СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение средств хореографии в воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе у детей младшего возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, что воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста можно осуществлять, используя хореографические средства: пластические, художественно-образные, тематические танцы, беседы о природе, знакомство с произведениями хореографического искусства, отражающими экологическую тему.

Просмотр содержимого документа
«Значение средств хореографии в воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе у детей младшего возраста»

4

Значение средств хореографии в воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе у детей младшего возраста

Можно наблюдать природу, можно изучать ее по книгам, отражать в рисунках и сочинениях, можно общаться с представителями животного и растительного мира, а еще... можно стать растением или зверьком во время танца, погружаясь в музыку и используя пластические средства.

Хореографическое искусство обладает большими возможностями в воспитании экологической культуры личности, гармонично воздействуя на ее духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально-чувственное и физическое развитие при помощи пластики тела, музыки, эмоционального образа, художественного образа в виде костюма исполнителя, декорации спектакля или хореографической постановки.

Формирование нравственного, гуманного отношения к природе можно осуществить, погружая ребенка в эстетическую среду, вызывающую эмоциональную чувствительность, переживания. Данный потенциал заложен в предметах эстетического цикла сферы внешкольного художественного воспитания. Воздействие художественно-образных средств искусства развивает аффективную сферу ребенка, вызывая эмпатическое отношение к действительности. Процесс воспитания эффективнее начинать с раннего школьного возраста, отталкиваясь от его характерных особенностей: впечатлительности, отзывчивости, эмоциональности, стремлении ребенка созидать, а так же способности все переживать и выявлять в ритмически – подвижных формах. Акцентируя внимание на возрастных особенностях, связанных с моторикой ребенка, следует обратить внимание на потенциальность в этом вопросе пластических средств хореографии, которая в свою очередь способна гармонично воздействовать на духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально – чувственное и физическое развитие ребенка при помощи пластики тела, музыки, эмоционального и художественного образа.

Значительным потенциалом в развитии экологической культуры ребенка: эмоционально-чувственной сферы его личности, эстетического отношения к природе, этики взаимодействия с окружающим миром — обладает хореографическое творчество. Задачи экологического воспитания вполне согласуются с задачами формирования специальных умений и навыков в хореографическом искусстве. В работе с младшими школьниками хореограф значительное внимание уделяет развитию у ребенка эмпатической чувствительности, обогащению эмоционального опыта, формированию способности передать характер изображаемого героя.

Примером интеграции экологического воспитания и обучения хореографии могут быть пластические этюды по мотивам природы для детей младшего школьного возраста.

Каждый этюд предполагает введение ребенка в роль животного, растения или объекта неживой природы. Для этого необходимо предварительное наблюдение заданного объекта, чтение дополнительной литературы о нем. Собранная информация проговаривается на занятии. Создается устный образ животного или растения, который затем будет оживлен под музыку. Прослушивая музыку, определяя ее характер, дети начинают более глубоко чувствовать и характер героя.

Потенциал хореографического искусства в процессе экологического воспитания детей недооценен. Невербальные технологии, применяемые на уроках хореографии, предоставляют особые возможности для формирования экологически развитой сферы. Это методы пластического изображения образа, музыкально-пластические этюды, сюжетные и тематические танцы. Через содержание пластических этюдов, сюжетных танцев возможно воспитание экологической этики. Усвоение нравственных норм будет усваиваться ребенком более эффективно, если ребенок будет включен в игровую эмоционально-творческую деятельность по созданию образа животного или растения. Пластические средства хореографии – язык, посредством которого возможно выражение своей индивидуальности, проявляющееся на уроках хореографии в эмоционально-пластических реакциях и отношении ребенка к происходящему. Развитие эмоционально-чувственной сферы, воображения ребенка прямо пропорционально проявлению творческого потенциала формирующейся личности. Специфическое детское творчество уроков хореографии, в ракурсе экологической темы, погружает ребенка в мир природы, позволяет глубже почувствовать, гармонически слиться с ней, осознать себя микрокосмом, ее субъектом. Творчество как фактор, рождающий новый подход, нетрадиционный взгляд, способствует формированию нравственно-экологической позиции личности среднего школьника, способной ломать стереотипы, преобразовывать действительность в соответствии с экологическим императивом эпохи ноосферы.

Воспитание экологической культуры связывается с формированием экологизированных интеллектуальной, духовно–нравственной и эмоционально–чувственной сфер ребенка. Нравственно–этическое отношение личности к окружающему миру, считает Б.Т. Лихачев, формируется в процессе эмоционально–чувственных переживаний. Экологическое сознание приобретет действенные проявления, когда будет базироваться на основе эмоциональных состояний, чувственном опыте. Решающая роль в этом процессе отводится эстетическому освоению действительности через соприкосновение и погружение в художественные искусства. Рычагом, направляющим процесс эстетического отношения к действительности, служит художественное творчество в природе и искусстве: «… когда ребенок достигает в своем развитии способности эстетического переживания экологических проблем, когда он восторгается прекрасным и возмущается безобразным, он достигает высшей степени экологически чистого отношения к природе, обществу и человеку».

Творческая личность способна глубоко осознать и почувствовать гармонию мира, воздействовать на окружение, помогая выявить самоценность природы, ее влияние на совершенствование интеллектуального, эмоционального воспитания, формирование экокультурных ценностей.

Потенциал хореографии заключается в возможности интенсивного воздействия на расширение эмоционально-чувственного опыта ребенка по взаимодействию с природой, стимулирующего его самореализацию в художественном творчестве по созданию экопластических образов; формирование эстетического отношения к окружающей среде, нравственных основ поведения, навыков созидательной деятельности в природе.

Специфика процесса воспитания эмоционально–нравственного отношения к природе детей младшего школьного возраста средствами хореографии заключается в интеграции экологического воспитания и хореографического образования. Обучение навыкам исполнительского мастерства осуществляется при погружении ребенка в экологическую тему. Тренировочные упражнения, творческие задания, сценические роли – средства введения ребенка в игровую образно–сюжетную деятельность по мотивам природы.

Средства хореографии выражаются в сочетании невербальных приемов, применяемых только в области танцевального искусства: пластическое изображение образа, музыкально–пластические этюды, характерные танцевальные комбинации, сюжетные и тематические танцы. Наряду со специфическими технологиями хореографии в педагогическом процессе применяются традиционные методы: беседы о природе, экологизированные игры, чтение книг об окружающем мире, диалоги с детьми, знакомство с произведениями хореографического искусства, отражающими экологическую тему и так далее. Написание сочинений и изобразительное творчество отображают впечатления детей о создаваемом экопластическом образе.

Экохореографические технологии опираются на особенности психофизиологического развития ребенка данного возраста: образно–мифологическое мироощущение маленькой личности, эмоциональность, наглядное предметное восприятие реального мира, потребность в реализации моторных функций, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром. Стремление выразить себя в творчестве осуществляется в процессе создания образа природы. В содержании каждой предлагаемой методики ключевым является обращение к экологическому образу. Гармонизация личности ребенка с природой, эмпатия, реализация творческой индивидуальности школьника наиболее эффективно осуществится при введении конкретного содержания движений, оформленного как эмоционально–хореографический образ.

Таким образом, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста можно осуществлять, используя хореографические средства: пластические, художественно-образные, сценические роли, образно-сюжетная деятельность, музыкально – пластические этюды, сюжетные и тематические танцы, беседы о природе, диалоги с детьми, знакомство с произведениями хореографического искусства, отражающими экологическую тему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!