СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаете ли вы своего ребенка?

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышление о воспитании ребенка. Шаги на пути решения проблем

Просмотр содержимого документа
«Знаете ли вы своего ребенка?»

«Знаете ли вы своего ребенка»

Автор :Кравцова Л. В.


Кто из родителей не знает своего ребенка? Вопрос не так наивен как кажется.

Закройте глаза…. Вспомните лицо своего ребенка, каждую ложбинку на его теле, его смех, жесты как он двигается…

Можно знать все это и … почти не знать внутреннего мира, нравственных взглядов. Дело не в том , что мы родители не интересуемся этими вопросами, а как раз наоборот, мы буквально захлебываемся от избытка этой информации, не знаем , что в ней главное, второстепенное.

  • Правильно ли идет процесс нравственного развития моего ребенка?

  • Не сбился ли он с пути вчера, не собьется ли сегодня, завтра?

  • Как помочь найти ему верную жизненную дорогу?


Кого из вас не волнуют эти вопросы? Чтобы ответить на них нужен диагноз ,т.е. . мы отчетливо должны представлять процесс нравственного развития ребенка на каждой возрастной стадии.

Что необходимо знать о своем ребенке?

Визитная карточка личности.

  • Состояние здоровья

  • Темперамент (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик)

  • Эмоциональная стабильность (невротичность)

  • Замкнутость или общительность

  • Направленность личности (личностная, деловая, коллективисткая)

Как определить состояние здоровья ребенка?

Остальные качества проявляются в различных ситуацих.

  1. Отношение к своему делу, которое проявляется в отношении к учебе, физическому труду. Понимает ли он важность труда в жизни людей, семьи, доставляет ему труд удовольствие, доводит ли начатое дело до конца, как относится к вещам, как относится к выбору будущей профессии

  2. Отношение ребенка к другим людям в семье, к товарищам, учителям и работникам школы с кем дружит на улице, вне дома. Но самое главное семья. Чем объяснить такую сцену: «четырнадцатилетний сын заботливо укладывает пьяного отца спать, раздевает его, а потом берет грязные отцовские ботинки и несет их мыть. И это в то время, когда мать громыхая посудой, шлет на отцовскую голову тысячи проклятий и оскорблений!» Благополучна ли семья? По всем клиническим признакам- нет! Но никто из товарищей, учителей этого мальчика не сказал о нем плохо. С отцом его связывала искренняя дружба. Он отлично видел слабость отца, жалел мать, помогал ей, любил их. А конфликтующие родители заботливо и нежно любили своего сына. Как можно втиснуть эти отношения в прокрустово ложе привычной формулы «Отец пьет…»

Вот отрывок из другого письма: «много лет назад, когда я была маленькой, мой брат затащил меня на крышу, но я не упала, а он упал. Из его глаза шла кровь, а на щеке и сейчас остался шрамик. Врачи запретили ему трудиться, и мать сберегала его как могла. Оберегала, оберегала, вот и вырос кропивушка. Всю нашу жизнь описать невозможно, но все братья и сестры в обиде на мать. И мне когда-то обидно было смотреть как она будила его поцелуями, а меня младшую целовать забывала. Брату исполнилось уже восемнадцать, скоро пойдет в армию, он очень сильно пьет, вымогает у матери деньги, может ударить меня. Мать он еще не бьет, но до этого рукой подать…» О чем письмо ? Вопрос о ровном отношении в семье не второстепенный. Родители не заметно для себя по- разному относятся к старшим и младшим детям. Более строги и требовательны к старшим и снисходительны к младшим.

  1. Отношение ребенка к самому себе . Сюда входят: чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, самомнение, доброта, великодушие и злопамятность, мстительность и эгоизм, бескорыстие.

Для их распознания необходимо обратить внимание на след. моменты: доволен или недоволен собой ребенок, какими чертами характера хотел бы обладать, как реагирует на собственные успехи и неудачи, каков уровень притязаний в труде, играх, общении. Отсюда проявления как заниженной так и завышенной самооценки

Проявления заниженной самооценки могут быть самыми различными. Один ребенок стремится, обратить на себя внимание выкриками на уроках, беготней на переменах, непослушанием, дерзостью. Другой не жалеет сил, чтобы заслужить симпатию. Эта потребность «нравиться всем даже более опасна, чем грубость. Третьи , убедившись в бесплодности своих попыток завоевать общее признание замыкаются в себе, держатся изолировано, трудно, а подчас невозможно достучаться до их души. Самые искренние порывы они истолковывают в худшую для себя сторону, а мотивы этих порывов приписывают корыстным целям. При завышенной самооценке ребенок рано или поздно должен столкнуться с неумолимой действительностью, разочарованиями, конфликтами.


Родители по разному оценивают возможности своего ребенка влияя на состояние его душевного развития


Родители необъективно оценивающие возможности ребенка,

лишающие его душевного комфорта



Не хотят замечать недостатки, Принижают достоинства ребенка

Занимаются чадолюбованием держат в «ежовых рукавицах»




Ребенок умело приспосабливается к ситуации.

Дома для мамы он один, а в школе другой.

Так и растет маленький актер.



Обстановка в семье может нанести вред психике ребенка:

Родители в разводе, неполная семья, отношения между супругами (многие испытывают неприязнь друг к другу и передают ее ребенку), высокая занятость родителей на работе.



Родители выбиваются из сил, заработать как можно больше

Одеть, обуть, накормить. (алчность, злость, зависть)



Безнадзорность

Делаю , что хочу, пока никого нет!



Улица, компания, сигареты, компьютер, Интернет, общение в чатах




КТО ЗАНИМАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕМ?


Добиться результата в воспитании ребенка можно только когда люди наблюдают, размышляют о жизни.

Наши повседневные беседы, наблюдения, изучения ребенка в различных обстоятельствах дают такую информацию, которая обеспечивает полное представление о глубинных процессах, которые происходят в детской душе.


Прежде всего следует отказаться от привычки судить о ребенке только по результату действия, а не по мотивам, продиктовавшим эти действия. «Умеет ребенок обслужить себя, приучен убирать- хорошо мы довольны. А может быть , он это делает из страха перед наказанием и тайно ненавидит свои обязанности? А может он это делает из угодничества и тайно презирает и себя и тех, перед кем он вынужден заискивать? Главное в личности сводится к великому вопросу «ЗАЧЕМ?»

Ребенок совершил плохой поступок, как по форме, так и по содержанию. Можно ли утверждать, что этот поступок является показателем его отклонений в нравственном развитии?

С другой стороны, можно ли утверждать, что ребенок, который не совершает плохих поступков, всегда хорош? Для того чтобы не ошибиться, нужна строго последовательная логика рассуждений. Это и есть техника диагностики. Живое общение с ребенком, стремление понять его, помочь в сложных жизненных ситуациях- главное в диагностике.

Кроме того увидеть проблему- значит сделать шаг к ее решению. И закончить хочу словами:

Не существует плохого человека,
не существует хорошего чело-
века, существует человек.
И у каждого есть воз-
можность стать

Человеком


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!