симфонического оркестра, в том числе « Петя и волк », симфоническая сказка для детей, для чтеца и большого симфонического оркестра;

Концерты с оркестром, инструментальные ансамбли, произведения для фортепиано, для скрипки, для виолончели.

Произведения С.С. Прокофьева:

books/90 Акопян Л. О.  Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. — М.: «Практика», 2010. — С. 28. — 855 с. «В каждой мимолетности вижу я миры…» music-fantasy.ru Нестьев И.В. Прокофьев С.С.  // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред.Ю.В.Келдыш— М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1978. — Т. 4. — 976 с.   Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Сост., ред. и комментарии В. П. Варунца. — М.: Советский композитор, 1991. — 285 с. Прокофьев С. С.  Автобиография. — 2-е дополненное. — М.: Советский композитор, 1982. — 600 с.   Сергей Сергеевич Прокофьев: книга для школьников / Сост. О. О. Очаковская. — М. : Музыка, 1990. — 160 с.  Шнитке А.Г.  Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке / Сост., автор вступ. ст. А.В.Ивашкин. — 1-е. — М. : РИК «Культура», 1994. — С. 210—214. — 304 с. Сергей Прокофьев в эмиграции – Sergey Prokofiev… documentalnye.ru С. Пркофьев. Симфония № 7 (Главная тема). (www.petamusic.ru).mp3 С. Прокофьев. Симфоническая сказка. Петя и волк. Шествие. (www.petamusic.ru).mp3 " width="640"

Литература:

  • Прокофьев С.С.  Биография.  http:/www.peoples.ru/art/music/composer/ prokofiev/
  • Прокофьев С. С.  Автобиография. Libclassicmusic.rubooks/90
  • Акопян Л. О.  Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. — М.: «Практика», 2010. — С. 28. — 855 с.
  • «В каждой мимолетности вижу я миры…» music-fantasy.ru
  • Нестьев И.В. Прокофьев С.С.  // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред.Ю.В.Келдыш— М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1978. — Т. 4. — 976 с.
  •   Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Сост., ред. и комментарии В. П. Варунца. — М.: Советский композитор, 1991. — 285 с.
  • Прокофьев С. С.  Автобиография. — 2-е дополненное. — М.: Советский композитор, 1982. — 600 с.
  •   Сергей Сергеевич Прокофьев: книга для школьников / Сост. О. О. Очаковская. — М. : Музыка, 1990. — 160 с. 
  • Шнитке А.Г.  Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке / Сост., автор вступ. ст. А.В.Ивашкин. — 1-е. — М. : РИК «Культура», 1994. — С. 210—214. — 304 с.
  • Сергей Прокофьев в эмиграции – Sergey Prokofiev… documentalnye.ru
  • С. Пркофьев. Симфония № 7 (Главная тема). (www.petamusic.ru).mp3
  • С. Прокофьев. Симфоническая сказка. Петя и волк. Шествие. (www.petamusic.ru).mp3

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!