СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей

Просмотр содержимого документа
«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 18 имени героя Советского Союза Е.Ф. Волкова учебный корпус «Росток»  Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников  Куликова Юлия Викторовна  воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования № 18 имени героя Советского Союза Е.Ф. Волкова

учебный корпус «Росток»

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников

Куликова Юлия Викторовна

воспитатель

"Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей

Для дошкольников труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалами, орудиями труда, близкими игре действиями, результатом.

Задачи трудового воспитания Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)  Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия

Задачи трудового воспитания

Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями

Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия

Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются: • сюжетно – ролевая игра. • театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. • дидактическая игра. В чем же состоит значимость дидактических игр ?

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:

• сюжетно – ролевая игра.

• театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

• дидактическая игра.

В чем же состоит значимость дидактических игр ?

Дидактическая игра – игра обучающая. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например:

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей.

Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы".

Значение дидактических игр в трудовом воспитании Обучают – способствуют усвоению расширению, закреплению у детей знаний о труде, профессиях, предметах труда, материалах и инструментах, необходимых людям разной профессии. Развивают – высшие психологические процессы – волю, чувства, сознание, память, внимание, мышление, ответственность. Воспитывают – уважительное отношение к труду, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду.

Значение дидактических игр в трудовом воспитании

Обучают – способствуют усвоению расширению, закреплению у детей знаний о труде, профессиях, предметах труда, материалах и инструментах, необходимых людям разной профессии.

Развивают – высшие психологические процессы – волю, чувства, сознание, память, внимание, мышление, ответственность.

Воспитывают – уважительное отношение к труду, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду.

 Содержание  Обучающая задача  Структура дидактической игры  Игровые действия  Правила

Содержание

Обучающая задача

Структура дидактической игры

Игровые действия

Правила

Виды дидактических игр По использованию наглядного материала Игры с предметами – «Что нужно для работы», «Чего не стало», «Что лишнее» Настольно-печатные - «Профессии», «Лото», «Магазин»  Словесные – «Кто кем работает», «Назови действия» Компьютерные игры

Виды дидактических игр

По использованию наглядного материала

Игры с предметами – «Что нужно для работы», «Чего не стало», «Что лишнее»

Настольно-печатные - «Профессии», «Лото», «Магазин»

Словесные – «Кто кем работает», «Назови действия»

Компьютерные игры

Виды дидактических игр  По направленности (дидактической задаче) Дидактические игры, направленные на закрепление представлений о содержании трудовых действий в различных видах труда:  последовательности трудовых действий  трудовом оборудовании  бытовой технике  свойствах и признаках предметов,  проявление отношения к  трудовому процессу

Виды дидактических игр

По направленности (дидактической задаче)

Дидактические игры, направленные на закрепление представлений о содержании трудовых действий в различных видах труда:

  • последовательности трудовых действий
  • трудовом оборудовании
  • бытовой технике
  • свойствах и признаках предметов,
  • проявление отношения к

трудовому процессу

Виды дидактических игр  По направленности (дидактической задаче)   направленные на закрепление представлений о труде взрослых, различных профессиях  о содержании деятельности человека, трудовых действиях  орудиях и инструментах для труда  спецодежде  об общественной значимости труда  об отношении к труду

Виды дидактических игр

По направленности (дидактической задаче)

  • направленные на закрепление представлений о труде взрослых, различных профессиях
  • о содержании деятельности человека, трудовых действиях
  • орудиях и инструментах для труда
  • спецодежде
  • об общественной значимости труда
  • об отношении к труду

Виды дидактических игр  По направленности (дидактической задаче)  «Назови профессию» «Угадай профессию» «Кто где работает?», «Кому, что нужно для работы»  «Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?»  «Кто что делает», «Исправь ошибку» «Продолжи предложение», «Оденем куклу на работу» «Едем на работу», «Кукла Катя заболела»  «Выбираем работу», «Кому без них не обойтись»  «Угадай кто это», «Названия профессии от А до Я»  «Да -Нетка», «Кто больше придумает»  «Кто больше расскажет о профессии» «Самый главный» «Подскажи словечко»  «Отгадываем загадки»

Виды дидактических игр

По направленности (дидактической задаче)

«Назови профессию» «Угадай профессию»

«Кто где работает?», «Кому, что нужно для работы»

«Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?»

«Кто что делает», «Исправь ошибку»

«Продолжи предложение», «Оденем куклу на работу» «Едем на работу», «Кукла Катя заболела»

«Выбираем работу», «Кому без них не обойтись»

«Угадай кто это», «Названия профессии от А до Я»

«Да -Нетка», «Кто больше придумает»

«Кто больше расскажет о профессии»

«Самый главный»

«Подскажи словечко»

«Отгадываем загадки»

Требования к подбору дидактических игр При отборе дидактической игры воспитатель должен  четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны отражать: возрастные особенности реальную  картину  окружающего  мира и  быть  доступными дошкольникам обеспечивать  возможность  играть  как отдельному ребенку, так и не большой группе детей позволять   ребенку    самостоятельно  контролировать правильность выполнения задания материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам

Требования к подбору дидактических игр

При отборе дидактической игры воспитатель должен  четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны отражать:

  • возрастные особенности
  • реальную  картину  окружающего  мира и  быть  доступными дошкольникам
  • обеспечивать  возможность  играть  как отдельному ребенку, так и не большой группе детей
  • позволять   ребенку    самостоятельно  контролировать правильность выполнения задания
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам

Вывод  Использование дидактических игр в общей системе трудового воспитания дошкольников способствуют реализации поставленных задач:  Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)  Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия

Вывод

Использование дидактических игр в общей системе трудового воспитания дошкольников способствуют реализации поставленных задач:

Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями

Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия

Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия

Список используемой литературы 1 .От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-2017 2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. –М.: Просвещение, 1991. – 126с. 3 .Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре.- СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 4 .Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие] / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 135 с. 5 .Павлова, М.В. Дайте детям радость труда! Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности / М.В. Павлова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 37-39.  

Список используемой литературы

1 .От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-2017

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. –М.: Просвещение, 1991. – 126с.

3 .Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре.- СПб.: Детство-Пресс, 2004. -

4 .Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие] / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 135 с.

5 .Павлова, М.В. Дайте детям радость труда! Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности / М.В. Павлова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 37-39.

 

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание!

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

В.А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!