Министерство образования РФ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
«РЕКОМЕНДОВАНО» Руководитель методсовета школы __________________ В.Л.Кашина Протокол № __________________ от «___» _______________ 2005 г. | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ №1 ______________ О.Б. Сергеева «___» _______________ 2005 г. |
«ЖУРНАЛИСТИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
Учебная программа элективного курса для учащихся 10-х классов
Рецензенты:_________________ ___________________ ___________________ ___________________ | | Автор программы: Подолянченко Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 |
г. Новоалтайск 2006 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Какую роль в этом мире играют средства массовой коммуникации, или, говоря более привычным языком, средства общения? С чего начать работу над газетой? Какие бывают жанры в журналистике? Что такое социологический опрос? На эти и другие вопросы поможет ответить этот курс.
Курс создан для тех, кто хотел бы научиться писать статьи для газеты. Он рассчитан на школьников, начинающих изучение журналистики с нуля, и включает в себя ряд приёмов работы с текстом и основами его редактирования.
Редактирование - один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи - важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, создание текста, работа над совершенствованием написанного - это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Цель курса - познакомить учащихся с основами редактирования, выработать у них навыки редакторского анализа.
Для реализации этой цели необходимо:
* углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
* совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
* создать условия для формирования навыков культуры речи в соответствии с журналистским нормами;
*сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
* подготовить школьников к осознанному выбору направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьере;
* подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Исходя из задач преподавания курса «Журналистика:введение в профессию», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
* делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
* соблюдать нормы современного русского литературного языка;
* научить пользоваться различными видами правки текста;
* пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
Содержание элективного курса строится и реализуется на основе системно – личностно – деятельного подход, базируется на концепции профильного обучения, тем самым, повышая речевую и письменную грамотность, расширяя возможности социализации учащихся. Курс связан как с разделами языкознания ("Фонетика", "Лексика", "Морфология", "Синтаксис", "Стилистика русского языка", "Культура речи"), так и с теорией литературы.
Курс предполагает следующие формы работы : лекции, практические занятия исследовательского характера , творческие работы ,тестовые задания , деловые игры , семинары . Личностно-ориентированный подход проявляется в подборе дифференцированного материала , в постоянном взаимодействии учащихся друг с другом и учителем .
Деятельный подход реализуется в преобладании активных форм и методов обучения (творческий, исследовательский, экспериментальный и т. д.)
Курс рассчитан на 20 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, можно изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий.
Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалам:
словари и справочники;
газетные публикации;
тесты;
раздаточный материал .
Самостоятельность учащихся проявляется в подборе материала для исследовательской работы , в инициативном участии в практических и семинарских занятиях,
Динамику интереса к курсу можно фиксировать оценкой качества созданного материала , анкетированием , собеседованием , рефлексией ,
Критерием успешности можно считать проявление интереса у учащихся к предмету изучения и желание самостоятельно работать по выбранной теме. Для подтверждения своей успешности школьникам предполагается защита проекта исследовательской работы по теме курса. Это и станет формой отчётности.
Кроме того, изучение курса поможет подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (20 ЧАСОВ)
Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
1. Журналистика – как массово-информационная деятельность | 1 | Лекция | |
2. Система жанров в журналистике | 1 | Лекция. Практическая работа | Рефлексия |
3. Социологическая служба. | 2 | Лабораторная работа | Рефлексия |
4.Проектная работа. Средства массовой информации. | 2 | Разработка проекта | Рефлексия |
5. Газетная статья. | 2 | Практикум | Защита текста |
6. Структура удачной статьи. | 1 | Лекция. Практическая Работа | Тест |
7. Основные правила редактирования статьи | 2 | Семинар | Анализ выступлений |
8. О языке и стиле статьи | 1 | Лекция. Лабораторная работа. | Рефлексия |
9. Клише и штампы. | 2 | Лекция. Практикум. | Рефлексия |
10.Что такое телекоммуникации? | 1 | Лекция. | Собеседование |
11.Творческая мастерская. | 2 | Конкурс. | Анализ выступлений |
12.Гордские средства массовой информации | 1 | Пресс-конференция. | Анкетирование |
13. Выпуск газеты. | 2 | Деловая игра «Пресс-центр» | Защита Статьи |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1. Журналистика - как массово-информационная деятельность.
Информация, её виды. Источники информации. С чего начать работу над газетой? О чём Вы можете писать? Как собрать материал для статьи? Профессиональные качества журналиста.
Практическое задание: Составление иерархии профессиональных качеств журналиста.
Тема №2.Виды средств массовой информации.
Газеты и журналы. Особенности теле- и радиожурналистики.
Практическое задание: Анализ радио- и телепередач.
Тема №3.Что такое телекоммуникации?
Что такое Интернет? Электронная почта. Доступ к информационным ресурсам.
.Практическое задание: Открыть свой электронный «почтовый ящик».
Тема №4.Особенности взаимодействия с аудиторией.
Аудитория- потребитель информации. Исследование аудитории. Взаимодействие с аудиторией. Формирование общественного мнения.
Практическое задание: Дискуссия: «Какая информация нужна аудитории?»
Тема №5. Этико-правовые основы журналистики.
Законы РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
Практическое задание: Составление собственного этического кодекса.
Тема №6.Структура редакции и распределение функций в ней.
Практическое задание: Игра: «Выборы редакционного коллектива»
Тема №7. Городские средства массовой информации.
Встреча с редактором и корреспондентом городской газеты.
Практическое задание: Пресс-конференция.
Тема №8. Композиционно-графическая модель газеты.
Формат и объем издания. Название и его оформление. Маркетирование – создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков.
Практическое задание: Анализ газет.
Тема №9. Посещение редакции.
Тема №10. Проектная работа. Средства массовой информации
Практическое задание: Проект будущего средства массовой коммуникации.
Тема №11 Социологическая служба
Массовый опрос. Виды и методы опросов аудитории. Анкета. Как составить анкету .
Практическое задание: Составить и провести анкету .
Практическое задание: Проект будущего средства массовой коммуникации.
Система жанров в журналистике./Приложение №1/
Какие бывают жанры? Эволюция жанров. Подготовка и проведение интервью .
Практическое задание: Провести интервью.
Тема №3. Социологическая служба./Приложение №2/
Массовый опрос. Виды и методы опросов аудитории. Анкета. Как составить анкету .
Практическое задание: Составить и провести анкету .
Тема №4. Проектная работа. Средства массовой информации./Приложение№3/
Практическое задание: Проект будущего средства массовой коммуникации.
Тема №5. Газетная статья.
Как писать материал? Способы создания заголовка. Начало и окончание статьи. Что такое «подача »?
Практическое задание: Придумать заголовки статей . Написать начало и окончание своих статей.
Тема №6. Структура удачной статьи.
Варианты статей. Что такое оформление статьи ? Приёмы работы с текстом.
Практическое задание: Дописать статью. Подготовить сообщение.
Тема №7. Основные правила редактирования статьи. Виды правки .Работа над композицией . Описание. Повествование. Рассуждение. Работа над фактами.
Практическое задание: Отредактировать статью. Подготовиться к лабораторной работе.
Тема №8. О языке и стиле статьи .
Профессиональная лексика. Стилистические особенности информационной заметки.
Практическое задание: Подобрать статьи разных стилей.
Тема №9. Клише и штампы .
Типы речевых ошибок. Неточность словоупотребления .
Практическое задание: Отредактировать предложенный текст
Тема №11.Творческая мастерская .Создание литературного портрета.
Практическое задание : Конкурс на лучший литературный портрет-интервью. Приготовить вопросы для пресс-конференции.
.
Практическое задание: Спроектировать и защитить свою статью.
Тема №13. Деловая игра «Пресс-центр».
ЛИТЕРАТУРА
Вакуров В.Н. Стилистика газет.М.,1989.
Воронов Ю.С. О языке и стиле газеты. М.,1970.
Горохов В.М. Слагаемые мастерства: М., 1985.
Засорина Т.В. Профессия- журналист. Ростов. «Феникс», 1999.
О детях, лете и газете, а также обо всём на свете. М., 1997.
Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения. Л., 1986.
Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. М., 1988.
Шафикова И.Г. Читаем газету . Учебно-методическое пособие для студентов. М: Московский психолого-социальный институт. 2000.
Яковенко А.Ф. О чём спорим. (Публицистика наших дней) .М., «Мысль» 1987.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Руководитель методсовета Директор МОУСОШ №1
Кашина В.Л._____________ Сергеева О.Б.__________
Протокол №_____ « »_____________2005г.
От « »___________2005г.
«Первые шаги в журналистике »
Учебная программа элективного курса
для 9-х классов
Автор программы :
Подолянченко Е.В.,
учитель русского
языка и литературы.
МОУ «СОШ №1»
Рецензент
______________________________
______________________________
______________________________
г. Новоалтайск.
2005 г.
Приложение № 2.
Тема №2: Система жанров в журналистике.
( Какие бывают жанры? Эволюция жанров. Подготовка и проведение интервью.)
Цель : Познакомить учащихся с системой жанров в журналистике. Научить проводить интервью.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
придумать оригинальную тему для собственной статьи.
Новая тема.
Слово учителя: (лекция с элементами беседы)
Что интересного вы в ней отметили?
( Мало жанров!)
Давайте разберёмся, что такое жанр.
Жанр в журналистике - это форма подачи фактов, информации, сведений.
Жанры:
информационные (информация, заметка, отчет, репортаж,
интервью);
аналитические (корреспонденция, статья);
литературно-художественные (зарисовка, очерк);
сатирические (фельетон, юмореска).
Сегодня мы будем говорить об информационных жанрах, а точнее о жанре интервью.
Интервью – это беседа с собеседниками, когда нужно добыть факты чужим мнением.
Интервью может быть любого размера и пригодится для публикации при любых обстоятельствах.
-Мнение учителя физкультуры о спортивных состязаниях –это интервью? (По сути – это короткое интервью)
-А комментарий товарища по поводу недобросовестной организации вечера - это интервью? (Да)
Т.Е. любое общение с другими людьми в процессе сбора информации для материала - это уже интервью.
Формы интервью:
интервью- монолог
интервью-диалог
пресс-конференция
диалог
«круглый стол»
анкета
- Для интервью вопросы готовят заранее?
(Как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему.) Поэтому нужно заранее решить, что вы хотите узнать от респондента.
( Корреспондент – тот, кто проводит интервью, опрашивает.
Респондент - тот, кто дает интервью, отвечает на вопросы.)
-Как найти тему для интервью? О чем спросить?
Конечно, темы, которые волнуют вас, как пытаются разрешить ту или иную проблему ваши сверстники.
-Какие вопросы нужно задавать респондентам?
4.Игра-интервью. Придумайте волшебную страну- «Тридевятое царство»,»Страна Оз», «Королевство кривых зеркал»- где королева, как и ты- юная девушка? Сколько лет вам? И ей столько же! Эта королева любит всех детей на свете и желает, чтобы всем детям в стране жилось хорошо! И она выбрала тебя своим советником. Какие законы (указы, приказы) для страны ты бы предложила? Для кого?
Класс делится на 4 группы, каждая группа придумывает название своей страны и готовит ряд законов.
1 –законы для семьи.
2- законы для общества.
3- законы для школы.
4- законы для класса.
Учитель: Получив ответы на серьёзные вопросы, я узнала, что волнует вас в нашем обществе.
4. Рефлексия.
Нарисуй твое настроение в начале урока и в конце урока?
5. Домашнее задание
Провести интервью по выбранным заранее темам и оформить его.
Приложение № 1.
Тема №3: Социологическая служба. Массовый опрос. Виды и методы опросов. Как составить анкету.
Цель : Познакомить учащихся с работой социологической службы. Познакомить с методом составления анкет.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Постановка цели
2. Проверка домашнего задания.
Какие формы интервью вы знаете?
Какую форму для интервью выбрали вы?
Правильно ли вы составили вопросы для интервью, давайте осуществим проверку. Если ваш ответ-« да», то ставьте «+», а если- нет, то- «-»
Вопрос интересный для ребят?
Вопрос получился конкретным?
Ребята могут кратко ответить на вопрос?
Ребятам будет нетрудно ответить на вопрос? Вспомнить то, о чем спрашиваете?
Смогут ли ребята ответить без страха, опасения за себя или своих родителей, учителей?
Если «+» больше, то хорошо!
Если «-» больше, то задумайтесь!
( Лекция с элементами беседы)
-Социологическая служба, что это? Чем она занимается?
Изучает массовое мнение,
прогнозирует отношения между прослойками населения,
диагностирует удовлетворенность властью, событиями, в стране, мире, «среде обитания» человека,
Социологическая служба проводит опрос:
устный (интервью) письменный (анкета)
Анкета - опросной лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам.
Анкета содержит вопросы, на которые респондент отвечает («да», «нет», «не знаю»)
Большинству детей, которые впервые отвечают на анкету, нужно объяснение, для правильности выполнения работы.
- Как выбрать тему для анкеты?
Общие темы для анкет, которые наиболее популярны среди школьников.
«Мир, который нас интересует»
«Ты и школа»
«Твое отношение к людям, друзьям»
«Твои интересы»
Правила проведения анкетирования:
1.Обязательно в начале анкеты нужно обращение.
Например, Дорогой друг!
2. Цель анкеты.
3.Содержание (вопросы)
4.В конце анкеты нужно поблагодарить, никогда нельзя критиковать респондентов.
5.Анкету проводить нужно с группой.
Ф. И. не записываются, только указывается возраст или класс.
Виды анкет:
1.Экспресс-анкета - проводится тут же по прошествии события.
Правила проведения экспресс-анкеты:
Ручка, листочек.
2. Слева цифры от 1 до 10 (№ вопросов)
3. На каждый вопрос-ответ « да», «нет», «не знаю».
4. Вопросы читаются быстро, чтобы не задумываться и избежать подсказок.
Как подсчитывать результаты?
- Сколько на первый вопрос ответили «да», сколько «нет», сколько «не знаю»?
- Сколько мальчиков ответили « да», «нет», «не знаю» на первый вопрос , на второй вопрос и т. д., а девочек?
- Давайте проведем анкету с вами и тут же подведем итоги.
Нравятся ли события, мероприятия, вечера, встречи, дискотеки, проводимые в школе?
Хочется ли тебе повзрослеть и быстрее покинуть пределы школы?
Ты собираешься учиться 11 лет?
Что тебе надеть в школу решаешь сама, без родителей?
Какие мероприятия ты бы могла предложить, если былы бы организатором в школе?
Если тебе предложили стать директором? Что бы ты изменила в школе в первую очередь?
2.Мониторинг- оперативный опрос, который проводится с использованием одного и того же вопроса с определенным промежутком времени?
С каким настроением ты приходишь на курс?(нарисуй)
По горизонтали отмечаются даты, а по вертикали- ответы.
Выстраивается график.
| 13 января | 20 января | 7 февраля |
| ------------------ | ------------------- | ------------------- |
| | | |
3.Сочинение- задается один вопрос, на который дается развернутый ответ
Примерные вопросы:
-Какой будет школа через 10 лет?
-Если бы ты нашла лампу Алладина, чтобы ты попросила? - Моя будущая семья?
4.Неоконченные предложения.
Данный метод позволяет получить в короткий срок качественную информацию.
-Закончите предложения:
На курс журналистики я хожу, чтобы…..
Если бы мне предложили поменять эл. курс …
Моя основная проблема в изучении курса журналистики…
3. Домашнее задание
-Придумать тему для анкеты и составить её
(10 вопросов)
-Разделиться на 4 группы для работы на следующем уроке. Каждой группе иметь:
Приложение №3
Тема №4,5: Проектная работа «Детские средства массовой информации»
Цель : На основании полученных знаний создать проект будущей газеты.
Оборудование: Канцпринадлежности, листы бумаги, ватман.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания
Каждый зачитывает темы и вопросы анкеты, дается оценка выполненной работы.
3. Ход урока.
В ходе беседы выясняется, что такое проект ( разработанный план чего-либо).
1 этап (30-40минут)
В администрации обсуждается программа поддержки новых детских и юношеских средств массовой информации на следующий год.
Решается, кому из групп будет оказана поддержка. Для этого, условно, в наличии имеются
Свободное помещение.
Компьютер, принтер, сканер.
Денежные средства в сумме 15 тыс. руб.
Это будет поддержка 1 группе или всех сразу.
Готовится проект будущего средства коммуникации по плану: название, возможные темы рубрик, эмблемы, идеи оформления, цвета, рифмовки.
2 этап (20-30 минут)
Каждая группа защищает свой проект, разъясняет, что им требуется и для чего.
3 этап (20-30минут)
Пресс-конференция.
Каждая группа, защищая свой проект, доказывает важность и необходимость его.
Корреспонденты готовят вопросы противникам.
4.Рефлексия.
Нарисуйте свое настроение в начале и в конце урока.
5.Домашнее задание.
Провести анкетирование, сделать и оформить анализ анкет.
.