СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника»

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника.

Младший школьник, придя в школу, попадает в такие условия, которые требуют от ребенка особой деятельности - учебной.

У него еще нет данной  деятельности как таковой,  но она должна быть сформирована в виде умений учиться. Чтобы правильно оценить деятельность ученика, прежде всего надо понять мотивацию и мотивы этой деятельности.     

Мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Мотив – это побуждение к деятельности.

Как отмечают исследователи, в мотивации младшего школьника оценка играет большую роль. Однако не все учащиеся начальных классов хорошо понимают объективную роль оценки, непосредственная связь между оценкой и знаниями устанавливается лишь немногими.

Что же такое оценка?

Оценка – это процесс оценивания, выражающийся либо в развернутом оценочном суждении, либо в условных знаках-баллах (отметке). Оценка на уроке в начальной школе может и должна, в первую очередь, выполнять свою мотивирующую функцию.

Рассмотрим теперь вопрос о роли оценки в становлении мотивации учения.

С одной стороны, оценка работы ученика играет, несомненно, огромную мотивационную роль в его деятельности, а с другой – проблема оценки до сих пор остаётся наиболее дискуссионной. Формы её выражения, т.е. отметки, которые до сих пор широко распространены в наших школах (балльная система отметок), унаследованы от весьма далёких времён и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы и условиям её работы.

Оценка занимает большое место в мотивации младшего школьника. Но не все младшие школьники понимают смысловое значение оценки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. В ситуации столкновения мотивов, когда ученики могут сделать выбор: решить задачу на оценку или решить задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство школьников выбирают задачу на оценку.

Из-за того что, младшие школьники придают  большое  значение оценке, необходимо, чтобы она приобрела иной смысл.

   Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нём, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным исследований , 70% учащихся  начальных классов, получивших разные отметки, кроме «5», уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

Младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.

Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на отметку, становится недостаточно эффективной, оценка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестаёт играть  мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа  теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!