Урок музыки в 4 классе (II четверть)
(по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С.Шмагиной.)
Тема: «Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи.
Цель: Сформировать целостное представление о красоте окружающего мира через произведения искусства.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с образом зимнего утра и вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, Г.Свиридова, русских художников.
Формировать навыки анализа разных видов искусства объединённых единой темой.
Закрепить понятие «романс», народная и композиторская музыка.
Развивающие:
Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
Прививать любовь к русской культуре.
Обогащать духовный мир ребёнка.
Воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: углубление в тему.
Методы:1.метод музыкального обобщения и систематизации.
2.сравнительно-аналитический.
3.звуковой и зрительной наглядности.
4. поисково-репродуктивный.
Приёмы: 1. работа с текстом стихотворения, песни.
2. беседа с включением занимательных вопросов.
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
Учитель:
Приветствую тебя, пустынный уголок.
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
Я твой – люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…
Эти строки принадлежат А.С.Пушкину. Посвящены они селу Михайловское. А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. Именно эта красота и общение со своими родными вдохновляли поэта на создание своих гениальных произведений.
Почему село Михайловское так дорого поэту?
Что общего у мамы и Родины?
Давайте исполним эту песню
Дети исполняют песню «Мама и Родина»
У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую...?
«Ах, умолчу о мамушке моей,
О прелести таинственных очей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня…»
У: О ком эти строки?
У: Что вы знаете об Арине Родионовне?
У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне?
Дети вспоминают стихи
У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Сейчас прозвучит пьеса «У камелька», а посвящена она январю.
Звучит пьеса «У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковский.
У: Какой вечер нарисовала музыка?
Д: Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.
У: Как звучала мелодия?
Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня.
И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонёк
И свечка догорела…
У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило?
У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.
Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны?
У: Сейчас я проверю, как вы их знаете:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»
( Поэма «Руслан и Людмила»)
Царь с царицею простился,
В путь - дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…
( Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях).
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить…
(«Сказка о попе и работнике его Балде»).
Глядь опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто…
( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся…»
( «Сказка о золотом петушке»)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
(« Сказка о царе Салтане»).
У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споём нашу любимую песню «Сказки гуляют по свету».
(Звучит песня).
У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как детя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как детя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
У: Какой вечер предстал перед нами?
У: Поэт словно смотрит в тёмное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
У: Ударения в словах падают на какие звуки?
У: что они изображают?
У: Первая часть посвящена бури. А вторая?
У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки.
( Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?)
У: Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни?
(Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.)
У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит её спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк?
У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.
Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?
У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его.
( звучит романс «Зимний вечер» М.Яковлева в исполнении И.Козловского)
У: Мелодия романса с одной стороны передаёт монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне.
Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия?
У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая её, он её слышал.
Какая общая тема объединила музыку и поэзию сегодняшнего урока?
У: Чьи стихи звучали на уроке?
У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь – в музыке.
К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганибала.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно,
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадёжно.
И на вопрос: «Кто ваш поэт?-
В строенье ль каменном, в избушке
Один у русского ответ, -
Он, улыбнувшись, скажет:
«Пушкин»
( Т.Кузовлёва).