Конспект урока
по окружающему миру
1 класс
Учебник: А.А.Вахрушев
Автор: учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г.Суража Подчеко Г.А.
Тема: Зима. Покой природы (животные).
Цели: 1) познакомить с жизнью животных зимой; учить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных;
2) развивать умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы, работать в группе;
3) воспитывать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным;
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Птица: ушки на макушке и большая голова,
Взгляд сердитый, клюв могучий.
Как зовут её? (сова) (слайд 2)
Ой ,что случилось с нашей мудрой совой?
Её заколдовала Снежная Королева. (слайд 3)
А расколдовать можем её только мы с вами, если правильно ответим на все вопросы и задания Снежной Королевы.
Ребята, поможем сове? Но нам нужно не только правильно, но и вовремя всё успеть, поэтому не теряем ни минуточки, и в путь.
Актуализация знаний.
Снежная королева тоже приготовила вам загадку.
В зимней спячке вся природа.
Подскажите время года.
(зима) слайд 4
Какие слова помогли отгадать эту загадку?
Как эти слова связаны с темой нашего предыдущего урока?
Дома вы выполняли творческое задание – снежинки. Посмотрите, какие разные снежинки у вас получились, вы использовали разную технику – рисовали, вырезали, мастерили и т.д. Но среди этих снежинок есть снежинки от Снежной королевы, а она непременно решила вас запутать. Посмотрите внимательно, нет ли здесь ошибок.
-Есть ли среди этих снежинок неправильные? Почему они неправильные? (у некоторых снежинок не 6 лучей).
-Ребята, послушайте , какая интересная история произошла с одной из этих снежинок.
Волшебная снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний лист. (слайд 5)
- Хочешь, я стану листком? – спросила у веточки снежинка. Но веточка уже спала и ничего не ответила.
Тогда снежинка полетела вниз и села на стебель осыпавшегося цветка.
- Хочешь, я стану цветком? – спросила волшебная снежинка у стебелька. (слайд 6)
Но стебелёк тоже спал и ничего не ответил.
Тогда снежинка полетела к пруду, собираясь стать золотой рыбкой, но пруд тоже спал, скованный льдом. (слайд 7)
Так летала снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать подснежником… и красиво, и разрешения ни у кого спрашивать не надо. (на доске подснежник)
-Куда снежинка полетела вначале? Докажите, что веточки зимой не умирают, а именно спят. (наблюдения во время экскурсии – почка). (слайд 8)
-Куда снежинка полетела потом? Докажите, что травянистые растения тоже не погибают зимой. (семена растений, проекты подготовленные осенью).
-К кому ещё хотела обратиться снежинка? Кем она хотела стать?
3.Создание проблемной ситуации.
-Наблюдали ли мы во время экскурсии за тем, как зимуют рыбы?
4.Сообщение темы и задач урока.
-Во время экскурсии мы наблюдали за зимними изменениями в неживой природе и растениях.
-Какая тема урока у нас сегодня? Давайте уточним тему урока. (слайд 9)
5.Открытие новых знаний.
А) Как зимуют рыбы?
-Я вам предлагаю побыть аквалангистами и узнать, как зимуют обитатели водоёмов. (слайд 10)
Презентация.
Сом, лещ, карп, карась.(слайд 11, 12, 13)
-Бывает ли зимняя рыбалка?
-Значит не все рыбы спят?
Окунь, щука, плотва, налим. (слайд 14,15)
-Но рыбы - живые организмы, и для дыхания им необходим кислород. Водоёмы зимой скованы льдом. Как же туда поступает кислород? (лунки, слайд 16, 17)
-Легко ли рыбам пережить зиму?
Физминутка (слайд 18)
Б)Как зимуют звери?
-На этом путешествие нашей снежинки не закончилось.
Смотрите: Белая снежинка падает с небес,
В серебристой шапке спит пушистый лес. (слайд 19)
Давайте и мы вместе со снежинкой заглянем в лес и посмотрим, как зимуют его обитатели.
Учебник с. 86. + рисунки детей.
Работа в группах.
-Расскажите об этих животных по плану:
План. (слайд 20)
Название животного.
Как спасается от стужи? (холода).
Чем питается зимой.
6 групп: заяц, белка, лиса, мыши, медведи, ежи.
Ошибочные знания о ёжике. Ёж питается насекомыми, мышами, ящерицами, поэтому зимой он ложится в спячку, как медведь. Питается за счёт накопленного с осени жира.(слайд 21)
-А что это за красавец?
Продираясь сквозь чащобы
Он имеет нрав особый.
Славится могучим бегом
По полям, покрытым снегом. (лось, слайд 22)
-Чем питается? (Сухой травой, молодыми побегами. Лосю необходима соль. Летом они ищут солонцы).
Солонцы – почвы, богатые натрием.
В снежные зимы нуждается в помощи людей. Лесники раскладывают сено, на пнях - соль. (слайд 23)
-Легко ли приходится зверям зимой?
В) Как зимуют птицы?
Что художник изобразил на нижнем рисунке учебника?
Снежная королева решила проверить, знаете ли вы зимующих птиц.
Работа по карточкам в парах.
-Подчеркните только зимующих птиц.
Ласточка
Воробей
Синица
Клёст
Аист
Кукушка
Соловей
Снегирь
Сорока
Дятел
Сколько птиц подчеркнули?
(Самопроверка по слайду 24).
-Поднимите руки, у кого не было ошибок.
-Почему зимой надо подкармливать птиц?
-Какие месяцы являются самыми трудными для птиц и почему? (слайд 25, 26)
-Миша с Леной прислали нам письмо-загадку.
Мы положили в птичью кормушку ветку сушёной рябины и хлебные крошки. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не тронули. Смотрим, а на кормушку сели другие птицы. Грудка у них красная. Хвост, концы крыльев и голова тёмно-синие, а на крыльях по белой полоске. Плодов на ветке не осталось.
-Какие птицы прилетали к кормушке? (слайд 27, 28, 29)
-Какие ещё птицы могли склевать оставленный корм?
-Что ещё птицы любят, кроме рябины и хлебных крошек? (слайды 30-34)
Вывод: кладите разнообразный корм. Птицы сами выберут то, что они любят.
Демонстрация кормушек, сделанных детьми и родителями с последующим развешиванием.
Главное не забывайте класть туда корм. (слайд 35, 36)
6.Итог урока
-Можно ли назвать жизнь животных зимой спокойной?
-Какие трудности они испытывают?
-Как им могут помочь люди?
7. Рефлексия
-Снежная Королева следила за вашей работой весь урок и осталась очень довольна. (слайд 37)
Поэтому она расколдовала сову. (слайд 38)
Ура! Ура! Ура! (слайд 39)
-А остались ли вы сами довольны уроком?
-Если вы узнали что–то новое, и вам было интересно, то приклейте улыбающуюся снежинку.
-Если вы хотите ещё больше узнать о зимовке животных – то любопытную.
-А если вам было скучно – то грустную. (слайд 40)
Спасибо за урок! (слайд 41)