Просмотр содержимого документа
«Значение цвета в художественной литературе И. А. Бунина»
Значение цвета в литературе
Выполнил:
Коротков Даниил
Введение:
Мы воспринимаем цвет визуально, т.е. при помощи глаз. Это восприятие в большей мере зависит от настроения, ассоциаций, вызываемых тем или иным тоном, а также от нашей информационной «подготовленности», а именно от тех знаний о цвете, которые получены нами из окружающего мира.
Символика цвета в мировой культуре
Количество цветовых символов достаточно ограничено. «Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры»
Проявление цветовой символики в литературе
Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая; описательная и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.
Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав.
Писатель цветной литературы:
И. А. Бунин «Лапти»
В произведение встречается противостояние двух цветов русской культуры.
Две стихии (белый и красный цвета, холод и жар, вода – «снежное море» - и огонь) не просто взаимодействуют: они одновременно сближены и разведены, дополняют и противостоят друг другу. Снежная стихия связана с полем (символ враждебности, войны, агрессии), с бесконечностью, с мраком (интересным становится и взаимодействие белого и черного цветов). Стихия огня связана с ограниченным пространством – домом: печь, свеча у постели больного мальчика.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить, то, как учёные выделяют основные цвета, символика которых в общекультурном масштабе перекликается с литературной сферой.