Елена Анатольевна Балакирева
Учитель, обучающий детей на дому.
Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Воронежская школа № 31 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
Воронеж.
Значение игровой деятельности при обучении математике детей с нарушениями интеллекта.
Игровые приёмы на уроках математики.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес .
Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
С целью сделать серьёзные занятия интересными для детей, учителя используют в своей практике различный занимательный материал. При работе с детьми – олигофренами особенно важно включать в процесс обучения игровой материал: дидактические и сюжетно ролевые игры, задачи в стихах, задачи – шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.
Занимательный материал на уроках математики в коррекционной школе не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения детей с проблемами в развитии интересным, создаёт у ребят бодрое, рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Сначала ученик заинтересовывается игрой, а затем и материалом, без которого участие в игре невозможно.
При проведении на уроках математики устного счёта, используются следующие дидактические игры:
« Весёлые цифры » На карточках красочно изображены различные числа. Дети показывают названное число, результат сложения, вычитания, умножения, деления, большее или меньшее число и т. д.
« Светофор » . Чётные и нечётные числа.
« Почтальон » . Бумажные домики имеют свои номера. Почтальон должен доставить письмо в домик, на котором нет номера. Ребёнок определяет, где стоит пропущенное число, соседей чисел и т. д.
« Составим поезд ». Счёт вагонов, числовой ряд.
При проверке знания таблицы умножения используется игра « Да » или « Нет ». Вывешивается таблица чисел от 1 до 100. Учитель показывает пример на умножение и указывает на различные числа, а ребёнок говорит да , если число является ответом на этот пример, если не является ответом, то говорит нет.
Игра « Не скажу ». Пр. задание – числа, которые делятся на 3. Ребёнок считает от 1 до 20 и вместо этих чисел говорит « Не скажу ».
« Лото ». Ответ заданного примера на индивидуальной карточке закрывается фишкой.
« Магазин » Пр. Сколько линеек по 5 коп. можно купить на 20 коп.
При контроле домашнего задания удобно использовать индивидуальные карточки, на которых пример соединяется с нужным ответом.
« Рыболовы ». Решил пример – поймал рыбку.
Вызывают интерес ребят задачи в стихах.
Пр. « Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели.
5 румяных, налитых
3 с кислинкой. Сколько их? »
« Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. »
Вызывают интерес ребят задачи из сборника задач Остера.
Очень эффективны на уроках математики загадки.
Пр. « 12 братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. »
Месяцы.
При изучении геометрического материала используются следующие дидактические игры:
« Из каких геометрических фигур состоит этот рисунок? »
Составить из геометрических фигур самостоятельно ёлочку, снеговика, домик, кораблик. Сколько кругов, квадратов, треугольников вы использовали?
Какой по счёту самый большой, самый маленький круг и т. д. ?
« Геометрическая мозаика. »
Положите зелёный квадратик, справа от него жёлтый кружок. Слева от зелёного квадратика жёлтый квадрат и т. д. Можно составить узор, слово.
Интерес у детей вызывает использование на уроках « Математических сказок. »
Занимательные задания, помогающие усвоению детьми математических знаний, используются на всех уроках: русского языка, чтения, трудового обучения и во внеурочной деятельности.
Литература:
М. Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида». Москва «ВЛАДОС» 2001 г.
В. В. Волина. «Праздник Числа». Москва. АСТ-ПРЕСС, 1996 г.
А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва. Просвещение, 1990 г.
Ф. Р. Залялетдинова. «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе». Москва. «Вако», 2007 г.
М. Ф. Кошелева. «Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе 8 вида». Статья.