СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимние шутки физиков

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий вечера по физике 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Зимние шутки физиков»

Сценарий внеклассного предметного вечера по теме «Зимние шутки физиков», проведённого в 8-х классах МБОУ «Школа №5» г. Муравленко, ЯНАО, учителем физики Зариповой К.С. и посвящённого к 85-летию ЯНАО (используются национальные игры коренных жителей Севера с элементами соревнования)

Цель:

Расширение знаний по предмету «Физика» на практике; воспитание здорового гражданина, патриота своей родины; знакомство учащихся с культурой и традициями народов Севера; воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут; развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

Задачи:

  • содействовать развитию познавательных интересов учащихся;

  • воспитать культуру поведения, навыки общения;

  • развивать навыки коллективной деятельности, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности;

  • формировать нравственные качества;

  • развивать физические способности учащихся, чувства солидарности, соперничества и соревнования;

Форма проведения:  вечер; используется элементы игры.

Оборудование:  нарты (санки), мягкие модули, кегли, кольца от кольцеброса, скакалки, лыжи, дощечки, пирамиды, палки, мешки, мячи большие и малые, тоннели.

Спортивный зал тематически оформлен, где собрались учащиеся 8-х классов, классные руководители, гости.

План вечера:

1. Открытие вечера. Поздравление гостей с юбилеем ЯНАО. Представление плана вечера.

2. Соревнование между командами 8а и 8б классов (по 5 учащихся в каждой команде), которым тема вечера и домашнее задание объявлено заранее.

3.Демонстрация удивительных физических опытов, которые можно провести только зимой (гости вечера участвуют в объяснении этих физических опытов).

4. Закрытие вечера. Награждение команд участников и лучших участников вечера.

1.Добрый день, дорогие ребята и взрослые. Здравствуйте, уважаемые гости!

10 декабря мы отмечаем замечательный праздник – 85-летие со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа и приглашаю Вас принять участие на нашем вечере, который посвящаем данному событию.

Сегодня на Ямале добывается 91% всего природного газа страны (23,7% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности автономный округ производит более 54% первичных энергетических ресурсов России. На Ямале открыто более 200 месторождений углеводородного сырья.


Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна,
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре – двадцать первый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолет,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живет мой маленький народ.
Жар гостеприимства сохраня, 
Обогрет ты будешь без огня. (Л. Лапцуй)



2.Приглашаем команды участников соревнования.

Жюри занять места.

1-й этап – Приветствие команд(оценивается оригинальность и соответствие с темой)

2-ой этап – Представление домашнего задания. Команды должны приготовить друг другу задание-игру, коренных народов Севера, связанную с физикой, астрономией и в форме соревнования, а также предложить сыграть с ними в эту игру. Команды зарабатывают двойную оценку: за предложенную игру и за выигрыш в ней.

Заготовка домашнего задания 1-ой команды. Сначала предлагают команде соперников разгадать загадку: «В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?»

(отрывок из стихотворения Романа Ругина)

Ответ: (Оленья упряжка).

Предлагаем сыграть следующую игру - «Оленья упряжка». Ни один национальный обряд не обходится без гонок на оленьих упряжках. Игра способствует развитию быстроты, ловкости, силы плечевого пояса и мышц спины. По инерции возможно кто-то не удержится в упряжке и выпадет, как обычно бывает с теми, кто в первый раз в жизни ездил на оленьих нартах. Правила игры: 2 участника команд мальчик и девочка: она садится на упряжку (мешок), он её везет. “Оленья упряжка” добегает до кегли, оббегает ее, а затем возвращаются назад. Эстафету принимает другая пара. Какая команда быстрее, тот и побеждает.


Слайд №1


Заготовка домашнего задания 2-ой команды.

Сначала предлагают команде соперников ответить на вопрос: Как можно создать или показать состояние невесомости прямо сейчас, ни куда не отлучаясь?

Ответ: Просто нужно отпрыгнуть вверх от пола, как можно повыше! И ты будешь находиться в состояние невесомости некоторое время.

Предлагаем сыграть следующую игру - «Прыжки через нарты».







Слайд №2











Одной из самых любимых ненецких забав являются прыжки через нарты.

Игра способствует развитию силы ног, ловкости, прыгучести, воспитывает смелость, решительность. Учащиеся надолго запомнят понятие невесомости и действие притяжения Земли на все окружающие тела.

Правила игры: в один ряд ставится 5-6 санок параллельно друг другу на расстоянии 40-50 сантиметров друг от друга. Играющие по очереди прыгают через них. Начинать прыжки можно только по сигналу ведущего. Прыгать надо, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Во время прыжка нельзя задевать санки. Какая команда быстрее и больше всех санок перепрыгнет, тот и побеждает.

3-й этап - Конкурс капитанов команд.

Вопросы капитану команды №1:

1.На какой реке округа имеется электростанция? (Ответ – на Оби в Сургуте)

2.Какое полезное ископаемое принесло известность нашему округу и нашему городу? Какие полезные ископаемые тебе известны? ( Нефть и газ)

Вопросы капитану команды №2:

1.С помощью какого животного передвигаются по тундре народы Севера? Как называется основное транспортное средство? ( Олень и Оленья упряжка)

2.Коренные жители имеют традиционное жилье. Как оно называется? Из чего состоит? (Чум)

4-ый этап – Построение «ненецкого чума».

Участники по очереди переносят мягкие модули (кольца, цилиндр) к фишке, где выстраивают “чум”. Представить к жюри физические понятия, знание которых используются при выстраивании чума – жилища коренных народов Севера. Побеждает та команда, которая верно выстроила и привела больше примеров использования физических понятий – равновесие, точка опоры, несмачиваемость, устойчивость и т.д.

5-ый этап  Теоретический «Чудо Ямала – полярное сияние».

Ч удо Ямала - северное сияние. Порой в небесах высоких широт вспыхивают изумительные световые спектакли – северное сияние. Впервые о северном сиянии написал М.В.Ломоносов. 

Командам ответить на вопрос - Почему у полюсов Земли возникают сияния?

Ответ: Из-за столкновений между молекулами и атомами атмосферы Земли и заряженными частицами, захваченными магнитосферой из солнечного излучения. Различия в цвете обусловлены типом газа, который сталкивается. Наиболее распространенным цветом свечения является бледно-желтовато-зеленый, который формируется молекулами кислорода, расположенными на высоте 80 км над землей. Редкие полярные сияния красного цвета формируются атомами кислорода на высоте порядка 300 км. Азот ответственен за синий или пурпурно-красный цвет.
Подведение итогов соревнования команд – объявление общего счета игры.

3. Демонстрация удивительных физических опытов, которые можно провести только зимой (гости вечера участвуют в объяснении этих физических опытов).

Демонстрируют участники кружка «Юный физик»

Опыт№1 – «Получение -50 градусов по Цельсию в комнате»

Проведение опыта – в аллюминевую кружку со снегом, подмешиваем ложку соли и ставим на деревянную доску, заранее намоченную водой. Кружка примерзает к доске, и термометр показывает – 50 градусов. Кто сможет объяснить этот опыт?

Что же происходило?
  В свойствах смесей есть интересная закономерность: температура плавления смеси нескольких веществ ниже, чем температура плавления каждого из чистых веществ по отдельности. Так для нашего случая, температура плавления чистой воды (в виде льда или снега) 00С. Если внести в лед примесь поваренной соли, то лед начинает плавиться при более низких минусовых температурах. Температура плавления зависит от соотношения льда и соли, скорости перемешивания и даже степени измельчения льда.
  Самая низкая температура замерзания данного раствора соли называется криогидратной температурой (точкой). Для раствора NaCl криогидратная температура минус 21,2°C при концентрации 23,1%.
  Чтобы расплавить кристаллы льда нужно огромное количество энергии, которая берется из окружающей среды (помните, как замерзла лужица), из самой смеси. В итоге, температура смеси резко падает.
  Применяют это явление в гололед. Посыпав лед, солью получаем пограничный слой, в котором смесь льда и соли начинает плавиться, потому что температура замерзания этого слоя ниже. В результате образуется пленка из водного раствора соли, что увеличивает площадь соприкосновения соли со льдом, пока весь лед не растопится, отобрав энергию у воздуха. Стоять на солевой каше холоднее, чем просто на льду, зато не скользко!
  Еще это явление применяли в средние века для изготовления мороженного. Бочку со снегом и солью применяли, как морозильник.
Опыт№2 – «Заснеженная ветка»

Как красивы зимой ветки деревьев! Белые, покрытые кристалликами инея... Но принести такую ветку домой нельзя! Иней сразу растет. Как сделать искусственный иней на веточке подскажет наука!

Материалы:

- бензойная кислота;
- еловая ветка;
- стакан;
- спиртовая горелка.

Порядок действий:

1) Высыпаем в стакан небольшое количество бензойной кислоты. Бензойная кислота представляет собой порошок белого цвета.
2) Кладем в стакан еловую ветку, чтобы образующиеся от бензойной кислоты пары, оседали на ней.
3) Берем горелку, поджигаем и ставим на нее стакан.
4) Сверху также можно положить выпарительную чашку, чтобы пары бензойной кислоты не улетучились.
5) Через некоторое время стакан наполнится белым "туманом". После этого нужно снять стакан с огня и оставить на некоторое время, чтобы он остыл.
6) Когда стакан остынет, "туман" осядет на еловой ветке и внутри стакана беловатыми кристалликами. У нас получилась зимняя веточка!

Объяснение опыта

При нагревании стакана бензойная кислота сублимируется, т.е. переходит из твердого состояния (порошка) в газообразное (белый "туман"), минуя жидкое. При остывании, пары бензойной кислоты снова переходят в твердое состояние и оседают на еловую ветку и на стенки стакана. Получается красивая визуализация зимы.

4.Награждение команд и активных участников вечера.

Литература

1.Атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2004.

2.Лапцуй Л.В. Песнь моя – моей земле: Избранное. /Сост. Н.И. Ного; предисл. 3.В.А.Рогачева. – Тюмень: Издательство Ю.Мадрики, 2000

4.Морозов Ю.А. Коренные малочисленные народы севера Ямала. Санкт-Петербург: ООО «Русская коллекция», 2005.

5.Морозов Ю.А. Салехард-город на Полярном круге.- Санкт-Петербург: ООО «Русская коллекция», 2005.

6.«Нефть Ямала» фотоальбом. – Екатеринбург: «Издательство «Баско», 2005.

Ругин Р.П. Избранные стихи. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2004.

7.«Знакомьтесь, Ямал!» фотоальбом. – Санкт-Петербург: ООО «Русская коллекция», 1998.

8.http://kruggolikova.ru/kak_ustroen_chum.html

9.http://spacegid.com/chto-myi-znaem-o-polyarnom-siyanii.html#i-12

10.http://kmopot21.ru/stati/129-5-volshebnykh-zimnikh-eksperimentov-dlya-detej.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!