СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение системно-деятельностного подхода на современном уроке

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При организации современного урока учитывается системно-деятельностный подход, при котором знание ученику даются не в готовом виде, а организуется процесс так, что ученик добывает их сам, при активной мыслительной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Значение системно-деятельностного подхода на современном уроке»

Практический семинар
районного методического объединения учителей информатики



Тема доклада: «Значение системно-деятельностного подхода на современном уроке»


Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы

взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же — никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь

провел.

Добро увидеть в действии — вот лучшая из

школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов

поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой

совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.


Вечная детская мудрость


 

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход в организации учебного процесса.

Современный учитель на сегодняшний день не является главным источником информации, недаром всё чаще учителя называют наставником, тьютором. Основная задача учителя научить ученика учиться, не давать знания в готовом виде, а научить их добывать самостоятельно, отбирать, анализировать информацию, делать выводы, уметь оценивать свою деятельность, работать в сотрудничестве с коллективом.

Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов, и перед учителем стоит вопрос, как методически правильно организовать эту самостоятельную деятельность, целенаправленно ведущую за собой развитие?

Системно-деятельностный подход предполагает соблюдение следующих принципов:

1)    Принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2)   Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)   Принцип целостности, предполагающий формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире.

4)     Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5)       Принцип вариативности, предполагающий формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6)        Принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

7) Принцип минимакса, заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

         Все эти принципы и идеи должны быть учтены при построении урока. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

 Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 

        готовность к разрешению проблем,

        технологическая компетентность, 

        готовность к  самообразованию,

        готовность к использованию информационных ресурсов,

         готовность к социальному взаимодействию - коммуникативная компетентность.


Выделяются следующие особенности современного урока:


  • Комплексное планирование задач урока;

  • Особое внимание уделяется формированию мотивации (на выполнение учебных заданий, на получение нового знания или овладение новым способом действия);

  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала;

  • Создание как можно большего числа проблемных ситуаций;

  • Формулировка (кроме темы) «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающих в сжатом виде главной идеи, сути урока;

  • Практическая направленность, опора в основном на деятельность учащихся;

  • Применение современных технологий;

  • Осуществление максимально дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений, дифференциация домашних заданий;

  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся;

  • Значительное внимание уделяется рефлексии учебных достижений, соотнесению результата деятельности с поставленной целью, определению своего знания и незнания, личностной значимости нового знания.

        Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижение и переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);

  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый этап;

  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

         Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1)    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2)     Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3)     Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4)    Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5)    Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6)    На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7)    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8)    Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9)    Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10)  Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11)   Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12)  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Структура уроков введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

         Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.

         Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!