СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение дыхания.органы дыхания. строение легких

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Самый первый урок по разделу "Дыхательная система"

Просмотр содержимого документа
«Значение дыхания.органы дыхания. строение легких»

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.


Слайд №1. Значение дыхания. Ораны дыхания . Строение легких.

(Открыть тетради записать число и тему урока)


Слайд №2. Цель урока: Изучить особенности строения органов дыхания в связи сих функциями.


Еще в древности дыхание считалось первопричиной жизни. Поговорка: «Это нужно нам, как воздух», доказывает это. Было замечено что без воздуха человек гибнет через несколько минут ( самое большее через 6 минут).

Долгое время люди не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется два кубических метра воздуха на один час. Так в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Действительно, одно из чудес природы возможность дышать!

Дышат люди, дышат звери

Дышат все, кто хочет жить

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить

Разберемся, кто как может

Будем знать, а кто какой

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь, ты живой!


Высказывание римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь»,служит выражением главной идеи урока, сегодня мы говорим о дыхательной системе.

Слайд№3 «Пока дышу, надеюсь»

А сейчас в своих тетрадях постройте таблицу, которая состоит из двух колонок.


Дыхание-это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Но прежде, чем приступить прислушаемся к совету Аристотеля: «Сначала собирай факты и только потом связывай их мыслью». А теперь сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на 1-2 секунды. Что вы ощущаете. (ответы детей).

Но для чего мы дышим? Какое значение для нас , как впрочем и для любого живого организма имеет дыхание?

Что же такое дыхание обратимся к слайду.

Слайд№4

Дыхание- это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.


Ребята, исходя из этого определения какое значение имеет дыхание? (ответы детей)

Слайд№5 «Биологическое значение дыхания».

1. Обеспечение организма кислородом.

2. Удаление углекислого газа.

3. Окислении(распад) органических соединений с , выделением энергии необходимой человеку для жизнедеятельности..

4. Удаление конечных продуктов обмена веществ.


Ребята, вспомните пожалуйста органы дыхания млекопитающих из курса биологии 7 класса. ( ответы детей)

А сейчас перед вами органы дыхательной системы человека.


Слайд№6 Органы дыхательной системы.

(Показать по порядку)

Органы дыхательной системы и их функции в ходе изучения заносятся в таблицу.


Итак, полость носа (записать в тетрадь)

Слайд№7 Полость носа.

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой. У взрослого человека слизистая оболочка выделяет до 0,5 литров слизи.

А, теперь давайте проверим проходимость носовых ходов. Откройте учебники страница 139 и прочитайте инструкцию.

Таким образом мы с вами провели небольшое медицинское обследование, проверили проходимость носовых ходов.

Сейчас из моего рассказа вы должны записать функции носовой полости в таблицу.

Ее функция увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки микроорганизмы, оседающие на стенках носовой полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению. Под слизистой оболочкой находятся многочисленные кровеносные сосуды ,поэтому даже незначительные легкие травмы носа вызывают обильное кровотечение. Многочисленные кровеносные сосуды, согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Также носовая полость снабжена многочисленными чувствительными клетками- функция обоняния.


Слайд№8 «Функции носовой полости».

(Проверить по слайду)


Воздух из носовой полости переходит в носоглотку, далее в глотку, а затем в гортань.


Слайд№9. Гортань

Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

Вход в гортань при глотании закрывается надгортанником ( надгортанным хрящом).

Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди, у мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык.


Давайте проведем наблюдение.

Найдем гортань и сделаем несколько глотательных движений. Что происходит? (Ответы детей)

Вывод: щитовидный хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место. При этом надгортанник закрывает вход в гортань.

Откройте страницу учебника 135 рисунок 61, рассмотреть строение гортани.

В узкой части гортани находятся голосовые связки, они участвуют в голосообразовании. Связки могут сближаться и натягиваться между ними образуется голосовая щель. Когда человек спокойно дышит, связки разведены, при глубоком дыхании они разводятся еще дальше. При пении, речи, они смыкаются, между ними остается лишь узкая голосовая щель.

На рисунке 65 изображены голосовые связки трех людей, определите по голосовым связкам кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поет. ( ответы детей).


Слайд№10 «Образование звуков»


Рассмотреть по слайду, кА происходит образование звуков.

Но одного колебания связок для формирования речи недостаточно. Необходима работа языка, губ, зубов.

Ребята, скажите пожалуйста: Какие особенности гортани приспособлены выполнять ее функции. ( дети перечисляют)


Слайд№11 «Функции гортани».


Далее воздух из гортани переходит в трахею, а затем в бронхи.


Слайд№12 «Трахея и бронхи»


Трахея- широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Длина трахеи приблизительно 15 сантиметров.

Внизу трахея делится на два бронха. Бронхи также состоят из хрящевых колец.

Какова же функция трахеи и бронхов? (вопрос классу)


Слайд№13 «Функция трахеи и бронхов».

Функция трахеи и бронхов обеспечивают свободное прохождение воздуха.


Из бронхов воздух поступает в легкие.


Слайд№14 «Строение легких».


Легкие крупный парный орган конусообразной формы, каждое легкое покрыто оболочкой- плеврой.

Каждое легкое состоит из долей, правое из трех долей, левое из двух долей.

Бронхи, войдя в легкие ветвятся на мелкие бронхи, которые разветвляются на бронхиолы. Бронхиолы в легких образуют бронхиальное дерево. Каждый бронхиол заканчивается легочным пузырьком или альвеолой, в которых и происходит газообмен.

Таким образом функция легких газообмен.


Слайд№15 «Это интересно».


Итог урока: сегодня у нас был только фрагмент урока, а более подробно по этой теме вы можете прочитать в учебнике§26. Нам сегодня надо было изучить строение дыхательной системы в связи с ее функциями, кто выйдет к доске показать органы дыхательной системы


Домашнее задание§26, составить свод правил по гигиене дыхания.


В заключении я хочу прочесть стихотворение


Нам в этом мире многое дано,

Расти , искать и ошибаться,

Но главное дано дышать

Любить , найти и не сдаваться!

Спасибо за урок. До новых встреч










Урок по теме:


«Значение дыхания.Органы

дыхания. Строение легких».

8 класс























Тема урока: «Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких».


Цели урока: изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; раскрыть сущность процесса дыхания; объяснить функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; сформулировать и обосновать некоторые гигиенические требования.


Тип урока : изучение нового материала


Метод урока: репродуктивный; частично-поисковый


Оборудование: таблица органы дыхания, мультимедийный проектор, ноутбук.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!