СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ЖУРНАЛИСТИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» Учебная программа элективного курса для учащихся 10-х классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса - познакомить учащихся с основами редактирования, выработать у них навыки редакторского анализа. Для реализации этой цели необходимо: * углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи; * совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста; * создать условия для формирования навыков культуры речи в соответствии с журналистским нормами; *сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;

* подготовить школьников к осознанному выбору направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьере;

* подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.  

Просмотр содержимого документа
««ЖУРНАЛИСТИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ» Учебная программа элективного курса для учащихся 10-х классов»

Министерство образования РФ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»



«РЕКОМЕНДОВАНО»

Руководитель методсовета школы __________________ В.Л.Кашина

Протокол № __________________

от «___» _______________ 2005 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ №1

______________ О.Б. Сергеева

«___» _______________ 2005 г.



«ЖУРНАЛИСТИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»



Учебная программа элективного курса для учащихся 10-х классов









Рецензенты:_________________

___________________

___________________

___________________


Автор программы:

Подолянченко Е.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1







г. Новоалтайск 2006 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Какую роль в этом мире играют средства массовой коммуникации, или, говоря более привычным языком, средства общения? С чего начать работу над газетой? Какие бывают жанры в журналистике? Что такое социологический опрос? На эти и другие вопросы поможет ответить этот курс.

Курс создан для тех, кто хотел бы научиться писать статьи для газеты. Он рассчитан на школьников, начинающих изучение журналистики с нуля, и включает в себя ряд приёмов работы с текстом и основами его редактирования.
Редактирование - один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи - важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, создание текста, работа над совершенствованием написанного - это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

Цель курса - познакомить учащихся с основами редактирования, выработать у них навыки редакторского анализа.
Для реализации этой цели необходимо:
* углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
* совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
* создать условия для формирования навыков культуры речи в соответствии с журналистским нормами;
*сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;

* подготовить школьников к осознанному выбору направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьере;

* подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Исходя из задач преподавания курса «Журналистика:введение в профессию», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
* делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
* соблюдать нормы современного русского литературного языка;
* научить пользоваться различными видами правки текста;
* пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
Содержание элективного курса строится и реализуется на основе системно – личностно – деятельного подход, базируется на концепции профильного обучения, тем самым, повышая речевую и письменную грамотность, расширяя возможности социализации учащихся. Курс связан как с разделами языкознания ("Фонетика", "Лексика", "Морфология", "Синтаксис", "Стилистика русского языка", "Культура речи"), так и с теорией литературы.
Курс предполагает следующие формы работы : лекции, практические занятия исследовательского характера , творческие работы ,тестовые задания , деловые игры , семинары . Личностно-ориентированный подход проявляется в подборе дифференцированного материала , в постоянном взаимодействии учащихся друг с другом и учителем .

Деятельный подход реализуется в преобладании активных форм и методов обучения (творческий, исследовательский, экспериментальный и т. д.)

Курс рассчитан на 20 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, можно изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий.

Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалам:

  1. словари и справочники;

  2. газетные публикации;

  3. тесты;

  4. раздаточный материал .

Самостоятельность учащихся проявляется в подборе материала для исследовательской работы , в инициативном участии в практических и семинарских занятиях,

Динамику интереса к курсу можно фиксировать оценкой качества созданного материала , анкетированием , собеседованием , рефлексией ,

Критерием успешности можно считать проявление интереса у учащихся к предмету изучения и желание самостоятельно работать по выбранной теме. Для подтверждения своей успешности школьникам предполагается защита проекта исследовательской работы по теме курса. Это и станет формой отчётности.

Кроме того, изучение курса поможет подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (20 ЧАСОВ)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

1. Журналистика – как массово-информационная деятельность

1

Лекция


2. Система жанров в журналистике

1

Лекция. Практическая работа


Рефлексия



3. Социологическая служба.

2

Лабораторная работа

Рефлексия

4.Проектная работа.

Средства массовой информации.

2

Разработка проекта

Рефлексия

5. Газетная статья.

2

Практикум

Защита текста


6. Структура удачной статьи.

1

Лекция.

Практическая

Работа

Тест


7. Основные правила редактирования статьи

2

Семинар

Анализ выступлений


8. О языке и стиле статьи

1

Лекция.

Лабораторная работа.

Рефлексия

9. Клише и штампы.

2

Лекция.

Практикум.

Рефлексия

10.Что такое телекоммуникации?

1

Лекция.

Собеседование

11.Творческая мастерская.

2

Конкурс.

Анализ выступлений

12.Гордские средства массовой информации

1

Пресс-конференция.

Анкетирование

13. Выпуск газеты.

2

Деловая игра

«Пресс-центр»

Защита

Статьи



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема №1. Журналистика - как массово-информационная деятельность.

Информация, её виды. Источники информации. С чего начать работу над газетой? О чём Вы можете писать? Как собрать материал для статьи? Профессиональные качества журналиста.

Практическое задание: Составление иерархии профессиональных качеств журналиста.


Тема №2.Виды средств массовой информации.

Газеты и журналы. Особенности теле- и радиожурналистики.

Практическое задание: Анализ радио- и телепередач.


Тема №3.Что такое телекоммуникации?

Что такое Интернет? Электронная почта. Доступ к информационным ресурсам.

.Практическое задание: Открыть свой электронный «почтовый ящик».


Тема №4.Особенности взаимодействия с аудиторией.

Аудитория- потребитель информации. Исследование аудитории. Взаимодействие с аудиторией. Формирование общественного мнения.

Практическое задание: Дискуссия: «Какая информация нужна аудитории?»


Тема №5. Этико-правовые основы журналистики.

Законы РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации Этические кодексы и нормы журналистского поведения.

Практическое задание: Составление собственного этического кодекса.

Тема №6.Структура редакции и распределение функций в ней.

Практическое задание: Игра: «Выборы редакционного коллектива»



Тема №7. Городские средства массовой информации.

Встреча с редактором и корреспондентом городской газеты.

Практическое задание: Пресс-конференция.


Тема №8. Композиционно-графическая модель газеты.

Формат и объем издания. Название и его оформление. Маркетирование – создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков.

Практическое задание: Анализ газет.


Тема №9. Посещение редакции.

Тема №10. Проектная работа. Средства массовой информации

Практическое задание: Проект будущего средства массовой коммуникации.


Тема №11 Социологическая служба

Массовый опрос. Виды и методы опросов аудитории. Анкета. Как составить анкету .

Практическое задание: Составить и провести анкету .



Практическое задание: Проект будущего средства массовой коммуникации.





Система жанров в журналистике./Приложение №1/

Какие бывают жанры? Эволюция жанров. Подготовка и проведение интервью .

Практическое задание: Провести интервью.


Тема №3. Социологическая служба./Приложение №2/

Массовый опрос. Виды и методы опросов аудитории. Анкета. Как составить анкету .

Практическое задание: Составить и провести анкету .


Тема №4. Проектная работа. Средства массовой информации./Приложение№3/

Практическое задание: Проект будущего средства массовой коммуникации.


Тема №5. Газетная статья.

Как писать материал? Способы создания заголовка. Начало и окончание статьи. Что такое «подача »?

Практическое задание: Придумать заголовки статей . Написать начало и окончание своих статей.


Тема №6. Структура удачной статьи.

Варианты статей. Что такое оформление статьи ? Приёмы работы с текстом.

Практическое задание: Дописать статью. Подготовить сообщение.


Тема №7. Основные правила редактирования статьи. Виды правки .Работа над композицией . Описание. Повествование. Рассуждение. Работа над фактами.

Практическое задание: Отредактировать статью. Подготовиться к лабораторной работе.


Тема №8. О языке и стиле статьи .

Профессиональная лексика. Стилистические особенности информационной заметки.

Практическое задание: Подобрать статьи разных стилей.


Тема №9. Клише и штампы .

Типы речевых ошибок. Неточность словоупотребления .

Практическое задание: Отредактировать предложенный текст


Тема №11.Творческая мастерская .Создание литературного портрета.

Практическое задание : Конкурс на лучший литературный портрет-интервью. Приготовить вопросы для пресс-конференции.

.

Практическое задание: Спроектировать и защитить свою статью.

Тема №13. Деловая игра «Пресс-центр».










ЛИТЕРАТУРА


  1. Вакуров В.Н. Стилистика газет.М.,1989.

  2. Воронов Ю.С. О языке и стиле газеты. М.,1970.

  3. Горохов В.М. Слагаемые мастерства: М., 1985.


  1. Засорина Т.В. Профессия- журналист. Ростов. «Феникс», 1999.

  2. О детях, лете и газете, а также обо всём на свете. М., 1997.

  3. Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения. Л., 1986.

  4. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. М., 1988.

  5. Шафикова И.Г. Читаем газету . Учебно-методическое пособие для студентов. М: Московский психолого-социальный институт. 2000.

  6. Яковенко А.Ф. О чём спорим. (Публицистика наших дней) .М., «Мысль» 1987.













МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»


«Рекомендовано» «Утверждаю»

Руководитель методсовета Директор МОУСОШ №1

Кашина В.Л._____________ Сергеева О.Б.__________

Протокол №_____ « »_____________2005г.

От « »___________2005г.






«Первые шаги в журналистике »



Учебная программа элективного курса

для 9-х классов



Автор программы :

Подолянченко Е.В.,

учитель русского

языка и литературы.

МОУ «СОШ №1»

Рецензент

______________________________

______________________________

______________________________


г. Новоалтайск.

2005 г.

Приложение № 2.

Тема №2: Система жанров в журналистике.


( Какие бывают жанры? Эволюция жанров. Подготовка и проведение интервью.)


Цель : Познакомить учащихся с системой жанров в журналистике. Научить проводить интервью.



Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

    • В газетах, которые имеются в наличии, нужно подобрать статью с самой интересной темой или

придумать оригинальную тему для собственной статьи.

    • В какую рубрику можно поместить вашу статью?

  1. Новая тема.

Слово учителя: (лекция с элементами беседы)

    • Вы все обратили внимание на нашу школьную газету.

Что интересного вы в ней отметили?

    • Какие можете высказать замечания?

( Мало жанров!)

Давайте разберёмся, что такое жанр.

Жанр в журналистике - это форма подачи фактов, информации, сведений.


Жанры:

  1. информационные (информация, заметка, отчет, репортаж,

интервью);

  1. аналитические (корреспонденция, статья);

  2. литературно-художественные (зарисовка, очерк);

  3. сатирические (фельетон, юмореска).




Сегодня мы будем говорить об информационных жанрах, а точнее о жанре интервью.


Интервью – это беседа с собеседниками, когда нужно добыть факты чужим мнением.


Интервью может быть любого размера и пригодится для публикации при любых обстоятельствах.

-Мнение учителя физкультуры о спортивных состязаниях –это интервью? (По сути – это короткое интервью)

-А комментарий товарища по поводу недобросовестной организации вечера - это интервью? (Да)

Т.Е. любое общение с другими людьми в процессе сбора информации для материала - это уже интервью.

Формы интервью:

  • интервью- монолог

  • интервью-диалог

  • пресс-конференция

  • диалог

  • «круглый стол»

  • анкета


- Для интервью вопросы готовят заранее?

(Как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему.) Поэтому нужно заранее решить, что вы хотите узнать от респондента.

( Корреспондент – тот, кто проводит интервью, опрашивает.

Респондент - тот, кто дает интервью, отвечает на вопросы.)



-Как найти тему для интервью? О чем спросить?

Конечно, темы, которые волнуют вас, как пытаются разрешить ту или иную проблему ваши сверстники.


-Какие вопросы нужно задавать респондентам?


4.Игра-интервью. Придумайте волшебную страну- «Тридевятое царство»,»Страна Оз», «Королевство кривых зеркал»- где королева, как и ты- юная девушка? Сколько лет вам? И ей столько же! Эта королева любит всех детей на свете и желает, чтобы всем детям в стране жилось хорошо! И она выбрала тебя своим советником. Какие законы (указы, приказы) для страны ты бы предложила? Для кого?

Класс делится на 4 группы, каждая группа придумывает название своей страны и готовит ряд законов.

1 –законы для семьи.

2- законы для общества.

3- законы для школы.

4- законы для класса.

Учитель: Получив ответы на серьёзные вопросы, я узнала, что волнует вас в нашем обществе.

4. Рефлексия.

Нарисуй твое настроение в начале урока и в конце урока?

5. Домашнее задание

Провести интервью по выбранным заранее темам и оформить его.



Приложение № 1.


Тема №3: Социологическая служба. Массовый опрос. Виды и методы опросов. Как составить анкету.


Цель : Познакомить учащихся с работой социологической службы. Познакомить с методом составления анкет.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Постановка цели

2. Проверка домашнего задания.

  • Какие формы интервью вы знаете?

  • Какую форму для интервью выбрали вы?

  • Правильно ли вы составили вопросы для интервью, давайте осуществим проверку. Если ваш ответ-« да», то ставьте «+», а если- нет, то- «-»

    1. Вопрос интересный для ребят?

    2. Вопрос получился конкретным?

    3. Ребята могут кратко ответить на вопрос?

    4. Ребятам будет нетрудно ответить на вопрос? Вспомнить то, о чем спрашиваете?

    5. Смогут ли ребята ответить без страха, опасения за себя или своих родителей, учителей?

Если «+» больше, то хорошо!

Если «-» больше, то задумайтесь!

  1. ( Лекция с элементами беседы)

-Социологическая служба, что это? Чем она занимается?

  • Изучает массовое мнение,

  • прогнозирует отношения между прослойками населения,

  • диагностирует удовлетворенность властью, событиями, в стране, мире, «среде обитания» человека,


  • вырабатывает рекомендации по улучшению деятельности коллективов, по принятию управленческих решений.




Социологическая служба проводит опрос:



устный (интервью) письменный (анкета)


Анкета - опросной лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам.

Анкета содержит вопросы, на которые респондент отвечает («да», «нет», «не знаю»)

Большинству детей, которые впервые отвечают на анкету, нужно объяснение, для правильности выполнения работы.


- Как выбрать тему для анкеты?


Общие темы для анкет, которые наиболее популярны среди школьников.

  • «Мир, который нас интересует»

  • «Ты и школа»

  • «Твое отношение к людям, друзьям»

  • «Твои интересы»


Правила проведения анкетирования:

1.Обязательно в начале анкеты нужно обращение.

Например, Дорогой друг!

2. Цель анкеты.

3.Содержание (вопросы)

4.В конце анкеты нужно поблагодарить, никогда нельзя критиковать респондентов.

5.Анкету проводить нужно с группой.

Ф. И. не записываются, только указывается возраст или класс.


Виды анкет:


1.Экспресс-анкета - проводится тут же по прошествии события.


Правила проведения экспресс-анкеты:

  1. Ручка, листочек.

2. Слева цифры от 1 до 10 (№ вопросов)

3. На каждый вопрос-ответ « да», «нет», «не знаю».

4. Вопросы читаются быстро, чтобы не задумываться и избежать подсказок.

Как подсчитывать результаты?

- Сколько на первый вопрос ответили «да», сколько «нет», сколько «не знаю»?

- Сколько мальчиков ответили « да», «нет», «не знаю» на первый вопрос , на второй вопрос и т. д., а девочек?

- Давайте проведем анкету с вами и тут же подведем итоги.



  1. Нравятся ли события, мероприятия, вечера, встречи, дискотеки, проводимые в школе?

  2. Хочется ли тебе повзрослеть и быстрее покинуть пределы школы?

  3. Ты собираешься учиться 11 лет?

  4. Что тебе надеть в школу решаешь сама, без родителей?

  5. Какие мероприятия ты бы могла предложить, если былы бы организатором в школе?

  6. Если тебе предложили стать директором? Что бы ты изменила в школе в первую очередь?


2.Мониторинг- оперативный опрос, который проводится с использованием одного и того же вопроса с определенным промежутком времени?


С каким настроением ты приходишь на курс?(нарисуй)





По горизонтали отмечаются даты, а по вертикали- ответы.

Выстраивается график.





13 января

20 января

7 февраля


------------------

-------------------

-------------------






3.Сочинение- задается один вопрос, на который дается развернутый ответ

Примерные вопросы:

-Какой будет школа через 10 лет?

-Если бы ты нашла лампу Алладина, чтобы ты попросила? - Моя будущая семья?


4.Неоконченные предложения.

Данный метод позволяет получить в короткий срок качественную информацию.

-Закончите предложения:

На курс журналистики я хожу, чтобы…..

Если бы мне предложили поменять эл. курс …


Моя основная проблема в изучении курса журналистики…




3. Домашнее задание


-Придумать тему для анкеты и составить её

(10 вопросов)

-Разделиться на 4 группы для работы на следующем уроке. Каждой группе иметь:

  • Ватман

  • Маркеры























Приложение №3


Тема №4,5: Проектная работа «Детские средства массовой информации»


Цель : На основании полученных знаний создать проект будущей газеты.

Оборудование: Канцпринадлежности, листы бумаги, ватман.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания

Каждый зачитывает темы и вопросы анкеты, дается оценка выполненной работы.

3. Ход урока.

В ходе беседы выясняется, что такое проект ( разработанный план чего-либо).

1 этап (30-40минут)

В администрации обсуждается программа поддержки новых детских и юношеских средств массовой информации на следующий год.

Решается, кому из групп будет оказана поддержка. Для этого, условно, в наличии имеются

  • Свободное помещение.

  • Компьютер, принтер, сканер.

  • Денежные средства в сумме 15 тыс. руб.

Это будет поддержка 1 группе или всех сразу.

Готовится проект будущего средства коммуникации по плану: название, возможные темы рубрик, эмблемы, идеи оформления, цвета, рифмовки.

2 этап (20-30 минут)

Каждая группа защищает свой проект, разъясняет, что им требуется и для чего.

3 этап (20-30минут)

Пресс-конференция.

Каждая группа, защищая свой проект, доказывает важность и необходимость его.

Корреспонденты готовят вопросы противникам.


4.Рефлексия.

Нарисуйте свое настроение в начале и в конце урока.

5.Домашнее задание.

Провести анкетирование, сделать и оформить анализ анкет.




.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!