Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;
формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
Тип урока комбинированный
ХОД УРОКА
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
- К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам
- Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.
3. Работа по теме урока
3.1. Работа с понятиями
Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.
Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.
1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.
3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.
4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) цапля; б) сова; в) журавль.
5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто пора
ботает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:
а) солдату; б) барину; в) самому себе.
2. Лексическая работа.
Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши
Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)
Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»
4.Беседа по содержанию сказки.
- Кто герои сказки?
- Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?
- Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
- Могла ли эта история произойти с людьми?
- Чему учит нас эта история?
«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».
5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
Герои сказки | Желание героя | Действие героя | Результат |
Журавль
Хочет жениться, потому что скучно жить одному
Сватается
Остаётся одиноким, страдает
Цапля
Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной
Просит взять в жёны
Остаётся одинокой, страдает
Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»
- Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.
-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки барин и солдат.
-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца
-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.
-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать
-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.
-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся
-Чему учит сказка? Найдите в тексте.
-Как вы понимаете эти слова?
-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает - заснет и на шинели
7.Заполнение таблицы
Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»
Герои сказки | Желание героя | Действие героя | Результат |
Барин (богатство)
Спать на мягкой постели
Покупает у солдата шинель за 25 рублей
Шинель жёсткая, для постели не годится
Жена барина
Жить богато
Ругает мужа за покупку шинели
Убедилась в том, что была права
Солдат (бедность)
Похвастаться тем, что может обходиться малым
Хвалит свою шинель
Остаётся одинокой, страдает
Полковой командир
Разобраться, кто прав, а кто виноват
Выслушал солдата
Наградил солдата
Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.
В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.
8.Итог урока. Рефлексия
9. Домашнее задание
Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы
1) Чем сказки похожи? 2) чем они отличаются друг от друга.