Конспект занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).
Задачи:
Образовательная: расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.
Развивающая: развивать мышление, воображение, наблюдательность; познавательный интерес к жизни зимующих птиц.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание картинок с птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок про птиц. Изготовление кормушек.
Методы и приемы: беседа, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела птица. Какая это птица?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Здравствуй, Сорока! Что случилось?
Сорока говорит, что была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не поймет.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.
Звучит запись «Голоса птиц»
Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,
Нужны глаза и уши
Мои ключи: Смотри, молчи,
И примечай, и слушай!»
Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Ответы детей ( снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока- белобока и т. д.
Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?
Дети: Птицы умеют летать
Какие части тела помогают им летать? (крылья)
Как же крылья помогают в полете?
Ответы детей.
Идем по лесу. Картинка зимы.
Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?
Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная.
Воспитатель: Легко ли птицам зимой в лесу? Что страшнее для птиц холод или голод?
Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки) , а какие птицы любят рябину поклевать (снегири) .А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель: Что за птица на дереве сидит?
Дети: ворона
Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны?
Дети: крупная, большая
Воспитатель: Какие у неё крылья?
Дети: большие
Воспитатель: А лапки?
Дети: сильные, цепкие
Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
Воспитатель: Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
Воспитатель: Как они кричат?
Воспитатель: Чем питаются вороны?
Ответы детей
Воспитатель: А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
Дети подходят к доске с изображением воробьёв и синиц (на дереве)
Воспитатель: Давайте их рассмотрим. Какие по размеру эти птицы? Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети: Летают
Физкультминута
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: Для чего они это сделали?
Дети: Чтобы помогать птицам зимой . Поэтому люди подкармливают птиц.
Воспитатель: Как часто надо кормить птиц?
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Снегирь - снегирёк,
Синица - синичка,
Голубь - голубок,
Воробей - воробейчик.
Подводится итог занятия:
Воспитатель: Вспомните, о чем мы говорили на занятии?Каких птиц вы увидели?
Как нужно помогать птицам в зимнее время? Какая вам птица нравится больше всего?
Чем птицы отличаются от животных?
(Птицы умеют летать)