СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 4 классе (II четверть) (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С.Шмагиной.) Цель: Сформировать целостное представление о красоте окружающего мира через произведения искусства. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с образом зимнего утра и вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, Г.Свиридова, русских художников. 2. Формировать навыки анализа разных видов искусства объединённых единой темой. 3. Закрепить понятие «романс», народная и композиторская музыка. Развивающие: 1. Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитательные: 1. Прививать любовь к русской культуре. 2. Обогащать духовный мир ребёнка. 3. Воспитывать эстетический вкус. Тип урока: углубление в тему.

Просмотр содержимого документа
««Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи.»

Урок музыки в 4 классе (II четверть)

(по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С.Шмагиной.)


Тема: «Зимний вечер» в творчестве А.С.Пушкина, музыке и живописи.

Цель: Сформировать целостное представление о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с образом зимнего утра и вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, Г.Свиридова, русских художников.

  2. Формировать навыки анализа разных видов искусства объединённых единой темой.

  3. Закрепить понятие «романс», народная и композиторская музыка.

Развивающие:

  1. Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к русской культуре.

  2. Обогащать духовный мир ребёнка.

  3. Воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: углубление в тему.

Методы:1.метод музыкального обобщения и систематизации.

2.сравнительно-аналитический.

3.звуковой и зрительной наглядности.

4. поисково-репродуктивный.

Приёмы: 1. работа с текстом стихотворения, песни.

2. беседа с включением занимательных вопросов.

Ход урока:


Музыкальное приветствие.


Учитель:

Приветствую тебя, пустынный уголок.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Я твой – люблю сей тёмный сад

С его прохладой и цветами

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Эти строки принадлежат А.С.Пушкину. Посвящены они селу Михайловское. А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. Именно эта красота и общение со своими родными вдохновляли поэта на создание своих гениальных произведений.

Почему село Михайловское так дорого поэту?

Что общего у мамы и Родины?

Давайте исполним эту песню

Дети исполняют песню «Мама и Родина»

У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую...?

«Ах, умолчу о мамушке моей,

О прелести таинственных очей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоняя

С усердием перекрестит меня…»

У: О ком эти строки?

У: Что вы знаете об Арине Родионовне?

У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне?

Дети вспоминают стихи

У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Сейчас прозвучит пьеса «У камелька», а посвящена она январю.

Звучит пьеса «У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковский.

У: Какой вечер нарисовала музыка?

Д: Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.

У: Как звучала мелодия?

Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня.

И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонёк

И свечка догорела…


У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило?

У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.

Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны?

У: Сейчас я проверю, как вы их знаете:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»

( Поэма «Руслан и Людмила»)

Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…

( Сказка о мёртвой царевне и

семи богатырях).

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить…

(«Сказка о попе и работнике его Балде»).

Глядь опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто…

( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Царь к востоку войско шлёт,

Старший сын его ведёт.

Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся…»

( «Сказка о золотом петушке»)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

(« Сказка о царе Салтане»).

У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споём нашу любимую песню «Сказки гуляют по свету».

(Звучит песня).

У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То, заплачет как детя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То, заплачет как детя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

У: Какой вечер предстал перед нами?

У: Поэт словно смотрит в тёмное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

У: Ударения в словах падают на какие звуки?

У: что они изображают?

У: Первая часть посвящена бури. А вторая?

У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки.

( Что же ты моя старушка

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?)

У: Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни?

(Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.)

У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит её спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк?

У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?

У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его.

( звучит романс «Зимний вечер» М.Яковлева в исполнении И.Козловского)

У: Мелодия романса с одной стороны передаёт монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне.

Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия?

У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая её, он её слышал.

Какая общая тема объединила музыку и поэзию сегодняшнего урока?

У: Чьи стихи звучали на уроке?

У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь – в музыке.


К чему поэту пьедестал?

Не вечен камень пьедестала.

Суть в том, кем для России стал

Кудрявый правнук Ганибала.

Лишь он мог так шутить хитро,

Влюбляться озорно и нежно,

Так лишь его могло перо

Грустить светло и безнадёжно.

И на вопрос: «Кто ваш поэт?-

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ, -

Он, улыбнувшись, скажет:

«Пушкин»

( Т.Кузовлёва).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!