СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение географии в нашей жизни

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает значение географии в жизни людей. Настраивает учащихся на сознательное изучение предмета.

Просмотр содержимого документа
«Значение географии в нашей жизни»

О роли географии в нашей жизни

География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь — В. Г. Белинский
Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов. — Леонардо да Винчи

География и история-это государствообразующие науки. Кто первым открыл землю, кто и когда ее завоевал? Какой стране принадлежит шельф акватории, где можно бороздить просторы иностранным кораблям? Где можно добывать полезные ископаемые или вылавливать рыбу?

На вопрос «Нужна ли нам география? Сталкиваемся ли мы с ней в жизни?»- иногда слышишь отрицательный ответ. Это говорит о том, что люди не задумываются о роли географии в нашей жизни, а ведь мы с ней сталкиваемся везде: в школе, в путешествиях, при просмотре новостей, чтении книг и т.д. Можно сказать, что география - это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

География-это комплекс естественных и общественных наук, изучающих природу планеты Земля, ее основные закономерности, а также взаимодействие человека с окружающей средой. 

География одна из древнейших наук. Еще во втором тысячелетии до н. э люди собирали различные сведения о земной поверхности, о природе, о народе, живущем на тех или иных территориях и записывали эти данные на костях, камнях, скалах, а древнегреческие ученые обращали внимание на зависимость человека от природной среды. 

Роль географии:

  1. Знание основных процессов природы и хозяйственной деятельности человека дает возможность понять, почему на какой-то отдельной территории занимаются тем или иным видом деятельности, как происходит торговля, спрогнозировать изменение природы, определить вид оптимальной хозяйственной деятельности на конкретных земельных участках.

  2. Знание базовых основ географии позволяет нам получить ответы на актуальные вопросы в повседневной жизни, например, ориентироваться в пространстве, определять стороны света (строить маршрут движения из пункта А в пункт В), выбирать лучшие страны для отдыха, а также перспективные специальности в разных сферах жизни, ведь многие современные профессии основаны на географических знаниях (летчики, военные, моряки, геологи, агрономы и многие другие должны иметь представление о этой науке).


Начало эпохи важнейших географических открытий европейских путешественников (XV-XVII века), положили первопроходческие дальние путешествия моряков Португалии и Испании в поисках альтернативных торговых путей на Восток. Необходимо отметить, что далекие путешествия по освоению новых земель в эпоху Великих географических открытий стали возможными благодаря научным и техническим достижениям в науке, в частности изобретению нужных приборов: компаса, астролябия, секстанта, а также карт (портоланов), кораблей (быстроходных каравелл, галеонов). 

Выделим основные предпосылки географических открытий:

  1. Стремление купцов и мореплавателей западноевропейских стран найти новые короткие морские пути в страны Востока (в Индию), чтобы вести более выгодную торговлю без посредников, так как традиционными путями завладели турки, завоевав Византию.

  2. Недостаток золота как денежного металла вследствие экономического развития Европы (рост городов, расширение торговли, развитие производства и ремесла).

  3. Рост цен на пряности и другие товары.

  4. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации.


Как взаимосвязаны между собой наша жизнь и география? Очевидно, на уроках надо чаще обращать внимание на связь теории с практикой, на то, что происходит с вокруг нас. Без географии невозможно изучать туризм, демографию, политологию, распределение хозяйства и культурных достопримечательностей, закономерности в размещении населения. Каким образом природные процессы, происходящие на Земле, могут нас затронуть? Какие знания необходимо иметь, отправляясь в путешествие. Рассмотрим некоторые примеры.

Без географии - мы нигде! Поэтому есть эта гуманитарная (то есть неточная) дисциплина, изучающая местоположение объектов на карте Земли. Без нее мы бы не знали где живем и где находиться какая-либо страна, город, озеро, река, море, океан, гора и т.д. Кроме этого география нужна для изучения некоторых природных объектов и явлений. Например, погоды. География рассказывает о том, как устроены эти объекты, например, облака. Зная типы облаков, мы можем определить будет ли дождь или нет. Это и многое другое нужно знать обычному человеку, чтобы понимать природные явления и ориентироваться на местности.

Что касается деятельности человека, то знание географии несоизмеримо важно. Воздушный, морской и наземный транспорт без географии не появились бы.

Если говорить о деятельности человека, то, к примеру, чтобы организовать добычу полезных ископаемых, необходимо для начала знать в какой местности какие есть залежи ископаемых (и есть ли они

Прогноз погоды и другие виды человеческой деятельности, без которых мы не можем представить свою жизнь не существовали бы без этой науки. Где и какой климат,все это важно знать ,Например Вас отправили на Север планеты , и вы не знайте что и кто там живет ,чем вы там будите питаться и какой там климат ,а шортах ехать или в шубе. Элементарно на каком

География имеет роль в жизни человека не только как расширение кругозора ,а так же знание данного предмета дают преимущества в плане туризма ,культуры стран ,опасных и безопастных мест планеты

Еще чтобы построить некоторые крупные объекты нужно знать ландшафт местности.

География помогает человеку, например, при покупке жилье на берегу реки. Мы должны учитывать силу Кореолиса. Правый берег всегда круче, чем левый. Правому берегу не грозят наводнения. В умеренном поясе господствуют западные ветры. Поэтому при строительстве завода надо учитывать стороны горизонта, чтобы люди меньше страдали от загрязнения воздуха. Заводы надо в таком случае размещать с восточной стороны.

Знание географии и ОБЖ помогает нам ориентироваться и не заблудиться в лесу, позволяет избежать встречи с опасностью. Можно воспользоваться навигатором, который поможет добраться до места назначения. Но он не поможет нам, если не знать карту местности. На уроках ребята работают с планом местности, с топографической картой, учатся их читать. Прежде чем идти в лес, поход, следует   изучить карту предстоящего маршрута. Навигатор может отказать в лесу, к тому же он есть не у каждого человека.  В СМИ периодически передают сообщения о несчастных случаях.  Если люди теряются в лесу, то часто не знают, как себя вести.  В школе ребята разбирают разные ситуации и учатся определять своё местоположение при помощи компаса, часов, растений.

В последнее время мы все чаще наблюдаем неблагоприятные природные явления :наводнения, ураганы, аномальные температуры воздуха. Климатологи, океанологи, экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем повышение средней годовой температуры воздуха, которая влечет за собой таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. Будут затоплены достаточно большие территории прибрежных государств. Затронет ли эта проблема жителей нашей страны, в том числе и петербуржцев? Как тогда может измениться наша жизнь? Оказывается, многие не задумываются над этими вопросами.

Все мы любим путешествовать. Однако, прежде чем отправляться в путешествие в другие страны, необходимо познакомиться с географическим положением, особенностями природы, культуры и быта населения. Не всегда сотрудники турфирм расскажут об особенностях страны, региона. Мы должны учитывать разницу во времени, климате, национальной кухне. Без знания особенностей климата невозможно грамотно спланировать отдых. На уроках географии ребята знакомятся с особенностями климата в разных регионах. Например, мы говорим об особенностях муссонов, в какое время года лучше лететь в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо вспомнить об опасных погодных явлениях ( смерчах, ураганах, тайфунах), как часто  они происходят и почему. Следует напомнить о правилах поведения при угрозе цунами.

Изучая страны, мы обращаем внимание на особенности национальной кухни, т.к. часть ребят даже не представляет, какие продукты употребляют жители разных регионов. Многие видят экзотические фрукты в магазинах, но не знают, где они растут. Можно предложить ученикам посмотреть, откуда привозят к нам фрукты и овощи, поинтересоваться, чем они полезны, где расположены эти страны, показать их на карте.

При рассмотрении отдельных стран, материков необходимо использовать отрывки из произведений Ж. Верна, Ф. Купера, М. Рида и др. авторов. При работе с текстом у ребят появляется интерес к книге, желание посмотреть фильм по данному произведению. Для расширения представления о странах можно предложить подготовить презентации, поучаствовать в проектной деятельности, включающей в себя не только географию, но литературу, иностранный язык. Взять материал не только из литературных источников, энциклопедий, но вставить свои фотографии, поделиться своими впечатлениями о пребывании в стране.

Отдельный разговор об изучении географии нашей страны. «Теперь молодые люди недостаточно знают географию не только России, но и родного края»- констатировал В.В .Путин в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского Географического общества. (Российская газета от 24.04.2017). Изучая регионы нашей страны, мы используем дополнительные источники информации, свои впечатления от поездок по стране. Ребята готовят презентации по субъектам РФ или по отдельным регионам. Представляют не только конкретные данные, но и показывают красоту субъекта: это архитектурные и природные памятники. Можно вспомнить и исторические личности, украсить выступление отрывками из стихотворений (связь с литературой). Порой дети не представляют, ,где находится Музей-усадьба «Ясная поляна»  или государственный музей-заповедник «Тарханы», Тамань. Большую помощь оказывают материалы РГО.

Безусловно, изучать географию лучше в путешествиях. Это позволило бы пробудить в ребёнке интерес к предмету через собственное впечатление. К сожалению, это не всегда реально, т.к. многие не могут себе это позволить.

Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания", - подчеркивал   в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского географического общества В.В. Путин (цитата по «Интерфаксу»).

Нужна ли нам география? Конечно, каждый отвечает по-разному. Но то, что мы сталкиваемся с ней постоянно, трудно отрицать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс