СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. 

Просмотр содержимого документа
«Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка.»

Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка.

Фонетика – учение о звуках и звуковой системе русского языка. Значение и место фонетики в школьном курсе русского языка обусловлено в языке звуковой его стороной.

Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпичесих нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Как сформулировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.

Теоретической основой работы являются труды Львова М.Р., Рамзаевой Т.Г., Светловской Н.Н., Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик и др.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находиться в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т.е. у него недостаточно развит речевой слух, то етественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передачи своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе.

Роль усвоения фонетических знаний велика:

1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.

2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов.

3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, например, для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих – звонких согласных в слове.

4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонационного верного произношения предложений, соблюдения логических ударений, пауз и т.п.

5. знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного его употребления в речи. Например, слова стоит-стоит, мука-мука – различаются лишь ударением или формы слов руки-руки, реки-реки.

Мягкие и твердые согласные обусловливают лексическое различие слов лук-люк, флаги-фляги.

Вот почему изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1-2 классах.

Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фоентико-графических умений: умениями распознавать звук и букву, звуки гласные и согласные, согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие, согласные парные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие, умение делить слова на слоги, находить и выделять ударный слог, с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме, пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строением речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов их своеобразии по сравнению с буквами и т.п.

В начальной школе не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие, тем не менее, необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове. Дети усваивают, что услышанное или произнесенное слово состоит из звуков, они учатся проводить слого-звуковой анализ слов.

Русское письмо звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Необходимо с 1-го класса учить распознавать звук и букву: первое мы слышим, второе мы пишем. Буква – это графическое изображение звука. А звук можно изобразить с помощью опорных сигналов и схем.

Как же это осуществлять на уроках обучения грамоте? Работая по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Моя любимая Азбука» решила «оживить человечков». Вырезали из плотной бумаги фигурку довольно условного «человечка». Приготовили шляпу-цилиндр, шляпу – «звоночек», 3 пары башмачков – синего, зеленого и красного цвета. Такие «человечки» у каждого ребенка. Класс ожил!

Данные «человечки» можно использовать на любом этапе урока.

Например: тема урока «Согласные звуки д, д, буква д».



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1. Актуализация знаний

Работа с текстом. Выделение звуков д, д из слов.

Читаю текст и выставляю таблички со словами на доскув определенной последовательности (это опора для запоминания).


Это…(дом). Из трубы идет…(дым). У дома растет…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).


-Какие слова помогли вам создать жту картинку?

-Что общего в этих словах?

-Какой это звук?

-Почему?


Читаю слова: дом, дым, дуб, дупло.

-Какой звук в начале этих слов?

-Каким цветом обозначим?


Читаю слова: дед, дети.

-Какой звук в начале этих слов?

-Каким цветом обозначим?


-Ребята, какую шапочку подарим схеме-человечку этих звуков? Проверим.














Диалог учителя и учеников.















Работа со схемой-человечком.






Обозначают синим кружком (башмачок синий).



Обозначают зеленым кружочком (башмачок зеленый). Шапочка - звоночек

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2). Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов.



Ожившие «человечки» вели себя, как люди: ходил в гости друг другу цветы и покупали продукты (на заданный звук), ездили в транспорте, иной раз могли надеть чужую одежду. Дети с удовольствием помогали им находить ошибки и исправлять их.

Так произошло знакомство детей с первой моделью. Считаю, что использование разборных моделей служит одновременно нескольким целям.

  1. Происходит включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

  2. На уроке создается игровая ситуация.

  3. В работе участвуют все дети.

  4. Чрезвычайно просто осуществляется создание проблемной ситуации на уроке.

Творческий процесс, вдохновляемый идеей «оживших человечков», пошел дальше. Так появилась «Лента человечков». Это знакомая всем лента букв, только более живая и веселая.

В зависимости от вашей фантазии и желания «Лента человечков» может носить познавательно-приключенческий характер. Например, буквы-человечки решили убежать от ошибок, переправиться через реку Незнания и получить пропуск в царство Русского языка… Творчество не имеет границ. При желании звуки Р и Р могут решать, рычать, ругаться, держать в руках ручку и ремень; звук Щ – лететь на воздушном шаре из которого (щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ) спускается воздух; мягкий и твердый знаки могут подвергнуться нападению ошибок, потерять голос и остаться без одежды и т.д..

Таким образом, основными понятиями, умениями и навыками в этой области учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируютсяи конкретизируются, включаются в решение новых познвательных задач.

Построение процесса обучения, специально ориентировано на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно учавствует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причин ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Литература

1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Начальная школа. М.: Просвещение. 2011.

3. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1983.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!