СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей»

Цели и задачи урока:

1.Раскрыть значение ОДС в организме человека.

2.Сформировать представление о строении костей, их составе, свойствах и росте.

3.Развивать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

4.Способствовать практическому использованию полученных знаний  в повседневной жизни для решения проблемных вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей»

Биология 8 класс


ТЕМА: «Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей»

Цели и задачи урока:

  1. Раскрыть значение ОДС в организме человека.

  2. Сформировать представление о строении костей, их составе, свойствах и росте.

  3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

  4. Способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения проблемных вопросов.

Планируемые результаты: называть части ОДС, структурные компоненты и свойства кости, виды костей; определять понятия по теме урока; описывать особенности строения и химического состава костей.

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

-ценностное отношение к своему здоровью.

- Регулятивные - волевая саморегуляция на протяжении всего урока, организует рабочее место, планирует, рефлексирует, оценивает свою деятельность.

Познавательные-анализирует, структурирует знания, строит речевое высказывание.

Коммуникативные - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе.

-называет части ОДС;

-знает особенности строения костей; виды костей

-описывает особенности строения и химического состава костей.

Основные термины и понятия: пассивный и активный элементы опорно-двигательной системы, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, диафиз, эпифиз.

Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый.

Ресурсы урока:

  1. Основные: интерактивный мультимедийный комплекс, презентация к уроку (Приложение № 1),

  • материалы к лабораторному практикуму (наборы костей)

  • Дополнительные: модель скелета человека, таблицы «Скелет», «Строение костей».

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Мотивация учебной деятельности, постановка целей урока.

  4. Изучение нового материала, выполнение практической работы.

  5. Подведение итогов урока, обобщение и систематизация знаний (беседа, тест).

  6. Домашнее задание, рефлексия урока.




Ход урока:

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы урока.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут….. Сегодня я буду вашим учителем биологии. Как ваше настроение? Надеюсь, в конце урока оно будет просто замечательным!

- Я не случайно оказалась в вашем классе. Я наблюдала за вами. Вы замечательно поёте, занимаетесь спортом, танцуете, вы активны! Поэтому девиз урока будет такой:

«Движение – это жизнь!»

Как вы понимаете эти слова?


  1. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка по методике «Микрофон»:

  1. Что такое клетка?

  2. Что такое ткань?

  3. Что такое орган?

  4. Что такое система органов?

  5. Какие системы органов животных вы знаете?


  1. Мотивация учебной деятельности, определение темы и целей урока:

- О какой системе органов мы будем говорить сегодня, согласно нашему девизу «Движение – это жизнь»? Какая система обеспечивает движение?



Вывод: Движение обеспечивает костно-мышечная система или опорно-двигательный аппарат.

В состав ОДС входят кости скелета и мышцы. Мышцы – это активная, а кости скелета – пассивная составляющая ОДС. Сегодня мы познакомимся с пассивной составляющей.


Следовательно, Тема сегодняшнего урока (уч-ся формулируют тему сами и записывают её в тетрадь, а учитель на доску).


  1. Изучение нового материала:

Нам помочь пришёл один мой знакомый. Его имя переводится как высохший, высушенный. Это скелет человека. Давайте познакомимся с ним поближе.


Кости скелета (записывают в печатной тетради)


- Мы назвали основные кости. Как вы думаете, сколько всего костей в скелете человека?

- На что был бы похож человек без скелета? Следовательно, основная функция скелета – это опора. Но это не единственная функция.


Задание группам: Каково значение скелета?

(Обсуждение, предлагают варианты, сверяем с текстом слайда)


Практическая работа (Выдаются образцы костей)

- Все ли кости одинаковы? Чем отличаются?

- Действительно, по внешнему виду кости можно разделить на три группы:

  • Трубчатые

  • Плоские

  • Смешанные

Выполните задание в ПТ


Проблемный вопрос:

У человека массой 70 кг средняя масса костей составляет 9-11 кг. Чем можно объяснить высокую прочность и мощность скелета при его относительной легкости?

Бедренная кость человека вдоль оси выдерживает груз 1 500 кг (легковой автомобиль). Почему она при этом не ломается?

Для решения этой проблемы нам предстоит выяснить состав костей и особенности их строения.



  1. Внешнее и внутреннее строение кости (слайды): дать определения понятий диафиз, эпифиз, надкостница, компактное и губчатое вещество кости, красный и желтый костный мозг.

  2. Микрофотографии костной и хрящевой тканей (слайды)

В состав костей входят органические и неорганические вещества. Органические вещества придают кости упругость и эластичность. Неорганические – прочность.



Проблемный вопрос: в скелете человека 206 костей. Масса скелета у новорожденного составляет 10-11% массы тела, а у взрослых людей – 20% массы тела. С чем это связано?

Для решения этой проблемы нам предстоит узнать, как происходят рост и развитие костей.

  1. Рост и развитие костей (слайд): в длину – за счет деления клеток хрящевой ткани эпифиза; в толщину – за счет деления клеток надкостницы. Рост костей человека – до 25 лет, затем эпифизарный хрящ окостеневает и рост прекращается.


  1. Подведение итогов урока, обобщение и систематизация знаний

Беседа по вопросам:

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

  2. Каковы функции скелета?

  3. Какие бывают кости?

  4. Каков химический состав костей?


  1. Домашнее задание стр. ,


Рефлексия. Продолжи любую фразу:

«Я сегодня узнал…..»,

«Для меня было новым, то что….»,

«Мне было не понятно….»,

«Я расскажу (кому) о полученных знаниях»


Скажите «Благодарю» кому-то из присутствующих.

- А я благодарю вас за сотрудничество!








Тест Ф.И.____________________________


1. Органические вещества придают кости:

А) хрупкость

Б) твёрдость

В) эластичность


2. Лопатка является примером:

А) смешанных костей

Б) плоских костей

В) трубчатых костей


3. Сколько костей в скелете человека:

А) 400

Б) 150

В) 200


4. Скелетом называют совокупность

А) костей, мышц, хрящей

Б) костей, мышц

В) костей, хрящей, связок


5. Если удалить их костей неорганические вещества, то они:

А) станут хрупкими

Б) станут упругими

В) перестанут расти



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!