Занятия по теме
"Зимние праздники на Руси"
Форма проведения: рассказ с элементами беседы
Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
Задачи:
•Развивающие
-Развивать память, мышление, воссоздающее воображение, умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси, интерес к народной культуре, потребность в получении информации.
•Воспитательные
-Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.
Коррекционные
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте дети.
-Сегодня мы с вами поговорим о зимних праздниках и традициях русского народа.
-А может быть, кто-то из вас знает, какого числа отмечали Новый год на Руси?
Дети: 1 марта
Учитель: Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой Новый год стали отмечать при Петре 1, в 1700году.
Царь Петр издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. В каждом доме ставили ёлку, украшенную игрушками.
Учитель: Ребята, скажите, кто является главным героем Нового Года в России?
Дети: Дед Мороз
Учитель: Какое прозвище у нашего деда Мороза?
Дети: Мороз Красный нос
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верно» и «Неверно»
Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны быстро, не задумываясь, ответить "Верно" или "Неверно". Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Он подарки носит, верно?
Ствол хорош у нашей ёлки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растёт на ёлке? Шишки? Верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей ёлки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
-Молодцы дети, вы были очень внимательны.
Празднование НГ невозможно представить без песни. И сейчас я предлагаю вам спеть песню "про Новый год
- Скажите, какой была песня по настроению?
Дети: Веселая, задорная, танцевальная, зимняя.
Учитель: Следующий праздник, о котором сейчас пойдёт речь, это праздник Рождества Христова, он отмечается 7 января.
Праздник Рождества Христова – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день у Девы Марии родился сын Иисус Христос. Весть о рождении Иисуса, разнесли небесные ангелы. На небе проявилась Вифлеемская звезда. Рождество – праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое - где огни по окнам,
Словно звёздочки горят.
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят;
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
«Христославы! Христославы!» –
Раздаётся там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственна, чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа.
-Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. Люди с достатком почитали за обязанность помогать бедным.
- Ребята, скажите, без какого дерево мы не представляем празднование Рождества?
Дети: Без ёлки.
Учитель: Почему наряжают именно ёлку?
Дети: Считается, что ёлка – это символ здоровья и долголетия.
Учитель: Наиболее ярким и, пожалуй, самым таинственным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Считалось, что в это время по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел.
Во время святок было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, катались на санях, по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку колядки.
Дети, вы знаете, что тем людям, которые приходили колядовать, раздавали различные сладости.
Ребята, но святки не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем. Я буду говорить вам начало фразы, а вы должны подобрать рифму, например: (читаю первое)
Подберите рифмы (хором).
Чистый, яркий, белый, гладкий,
Словно листик из…(тетрадки)
Ныне утром выпал снег,
Слышан лёгкий санок…(бег)
Крыши дач, в болоте кочки
И опавшие…(листочки)
И дорогу, и лужок –
Всё-то, всё закрыл…(снежок)
Позабыты книги, сказки;
На дворе скрипят…(салазки)
Скрип и крики детворы
И над речкой у…(реки)
Шепчет Боре няня строго:
Погуляй пойди…(немного)
Но смотри, седой мороз
Ущипнёт тебя за…(нос)
Мёрзнут уши, ноги, руки,
Но не знают дети…(стуки)
Так им весело зимой,
Что нельзя зазвать… (домой)
Учитель: Молодцы, ребята!!
Дети, скажите, а без чего не бывает святок?
Дети: Без гадания.
Учитель: Верно, святок не бывает без гадания. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. С нетерпением ждали они Святок, чтобы погадать о своей судьбе. Гадали ночью. Особенно часто гадали под Рождество, Новый год, Крещение.
-Ребята, а сейчас я вам расскажу, как раньше гадали на исполнение желания.
Вечером перед Крещением девушки писали на листочках двенадцать своих желаний, и ложили их перед сном под подушку. Проснувшись утром, доставали наугад три листочка, те желания, которые были указаны на этих листочках и должны исполниться.
-А сейчас я предлагаю вам немного развлечься и погадать! В этом маленьком мешочке, что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!
ЛЕНТА – К долгой, счастливой жизни
ПУГОВИЦА – Жить в большой семье
МОНЕТА – К богатству
ЩЕПКА – Крепкое здоровье
КАРТОШКА – Ждёт большое счастье
ГВОЗДЬ – На пороге гость
СКРЕПКИ – К новым друзьям
РУЧКА- к хорошим оценкам
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Учитель: Рождественские святки заканчиваются праздником Крещения, который отмечается 19 января. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья и тогда в доме будет порядок и покой.
Несмотря на стоящие в это время лютые крещенские морозы, благочестивые, смелые люди считают своей святой обязанностью окунуться в проруби и смыть с себя грехи.
Учитель: Что интересного вы узнали о Святочных днях?
Дети: в эти дни люди одевались в костюмы и ходили колядовать, играли в игры, загадывали загадки, разыгрывали разные истории и любимой народной забавой было гадание.
Знакомство с праздником - Масленица.
-Следующий праздник, с которым мы с вами познакомимся - праздник масленица!
-Этот праздник пришел к нам из языческой Руси и сохранился после
принятия христианства.
Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Древние
славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны
-Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки,
означал начало работ к предшествующему севу.
-Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год,
поэтому она была и остается обильной и очень сытной. И сейчас любят
россияне Масленицу – праздник веселый, озорной.
В этот праздник устраивали игры, водили хороводы. Длилось это развеселое гулянье целую неделю – с понедельника по воскресенье.
-Название праздника Масленица произошло от того, что в этот
день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю
неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным
атрибутом праздника являются, конечно же, блины.
-Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась - Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица.
На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.
Ребята, давайте с вами споем песню «Ой блины, блины, блины».
-Молодцы ребята, но на масленицу не только пели песни. Но и задорно танцевали. И сейчас я предлагаю вам немного потанцевать.
Русский народный танец.
-Вот и познакомились мы с вами с зимними христианскими праздниками.
- С каким настроением вы сегодня уйдете?
Дети: С хорошим, радостным.
Учитель: Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! До свидания!