СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных.»

Тема: Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных.



Задача: актуализовать познания об связи фамилий прилага¬тельных также фамилий существительных, о изменении фамилий прилага¬тельных согласно семействам также количествам. 
Создаваемые УУД: п. — независимое акцентирование также фор¬мулирование познавательной миссии; осмысленное также случайное создание речевого выражения во произносимой также писчей фигуре; коннотационное прочтение; исследование предметов со мишенью отделения их свойств; ко. — способность со необходимой полнотой также правильностью высказывать собственные идеи во согласовании со вопросами также критериями ком¬муникации; вести беседу. — установка тренировочной проблемы; сравнивание метода воздействия также его итога со установленным образцом; расценивание ка¬чества также степени освоения использованного материала; буква. — морально-моральное расценивание усваиваемого нахождения, обеспечивающее лич¬ностный нравственный подбор в базе общественных также индивидуальных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какое упражнение вы выбрали? Обоснуйте свой выбор.

Упр. 5 (с. 6).

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Чем интересно последнее предложение? (В нём использован приём олицетворения.)

— Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.

(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

Упр. 7 (с. 7).

— Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)

— Прочитайте пары слов-синонимов. (Сообразительный — смекалистый, грустный — печальный, апельсиновый — оран­жевый, маленький — крошечный, ароматный — душистый, быстрый скорый.)

— Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению.)

— Прочитайте пары слов-антонимов. (Грустный радостный, маленький большой, радостный — печальный, узкий — ши­рокий, медленный — быстрый, крошечный — большой.)

— Какие слова вы разобрали по составу?

— Назовите слова с суффиксом -ист-. (Смекалистый, души­стый.)

— Какие ещё суффиксы вы выделили в слове смекалистый? (Суффиксы -а- и -л-.)

— Какой суффикс в слове маленький? Назовите ещё слова с та­ким суффиксом.

III. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)

Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь — подымет крик.

Все поймут его язык. (Звонок.) .

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно.)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный глас­ный в корне, проверяемый ударением.)

- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

- Подберите к каждому слову-отгадке по два имени прилага­тельных. Запишите словосочетания, поставив вопрос от су­ществительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечаю­щие на вопросы какая ? какой ? какое ?

- Какого они рода? Как вы это определили?

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как связаны су­ществительное и прилагательное, поупражняться в опреде­лении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 7).

(Коллективная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

- Можно ли определить род имён прилагательных во множе­ственном числе? (Нет, род имён прилагательных определя­ется только в единственном числе.)

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

ДобрЫЕ тётеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДобрЫЕ очень!..» — он в нём написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Упр. 9 (с. 7).

— Прочитайте текст.

— Какова тема текста? (На кормушке зимой можно увидеть разных птиц.)

— Определите главную мысль текста. (Зимующие птицы очень красивы. Сделай кормушку для зимующих птиц и сможешь любоваться их красотой.)

— Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте, определите их число.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик читает словосочетания и называет

окончания имён прилагательных, остальные проверяют с помо­щью ленты «Светофор»: правильно — зелёный сигнал, ошибка — красный. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова грудки.)

— Запишите в словарик слово семена, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Найдите значение этого слова в толковом словаре.

— Составьте предложение со словом семена.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

Упр. 10 (с. 8).

— Прочитайте задание.

— Определите род и число прилагательных. (Все прилага­тельные в единственном числе. Вопрос какая? и оконча­ния -ая, -яя — показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания -ой, -ый, -ий показатели мужского рода. Во­прос какое? и окончания -ое, -ее — показатели среднего рода.)

— Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 11 (с. 8).

— Прочитайте задание.

— Какое умение мы будем отрабатывать при выполнении упражнения? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными вроде и числе.)

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют число и в единственном числе — род имён прилагательных. Четыре ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

VIII. Рефлексия Работа по учебнику

Упр. 12 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— За что вы можете похвалить себя?

— Что осталось для вас непонятным?

Домашнее задание

Упр. 13 (с. 9).

Записать в словарик слова электростанция, электоровоз, элек­тричество, электрический, составить с ними предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя