Лексическая тема «Осень. Периоды осени. Деревья». Буква Гг, звуки Г, Г*
Расширение, уточнение, актуализация словаря: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна: осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.
Пальчиковая гимнастика:
«Осень» (картотека стр132)
Координация речи с движением.
«Туман» (картотека стр 8)
Игра с мячом
«Придумай слова, которые начинаются на звук Г или Г*».
«2 и 5».
Взрослый бросает мяч и называет словосочетание с числительным 2, а ребенок ловит мяч и образовывает словосочетание с числительным 5.
2 дерева- 5 деревьев
2 сосны- 5 сосен
2 осины- 5 осин
2 листа-5 листьев
«Скажи наоборот»
Летом жарко, а осенью холодно.
Летом солнечно, а осенью…пасмурно.
Летом чаще сухо, …дождливо.
Летом ясно, а…ненастно.
Летом дни длинные, … короткие.
Летом солнце высоко, …низко.
Летом дожди редко, а осенью …часто.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
И-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клен, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за,лист, ту-ча, по-го-да, гро-за, гром. В слове дуб 1 слог.
«Что делает»
Дождь…идет, льет, моросит, стучит по крыше, заливает.
Ветер…дует, срывает, гудит, воет.
Листья летят, падают, кружатся, краснеют, желтеют, устилают.
Птицы улетают, собираются в стаи, кричат, прощаются, кружат.
Лексическая тема «Овощи. Труд людей на полях и в огородах»
Пальчиковая гимнастика:
«Корзина с овощами» (картотека стр132)
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Упражнения:
«Подскажи словечко»
Загадки в стихах, дети договаривают последнее слово.
«Капуста» (картотека стр12)
Игра с мячом «Маленькие повара».
Из картофеля можно приготовить картофельное пюре.
Из свеклы- свекольный салат.
Из моркови- морковные котлеты. И т.д.
«Какой, какая, какое?».
Сок из помидоров – томатный, из тыквы-тыквенный и т.д.
Грядка с огурцами – огуречная и т.д.
Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.
«Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Кабачок большой, а огурец – маленький.
Картофель крупный, а горох – мелкий.
Перец внутри пустой, а тыква – полная.
Помидор мягкий, а огурец – твердый.
Фасоль тонкая, кабачок толстый.
Огурец пупырчатый, а помидор гладкий.
Свекла сладкая, лук горький. И т.п.
«Назови по образцу».
Жарить картофель – значит, он какой? – жареный
Варить свеклу – значит, она какая? — вареная
Парить репу – значит, она какая? – пареная
Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженная
Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные
Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные
Солить капусту – значит, она какая? – соленая.
«Он (она) — они».
Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).
Лексическая тема «Фрукты. Труд взрослых в садах». Буква Фф, звуки [Ф,Ф*].
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: фрукты, сад, дерево, груша, яблоко, слива, лимон, апельсин, персик, абрикос, гранат, садовод, корзина, лестница, уборка; красный, желтый, зеленый, синий, румяный, спелый, сочный, ароматный, душистый; созревать, краснеть, наливаться, убирать, укладывать, заготавливать.
Пальчиковая гимнастика:
« Компот» (картотека стр51)
«Апельсин» (картотека стр52)
Движения с речью:
«Садовник» (картотека стр11)
«Яблоня» (картотека стр 13)
Упражнение «Скажи наоборот»
Вишня маленькая, а дыня большая.
Яблоко твердое, а хурма мягкая.
У персика косточка крупная, а у вишни маленькая.
Лимон кислый, а груша сладкая.
Ананас шершавый, а слива гладкая. И т.п.
«Фруктовое ассорти»
Раскладывать фрукты по корзинкам. В одну корзину фрукты, названия которых из 2 слогов (хур-ма, ба-нан, пер-сик, ки-ви, гра-нат, ли-мон),
в другую- из 3слогов (а-на-нас, а-пель-син, ви-ног-рад, ман-да-рин,
яб-ло-ко).
«Найди место звука»
Взрослый называет слово, а ребенок определяет место звука [Ф] (в начале, середине или конце слова.
Шкаф, фото, филин, фартук, пуф, кофта, ферма, флаг, муфта и т.п.
Игра с мячом «Маленькие кулинары»
Из персиков можно приготовить персиковый джем.
Из яблок можно сварить яблочное варенье.
(пюре, сок, патока, салат, повидло)
Лексическая тема «Насекомые и пауки». Буква Вв, звуки [В,В*].
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка, летать, ползать, жужжать, собирать, жалить, полезный, вредный.
Движение с речью:
игра «Стрекоза» (картотека стр 46)
игра «Пчела» (картотека стр 45)
Игры с мячом:
«Жук-олень» Образование суффикса –ищ-
У жука не рога, а…(рожищи)
Не усы, а…(усищи)
Спина, лапы, голова, живот, глаза и т.п.
«Назови ласково»
Жучок, муравьишка, мушка, и т.д.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
Му-ха, стре-ко-за, пче-ла, шмель, ба-боч-ка и т.д.
«Закончи предложение» Употребление слов потому что.
Бабочка красивая… потому что у нее расноцветные крылья.
Пчела мне нравится…потому что она производит мед.
Таракан мне не нравится…
Комар мне не нравится…
Шмеля хорошо слышно…
Кузнечик высоко прыгает…
«Придумай слова со звуками [В, В*]»
«Чей? Чья? Чьи?»
Усы таракана. Чьи?- тараканьи усы.
Укус комара. Чей укус? – комариный укус.
Голова муравья. Чья?- муравьиная.
Глаза стрекозы. Чьи? – стрекозиные.
Жало пчелы. Чьё?- пчелиное жало.
Лексическая тема «Перелетные птицы».
Уточнение и активизация словаря по теме: птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец, летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться, перелетный, водоплавающий, пернатый.
Движение с речью:
игра «Осень» (картотека стр 9)
игра «Ветер и листья» (картотека стр 9)
Игры с мячом:
«Кто чем питается»
Ласточка ловит насекомых.
Скворецловит насекомых.
Лебедь ест водные личинки, рыбешку, водоросли.
Цапля питается рыбой и лягушками.
Гусь щиплет траву, водоросли, водных насекомых.
Грач ищет червей и насекомых.
Аист ловит лягушек, ящериц, насекомых.
«У кого кто»
У утки утята, у лебедя лебедята, у скворца скворчата. И т.п.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
Скво-рец, цап-ля, гусь, грач, лас-точ-ка, жу-равль.
«Отгадай слово»
Взрослый называет 1 и последний звук в названии птицы, а дети должны отгадать эту птицу. (1-й звук Л, посл. – А ласточка).
«Чей? Чьи? Чья? Чьё?» Взрослый называет часть тела птицы, а ребенок образует притяжательное прилагательное.
Шея лебедя. Чья? –лебединая шея.
Крылья гуся. Чьи?- гусиные крылья.
Клюв журавля. Чей? - журавлиный.
Перо грача. Чьё? – грачиное.
Пальчиковая гимнастика «Птички» (картотека стр 69)
Лексическая тема «Ягоды и грибы. Лес осенью». Буква Хх, звуки [Х, Х*].
Активизация и актуализация словаря по теме: лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка, белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, душистый, прятаться, наливаться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать.
Движение с речью:
игра «За грибами» (картотека стр 10)
игра «По ягоды» (картотека стр 14)
Игры с мячом:
«Повара»
Из черники можно приготовить черничный джем.
Из малины –малиновое повидло.
Из клюквы- клюквенный сок.
Из ежевики- ежевичную пастилу.
Из земляники- земляничное варенье.
Из рябины- рябиновый морс.
Из брусники- брусничное желе.
« Что делают»
Ягоды в лесу …(собирают).
Полные корзинки… (набирают).
Придя из леса …(перебирают).
Для компота самые красивые ягоды…(выбирают, отбирают).
Компот в холодильник …убирают.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
Ма-ли-на, клюк-ва,зем-ля-ни-ка, мо-рош-ка, брус-ни-ка, ка-ли-на, ря-би-на, е-же-ви-ка, че-ре-му-ха.
О-пя-та, сы-ро-еж-ка,по-ган-ка, ры-жик, бо-ро-вик, му-хо-мор, ли-сич-ка, под-бе-ре-зо-вик.
Пальчиковая гимнастика
«Грибы» (картотека стр 54)
«За ягодами» (картотека стр 66)
Лексическая тема «Домашние животные». Буква Ы, звук [Ы].
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло, ухаживать, содержать, поить, кормить, домашний, полезный, нужный.
Движение с речью:
игра «Теленок» (картотека стр 28)
игра «Кони» (картотека стр 32)
игра «В стадо» (картотека стр 31)
Игры с мячом:
«Детки и мамы»
У коровы- теленок;
У крольчихи…
«Чья мама»
У жеребенка…(мама лошадь)
У поросенка…
«Кто как голос подает»
Ржет…(лошадь)
Блеет… (овцы)
Мычит…
«Чей? Чьи? Чья? Чьё?» Взрослый называет часть тела животного, а ребенок образует притяжательное прилагательное.
Рога коровы. Чьи?- коровьи.
Хвост овцы. Чей? – овечий хвост.
Грива лошади. Чья?- лошадиная грива.
Вымя козы. Чьё вымя? – козье.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
Разложить карточки или фигурки животных по загонам (слова из1слога, 2 слогов, 3 слогов, 4 слогов)
Конь, бык
Свинь-я, вер-блюд, о(а)-сёл
Яг-нё-гок, коз-лё-нок
По-ро-сё-нок, вер-блю-же-нок, же-ре-бё-нок.
Пальчиковая гимнастика
«Буренушка» (картотека стр 70)
«Кто же это» (картотека стр 71)
Лексическая тема «Дикие животные». Буква Сс, звук [С,С*].
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло, зимовать, питаться, менять, линять, накапливать, дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный.
Движение с речью:
игра «Ёжик» (картотека стр76)
игра «На водопой» (картотека стр34)
Игры с мячом:
«Есть — нет»
Взрослый называет части тела какого-либо дикого животного, являющиеся его отличительной особенностью, и бросает мяч ребенку. Он ловит мяч, говорит, что таких частей тела нет у другого выбранного ребенком животного, и называет часть тела этого животного.
У медведицы острые когти. - А у зайца нет острых когтей, но есть длинные уши.
2- й ребенок. У рыси нет длинных ушей, но есть кисточки на ушах.
3- й ребенок. У кабана нет кисточек на ушах, но есть острые клыки.
4-й ребенок. У лося нет острых клыков, но зато есть ветвистые рога.
«Чей?»
Хвост зайца-заячий.
Рога лося-лосиные.
Лапы лисы-лисьи.
Нос белки-беличий.
«Это кто такой большой?»
Взрослый бросает мяч и называю дикое животное. Дети ловят мяч и называют это животное так, чтобы в названии была часть -ищ. Медведь -медведише
Бобер-бобрище
Кабан-кабанище
Лось-лосище.
Пальчиковая гимнастика
«Есть у каждого свой дом» (картотека стр66)
«Кто» (картотека стр 71)
Художественная литература
Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек», рассказов Е. Чарушина «Кабан-секач», «Рысь» из книги «Моя первая зоология», сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»
Расширение, уточнение, актуализация словаря: одежда, ателье, фабрика, магазин, пальто, плащ, куртка, комбинезон, брюки, джинсы, юбка, платье, сарафан, свитер, джемпер, кофта, рубашка, футболка, шорты, майка, трусы, колготки, гольфы, носки, шапка, берет, кепка, бейсболка, рукавицы, перчатки, шарф, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, осенний, демисезонный, теплый, удобный, нарядный, повседневный, шерстяной, вельветовый, кожаный, резиновый, надевать, обувать, стирать, чистить, гладить.
Игры с мячом:
«Есть — нет»
Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, что у него есть. Ребенок ловит и отвечает, что у него этого нет.
У меня есть вельветовые брюки.- У меня нет вельветовых брюк.
У меня есть замшевые перчатки.
У меня есть резиновые сапоги. И т.п.
«Летом и осенью»
Взрослый начинает предложение, а дети заканчивают.
Летом носят легкие льняные платья, …а осенью теплые шерстяные платья.
Летом носят тонкие хлопковые сарафаны, …а осенью теплые вельветовые сарафаны.
Летом носят шелковые платки, а зимой меховые шапки.
«Какая, какое, какой?»
Взрослый называет материал, а ребенок отвечает какие вещи получаются из него.
Из кожи получаются- кожаные вещи.
Из хлопка получаются хлопковые вещи.
Из меха получаются меховые.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
Сви-тер, В этом слове 2 слога.
шор-ты, ком-би-не-зон, фут-бол-ка и т.д.
Пальчиковая гимнастика
«Много обуви» (картотека стр60)
«Ботинки» (картотека стр 58)
Художественная литература
«Денискиных рассказов» В.Драгунского, сказки братьев Гримм «Храбрый портной».
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы». Буква Зз, звук [З,З*].
Игры с мячом:
«Какой лес»
Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево. Ребенок ловит и отвечает какой это лес и как он называется.
Лес из елей-ельник,
Лес из осин- осиновый лес-осинник,
Из ольхи- ольховый лес-ольховник,
Из дубов- дубовая роща- дубрава,
Из берез-березовая роща- березняк,
Из сосен- сосновый бор- сосняк,
Из кедров-кедровый лес- кедровник,
Из лип- липовый лес- липняк.
«Будь внимателен»
Определение звука в названии птиц. Усложнение- определение места звука (начало, середина слова или конец).
-Назови зимующих птиц, в названии которых есть звук:
[c]- сова, снегирь, свиристель, сорока, клест, синица.
[в]-ворона, воробей, сова, свиристель.
[л]-дятел, голубь.
«Что нужно дворнику?»
Взрослый бросает мяч и называет инструмент, а ребенок говорит для чего он нужен.
Лопата нужна для того, чтобы убирать снег.
Метла нужна для того, чтобы сметать снег.
Лом нужен для того, чтобы колоть лёд.
Чтобы посыпать дорожки нужно ведро.
Упражнения:
«Раздели на слоги»
Го-лубь, по-пол-зень, дя-тел и т.д. В этом слове 2 слога.
Пальчиковая гимнастика
«Снежинки» (картотека стр68)
«Кормушка» (картотека стр 69)
Лексическая тема «Мебель». Буква Шш, звук [Ш].
1.Игры с мячом:
«Какой? Какая? Какие?»
Взрослый бросает мяч и называет предмет мебели и из чего он сделан, а ребенок образовывает относительные прилагательные.
Кровать из березы- березовая кровать,
Диван обит вельветом-вельветовый,
Стулья из металла- металлические,
Комод из ореха-ореховый и т.п.
«Будь внимателен»
Взрослый называет части предмета мебели, а ребенок должен определить, что забыл назвать взрослый.
У кровати есть матрас, 4 ножки-вы забыли 2 спинки.
У кресла спинка, сиденье и ножки- вы забыли подлокотники.
У шкафа дверцы, ножки, боковые спинки- забыли полки (зеркало).
«В гостях у Михайло Потапыча и Мишутки»
Взрослый называет предмет мебели с уменьшительным суффиксом, а ребенок- с увеличительным суффиксом.
У Мишутки -столик, а у Михайла Потапыча -столище.
У Мишутки -табуреточка, а у Михайла Потапыча -табуретище.
У Мишутки -диванчик, а у Михайла Потапыча-диванище.
«Еще лучше»
Взрослый называет признак предмета мебели, а ребенок- образует прилагательное в превосходной степени.
У меня мягкий диван- а мой диван еще мягче.
У меня удобное кресло- а моё кресло еще удобнее.
У меня широкая кровать- а моя кровать еще шире.
Упражнения:
«Лесенка»
Подобрать 3 слова с 1-м слогом, 2-мя, 3 слогами.
Шкаф, ди-ван, та-бу-рет.
Стул, ко-мод, кро-ват-ка.
Пуф, пол-ка, тум-боч-ка.
Пальчиковая гимнастика
«Наша квартира» (картотека стр 61)
Лексическая тема «Посуда».
1.Игры с мячом:
«Два и пять» Взрослый бросает мяч и называет словосочетание с числительным 2, а ребенок ловит мяч и образовывает словосочетание с числительным 5.
Два ножа- пять ножей.
2 сковороды- 5 сковородок.
2 супницы-5 супниц.
«Какой? Какая? Какие?»
Взрослый бросает мяч и называет предмет посуды и из чего он сделан, а ребенок образовывает относительные прилагательные.
Тарелка из фарфора-фарфоровая тарелка,
Кастрюля из металла-металлическая,
Хлебница из соломы- соломенная,
Кувшин из глины-глиняный,
Стакан из стекла-стеклянный и т.п.
«Повара»
Взрослый бросает мяч и называет предмет посуды, а ребенок говорит для чего он нужен.
Кастрюля нужна, чтобы варить в суп.
Из стакана можно пить сок.
Сковорода необходима для того, чтобы жарить котлеты.
Солонка нужна, чтобы хранить в ней соль и солить пищу и т.п.
Упражнения:
«Угадай посуду по первому и последнему звуку»
Первый звук [н], последний звук [ш]- нож (ш),
Первый звук [к], последний звук [а]- кастрюля(а),
Первый звук [б], последний звук [э]- блюдце (э).
Пальчиковая гимнастика
«Машина каша» (картотека стр 63)
«Чайник» (картотека стр18 )
Лексическая тема «Новый год». Буква Жж, звук [Ж].
1.Игры с мячом:
«Украсим ёлку»
Взрослый называет украшение, а ребенок- образует прилагательное в превосходной степени.
Я повесила шарик высоко- а я еще выше.
Я повесила гриб внизу-а я еще ниже.
Моя сосулька длинная- а моя еще длиннее.
Мой снеговик толстый- а мой еще толще
У меня огоньки горят ярко- а мои еще ярче.
Моя мишура пушистая- а моя еще пушистей.
«Какой? Какая? Какие?»
Взрослый бросает мяч и называет предмет посуды и из чего он сделан, а ребенок образовывает относительные прилагательные.
Хлопушка из бумаги- бумажная хлопушка.
Дождик из полиэтилена-полиэтиленовый.
Шарик из стекла- стеклянный.
Лошадка из дерева-деревянная.
Бусы из пластмассы- пластмассовые.
Упражнения:
«Отгадай загадку»
Загадки на зимнюю и новогоднюю тематику.
«Раздели на слоги»
Хло-пуш-ка, дож-дик, по-дар-ки, Сне-гу-роч-ка, Пет-руш-ка, ми-шу-ра, о-гонь-ки, звез-да и т.д.
«Сосчитай до 5»
Один стеклянный шарик, два стеклянных шарика, три стеклянных шарика, четыре стеклянных шарика, пять стеклянных шарика.
Одна золотая рыбка…
Один металлический фонарик…
Пальчиковая гимнастика
«Подарки» (картотека стр 166)