Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности
по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познание»
(Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения)
Тема «Зимние забавы и развлечения»
Цель: Обобщить представления детей о зимних игра и забавах, видах спорта.
Задачи: Формирование умения составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ. Развитие творческого воображения, фантазии. Знакомство со звуковым составом слова «мак». Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Упражнение в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать представление о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
Развивающая среда: картины на зимнюю тематику; игрушка – обезьянка, предметная картинка «мак», схема трехзвукового слова, фишки для педагога и детей.
Организация деятельности
Организационный момент.
Солнце греет землю слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
- О каком времени года стихотворение? Почему вы так думаете?
- Посмотрите, к нам в гости обезьянка приехала. Обезьянке понравилась наша зима, а в Африке, где она живёт - зимы никогда не бывает. Ей очень хочется рассказать своим подружкам про нашу русскую зиму, как падают снежинки, как ребята лепят снеговика. Ведь в Африке этого нет.
Беседа о зимних забавах. (с использованием загадок и сюжетных картинок)
- Давайте поговорим о зимних забавах. Как вы понимаете слово “забавы” (это игры, развлечения).
Загадки:
Все лето стояли зиму ожидали.
Дождались поры, побежали с горы (санки)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются (лыжи).
Две новые кленовые, подошвы двухметровые:
На них поставим две ноги и по большим снегам беги. (лыжи)
Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,
Меня били, колотили, ледяной водой облили.
И скатились все потом с моего горба гуртом (горка)
Есть, ребята, у меня два конечка, два конька.
Спят все лето напролет. Любят кони только лед. (коньки)
Что за нелепый человек пробрался в 20 век:
Морковка нос, в руке метла. Боится солнца и тепла? (снеговик)
- Почему снеговик боится солнца и тепла?
- В какую погоду лепят снеговика? Почему его не лепят в сильный мороз?
- Есть еще зимние забавы, для которых нужен только снег. Какие это забавы? (лепить снеговиков, играть в снежки).
Физкультминутка «Зимние забавы»….
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. Движения в соответствии с текстом
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
- За что мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.
Составление предложений по сюжетным картинам. (дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)
– Посмотрите на картину. Кого вы видите на картине?
– Как одеты ребята? Что делают дети?
– Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта эта площадка?
– Кого вы видите на этой картине? Как одеты дети?
– Как называется игра, в которую играют мальчики? Что у мальчиков в руках?
– Кто стоит на воротах? Зачем нужен вратарь?
Дидактическая игра «Да и нет»
Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет:
Зимой идет снег.
Зимой люди купаются в реке.
Зимой катаются на велосипеде.
Зимой люди надевают шубы.
Зимой вырос красивый цветок - мак. И т. п.
- Обезьянка хочет узнать из каких звуков состоит слово "МАК".
Звуковой анализ слова «мак»
На доске — картинка-схема с изображением цветка (мака).
- Что нарисовано на этой картинке? (Мак.)
- Под маком нарисованы точно квадраты. Что они обозначают? Эти квадраты обозначают, сколько звуков в слове «мак». Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
- Какой звук первый? ЗЗвук [м].)
- Какой второй? (Звук [а].)
- Какой третий? (Звук [к].)
Мак — м-ааа-к — мак (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука.)
Дети произносят слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.
Дети самостоятельно выкладывают схему слова «мак». Затем произносят слово в соответствии с движением указки (читают).
Игра – имитация «Снежинки». (Под музыку.)
- У меня в руках волшебная палочка. Я буду прикасаться палочкой к вашей руке, а вы будете превращаться в снежинки.
- Ветер подул, и снежинки плавно полетели на полянку. Ветер стихает, снежинки опускаются вниз. Ветер снова сильнее дует и снежинки поднимаются вверх. Я снова прикоснусь волшебной палочкой к вашей руке, и вы превратитесь в мальчиков и девочек.
Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Дыхательные упражнения.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)
- А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки и дуют на них, наблюдая за кружением снежинок) .
-Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) .
Итог.
- Обезьянке все очень понравилось. Она говорит вам «спасибо» и прощается. Она расскажет все, что узнала про нашу русскую зиму своим друзьям.