Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника.
Младший школьник, придя в школу, попадает в такие условия, которые требуют от ребенка особой деятельности - учебной.
У него еще нет данной деятельности как таковой, но она должна быть сформирована в виде умений учиться. Чтобы правильно оценить деятельность ученика, прежде всего надо понять мотивацию и мотивы этой деятельности.
Мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Мотив – это побуждение к деятельности.
Как отмечают исследователи, в мотивации младшего школьника оценка играет большую роль. Однако не все учащиеся начальных классов хорошо понимают объективную роль оценки, непосредственная связь между оценкой и знаниями устанавливается лишь немногими.
Что же такое оценка?
Оценка – это процесс оценивания, выражающийся либо в развернутом оценочном суждении, либо в условных знаках-баллах (отметке). Оценка на уроке в начальной школе может и должна, в первую очередь, выполнять свою мотивирующую функцию.
Рассмотрим теперь вопрос о роли оценки в становлении мотивации учения.
С одной стороны, оценка работы ученика играет, несомненно, огромную мотивационную роль в его деятельности, а с другой – проблема оценки до сих пор остаётся наиболее дискуссионной. Формы её выражения, т.е. отметки, которые до сих пор широко распространены в наших школах (балльная система отметок), унаследованы от весьма далёких времён и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы и условиям её работы.
Оценка занимает большое место в мотивации младшего школьника. Но не все младшие школьники понимают смысловое значение оценки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на оценку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на оценку.
Из-за того что, младшие школьники придают большое значение оценке, необходимо, чтобы она приобрела иной смысл.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нём, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным исследований , 70% учащихся начальных классов, получивших разные отметки, кроме «5», уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
Младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.
Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на отметку, становится недостаточно эффективной, оценка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестаёт играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии.