Тема занятия: Зимние игры и забавы.
Цели и задачи:
• Познавательные:
- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;
• Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений,
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
• Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия
1.Вводная беседа. Загадка
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно.
- Как вы догадались?
- На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы.
- Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами.
2.Дыхательная гимнастика
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
• «Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
3. Игра со снежком.
- Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
- Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок,
договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель... (метёт).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
Зимой насекомые... (прячутся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Под снегом травка зимой... (греется).
- Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
4. Загадка Н. Стожкова.
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
- Да, снеговик не один пришёл, а с другом. Чем же они отличаются?
Предметная картинка «Снеговик»
Снеговик я непростой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
На горку забираются,
На саночках катаются.
-Презентация «Зимние забавы»
5. Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
А снежинки вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
6. Подвижная игра «Два Мороза»
- Ребята, продолжите пословицу «Мороз не велик….(да стоять не велит).
- Как вы её понимаете? Объясните смысл этой пословицы. Вот мы и не будем стоять, в игре согреемся. Зима нам предлагает сыграть в игру «Два Мороза».
На противоположных сторонах площадки чертятся два круга - это «дома». В одном из «домов» находятся все играющие, кроме двух водящих «морозов», которые стоят посередине площадки. «Морозы, обращаясь к играющим, говорят:
Мы два брата молодые,
Мы два брата удалые,
Я – мороз Красный нос,
Я – мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь пуститься?
Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз
и перебегают в противоположный «дом». По дороге морозы пытаются их «заморозить». «Замороженный» игрок остаётся на месте. Побеждает та команда, где меньше окажется «замороженных» игроков.
7. Релаксация
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Дети расслабляются под звучание спокойной музыки
«Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись.
8. Рефлексия.
- Чему научились на занятии?
- О каких зимних забавах узнали?
- Что было интересным и новым для вас?