СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение волнообразности в динамике спортивно-подготовительных нагрузок

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочетание тенденций по­степенного и предельного наращивания тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариантах. В регулировании динамики спортивно-подготовительных нагрузок придерживаются, главным образом, двух вариантов.

Просмотр содержимого документа
«Значение волнообразности в динамике спортивно-подготовительных нагрузок»

Значение волнообразности в динамике спортивно-подготовительных нагрузок


Сочетание тенденций по­степенного и предельного наращивания тренировочных нагрузок можно обеспечить в разных вариантах. В регулировании динамики спортивно-подготовительных нагрузок придерживаются, главным образом, двух вариантов. Один из них внешне выражается в том, что динамика основных нагрузок приобретает как бы ступенчатую фор­му, а при другом - волнообразную (рис. 17). В динамике нагрузок первого типа моменты прироста нагрузок выделены и узколокализованы во времени, а время стабилизации их параметров расширено, это представляет облегченные условия для адаптации к ним. При та­кой динамике развиваюшие-тренирующих воздействий, если степень их прироста невелика, может быть обеспечена наибольшая постепен­ность в развертывании нагрузок. Однако при жестком ограничении степени их прироста ограничивается и активизирующий импульс к поступательному развитию тренированности. В отличие от этого при волнообразной динамике нагрузок фаза наращивания их выражена в развернутом виде, что в высокой степени усиливает развивающий импульс, вместе с тем не игнорируется необходимость соблюдать постепенность - она обеспечивается здесь не одномоментным, а рас­пределенным во времени увеличением развивающих воздействий, дифференцированным, а не параллельным изменением их объема и интенсивности, временным снижением общего уровня нагрузок, по­сле того как они доведены до пикового уровня.


Ступенчатая


1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Микроциклы Рис. 17

Схема основных форм динамики нагрузок в сериях микроциклов спортивной тренировки

Сплошные стрелки - динамика объема нагрузки; пунктирные - динамика интенсив­ности нагрузки.В процессе спортивной подготовки ступенчатая форма динами­ки нагрузок в описанном виде обычно бывает предпочтительней на первых этапах спортивной деятельности, в начале больших трени­ровочных циклов и в некоторых других ситуациях, когда необходи­мо обеспечить особую постепенность в развертывании нагрузочных воздействий. Подобная же форма, но с резко выраженным приро­стом нагрузки (в виде скачка) бывает пригодна и на высоких уров­нях спортивного совершенствования как фактор активизации разви­тия тренированности. Тем не менее, в целом для динамики нагрузок высококвалифицированного спортсмена, стремящегося к дальней­шей реализации своих достиженческих возможностей высокими темпами, наиболее характерна волнообразная форма развертывания развивающе-тренирующих воздействий. Это и понятно, если учесть ее отмеченные особенности, благодаря которым в ней наиболее есте­ственным образом сочетается линия наращивания таких воздействий достаточно высокими темпами с линией, направленной на то, чтобы предотвратить чрезмерную кумуляцию эффекта хронических нагру­зок (основную профилактическую роль в этом здесь играют разгру­зочные фазы в волнообразной динамике нагрузок).

Правда, по поводу их волнообразности в специальной литературе можно встретить неоднозначные суждения. В частности, высказы­ваются мнения, будто рассматриваемая волнообразность обуслов­лена не столько закономерными, сколько случайными причинами и что доминирующей формой спортивно-подготовительных нагру­зок должна быть иная (по мнению одних авторов - скачкообразная, а по мнению других, напротив, - прямолинейная динамика и т.д.). Скорее всего, такие суждения основаны преимущественно на недо­разумениях и произвольных построениях. В связи с этим кроме уже сказанного, нужно иметь в виду следующее.

Волнообразный характер динамики нагрузок в процессе подго­товки спортсмена во многом обусловлен теми же факторами, которые лежат в основе циклической структуры этого процесса (см. выше). Соответственно циклам различной протяженности, имеющимся в нем, нужно различать происходящие в их рамках волнообразные изменения нагрузки трех категорий:

  • малые - характеризуют динамику параметров нагрузок, подвер­женных волнообразным колебаниям в рамках микроциклов;

  • средние - выражают общие тенденции динамики нагрузок, под­верженных волнообразным колебаниям в серии микроциклов, составляющих мезоцикл;

  • большие - выявляются при оценке основных тенденций динами­ки суммарных нагрузок в сериях средних циклов, составляющих этапы и периоды макроцикла

Не все и не всегда эти волнообразные изменения в динамике спортивно-подготовительных нагрузок явно выражены. Но при опре­деленных условиях они приобретают закономерный характер. Это не подлежит сомнению при достаточно объективном анализе основных факторов и обстоятельств, влияющих на структуру процесса спор­тивной подготовки. Не разбирая пока их в деталях, отметим хотя бы некоторые.

Волнообразные изменения нагрузок в микроциклах становят­ся неизбежными, если общий уровень развивающе-тренирующих воздействий в них достигает достаточно больших величин. Волно­образная динамика тут возникает прежде всего в силу необходимо­сти адекватно чередовать в микроциклах основные кумуляционные фазы (где обеспечивается прогрессирующая кумуляция эффектов нагрузок) и фазы относительной разгрузки (восстановительного и профилактического отдыха), с тем чтобы исключить опасность чрезмерной кумуляции, способной вызвать эффект переутомления, перенапряжения. В последней фазе микроцикла обычно предостав­ляется расширенный не только пассивный, но и активный отдых,который может быть связан со значительным объемом нагрузки сни­женной интенсивности.

В средних циклах при возрастании суммарной нагрузки на про­тяжении серии микроциклов раньше или позже возникает необходи­мость изменять ее общую тенденцию в сторону временного сниже­ния уровня нагрузок, которые наращивались особенно активно. Это необходимо, в первую очередь, для того чтобы исключить перерас­тание кумулятивного эффекта хронических нагрузок в перетрениро­ванность и подобные явления, не вступить в опасное противоречие с адаптационными возможностями организма, облегчить переход приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации и тем самым гарантировать предпосылки для освоения в следующем мезоцикле новых увеличенных параметров развивающе-тренирующих нагрузок. Вместе с тем такая их динамика согласуется с закономер­ностями превращения долговременной кумуляции подготовитель­ных нагрузок в эффект прироста спортивных результатов, что выра­жается в феномене, названном запаздывающей трансформацией. Внешне феномен запаздывающей трансформации долговременного кумулятивного эффекта тренировочных нагрузок проявляется, как бы в отставании темпов прироста спортивной результативности от темпов прироста суммарного объема нагрузки: ускорение прироста результатов наблюдается не в то самое время, когда объем подготови­тельных нагрузок достигает особенно значительных величин, а через некоторое время после того, как он стабилизируется или временно уменьшится (рис. 19). Этот феномен уже неплохо изложен и объяс­няется комплексом совсем не случайных причин: объективным про­тиворечием между приростами объёма и интенсивности нагрузок, возникающим при одновременном наращивании их до критических величин; неодновременность (гетерохронность) приспособительных перестроек, протекающих под воздействием нагрузок в различных системах организма; необходимость последовательно распределять его биоэнергетические ресурсы, с одной стороны, на функциональ­ную активность при наращивании нагрузок, с другой - на процессы биосинтеза, обеспечивающие завершение морфофункциональных перестроек.

Генеральные тенденции волнообразных изменений параметров суммарных нагрузок на протяжении больших циклов более всего об­условлены закономерностями, по которым происходит управление развитием спортивной формы как состояния оптимальной готовно­сти спортсмена к спортивным достижениям в рамках макроцикла, то есть закономерностями, в соответствии с которыми обеспечивается становление спортивной формы к началу периода основных сорев­нований, поддержание ее по возможности на всем протяжении этого периода и переход к следующему циклу ее развития. На динамику нагрузок в макроциклах влияют, конечно, и другие , факторы, а также и приводящие обстоятельства, но отнюдь не устраняет закономерный характер ее развертывания в целом. Регулярная волнообразность динамики в четко выраженной форме характерна не для всех спортивно-подготовительных нагрузок, а преимущественно для тех из них, которые связаны с поступательным использованием основных средств развивающее-тренирующих воздействий в процессе поэтапного развертывания подготовки. Причем не все параметры таких нагрузок подвержены волнообразным колебаниям в равной мере.Привести примеры из опыта работы.

Есть ряд параметров, которые в процессе многолетней подготовки достигают некоторых граничных величин и далее стабилизируются на очень долгое время. К ним относятся, например, такие показатели суммарного объема нагрузок, как общее число тренировочных занятий и затраты времени на них, если эти показатели достигают естественного предела (когда занятия становятся ежедневными и неоднократными в день) параметров нагрузки либо стабильно лимитируются на каком – то уровне постоянными общими условиями жизни. Но и на фоне стабилизации одних параметров нагрузки происходит динамичное изменение других, обеспечивающих рост спортивных достижений (особенно парциальных показателей объема и интенсивности нагрузки в различных группах и подгруппах подготовительных упражнений).

Вообще соотношение различных параметров нагрузки в процес­се развертывания спортивной подготовки не остается постоянным. Одна из главных причин - объективно возникающие расхождения в динамике ее объема и интенсивности при возрастании их до неко­торых граничных величин. Если при относительно невысоких темпах наращивания объема и интенсивности работы параметры ее объема и интенсивности могут какое-то время возрастать одновременно, то с приближением их к достаточно высокому уровню дальнейшее увеличение интенсивности становится возможным при условии стабилизации, а затем и уменьшения параметров объема, и наобо­рот - условием увеличения объема становится стабилизация либо снижение интенсивности. Поэтому на различных этапах спортивной подготовки приходится дифференцированно варьировать эти пара­метры нагрузок, что по-своему влияет на волнообразность их дина­мики.

Как следует из предыдущего, волнообразная форма динамики на­грузок приобретает тем большее значение, чем выше их общий уро­вень. Вместе с тем степень выраженности волнообразных изменений тех или иных параметров нагрузок зависит, кроме прочего, от специ­фики видов спорта. Так, динамика основных нагрузок в скоростно-силовых видах спорта отличается доминированием тенденции к на­ращиванию абсолютной интенсивности соревновательных действий и ближайших к ним подготовительных упражнений при сравнитель­но небольшой их разовой продолжительности, что обусловливает от­носительно резко выраженную волнообразность в изменении объе­ма основных специально-подготовительных нагрузок (см. рис. 18). В отличие от этого, в стайерских видах спорта общий уровень ин­тенсивности основных нагрузок значительно ниже (часто находится в пределах зон умеренной и большой физиологической мощностимышечной работы), а разовый и суммарный объем их достигает наи­больших абсолютных величин, что обусловливает менее выражен­ную волнообразность в общей динамике нагрузок (см. рис. 18).

В целом на динамику спортивно-подготовительных и соревно­вательных нагрузок влияет множество факторов и обстоятельств, в том числе контролируемых, частично контролируемых и неконтро­лируемых (случайных). Последние могут в той или иной степени ис­кажать объективно необходимые формы динамики нагрузок. Умение управлять ею - одно из основных слагаемых искусства оптимально строить спортивную подготовку. А это предполагает, наряду с про­чим, умение придавать необходимые тенденции динамике нагрузок в микро-, мезо- и макроциклах, соизмерять и адекватно регулировать по мере возрастания нагрузок волнообразные изменения их параме­тров в процессе развертывания спортивной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!