СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки и символы в искусстве и в жизни

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит школьников с символикой солнца и древом у разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Знаки и символы в искусстве и в жизни»

Конспект урока «Знаки и символы в искусстве и в жизни».



Вид урока: урок – исследование

Цель урока: показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира через художественные символы, дать опыт его использования в образовательной деятельности.

Задачи:

1. познакомить учащихся со спецификой художественного языка символов солнца, дерева, содействовать формированию его освоения;

  1. помочь обрести способность высказывать собственные версии, гипотезы, предложения и обоснованно доказательно отстаивать их;

  2. заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов;

  3. найти древние символы в современной жизни;

5. воспитывать уважение к наследию прошлого, умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.



План проведения урока:

1. Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования).

2. Определение целей и задач урока, мотивация учащихся.

3. Объяснение учителя.

4. Вопросы к выступающим ( ученики, учитель).

5. Практическое задание;

  1. Выступления учащихся;

  2. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса;

  3. Заключительное слово учителя.

Ход урока.

Наш урок я хочу начать с небольшого рассказа об одном случае, произошедшем в одном из музеев города Москвы.

Проводилась экскурсия, экскурсовод показывал экспонаты, предметы быта древних эпох. Неожиданно одна женщина побледнела и упала в обморок. После того как она пришла в себя, ее спросили, что случилось? В ответ она показала на одну из ваз и объяснила,что на ней изображено пожелание смерти.

Она умела «читать» символику знаков.

Посвященный в них может «читать» их и сегодня. Присмотревшись, элементы древней культуры можно обнаружить практически во всех областях современной жизни.

По словарю С.И.Ожегова: «Знак - пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что - нибудь»;

«Символ - то, что служит условным знаком какого - нибудь понятия, явления, идеи».

Символы служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах.

Изучением символов, знаков и знаковых систем занимается особая наука - СЕМИОТИКА. Начало науке о знаках было положено американским философом Чарльзом Моррисом. В 1938 г. он опубликовал книгу «Основы теории знаков».

Символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой.

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7.

Вопрос: как вы думаете, что символизирует? Ответы учащихся: (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов) - символ совершенства и завершённости. Вопрос: что символизирует синий цвет? Ответы:(цвет неба) - символ всего духовного. Вопрос: что может символизировать форма круга? Ответы:(напоминает солнце и луну - символ божественного совершенства).

Наиболее многозначными и распространенными из символов были символы солнца и дерева. Они употреблялись в культурах всего мира. Предыстория их восходит к эпохе древности.

Как вы думаете, ребята, что значило для древнего человека солнце?

Мировосприятие древнего человека как - то отличалось от мировосприятия современного человека?

Для древнего человека знак имел прежде всего магическое значение и в последнюю очередь – эстетическое.

Одним из первых символов солнца - солярных знаков, известных человечеству, был равноконечный прямой крест. Его называют знаком знаков.

В культурах многих народов он символизировал жизнь, плодородие, бессмертие. Он появился за много тысячелетий до возникновения христианства. Прямой крест выражал присутствие солнечного света на всех четырех сторонах света, (географические координаты – восток-запад, юг-север). Он мог также символизировать четыре стихии: воду, огонь, воздух,землю.

Окружность креста символизировала годовой путь солнца вокруг земли (по представлению древних людей), а горизонтальная линия – земное пространство. Вертикальная ось мира, соединяющей Небо и землю.

Наиболее славянским знаком был восьмилучевой (громовое колесо) крест в круге. В христианские времена этот древний солнечный знак послужил основой для восьмиконечной звезды Богородицы.

Одно из его космологических значений – «крест в движении» или круговое движение солнца, круговорот в природе, годовое вращение.

В древности бытовало два вида ломаного креста, каждый из которых имел свое значение. Знак с концами, закрученными по часовой стрелке, назывался

свастикой. Он символизировал дневное движение Солнца по небосклону.

После захода Солнца, по представлениям древних людей, оно двигалось под

землей и называлось ночным, подземным, а его движение против часовой стрелки.

Крючковатый крест Германии надолго изменил позитивный смысл знака, после того как в начале XX в. нацисты Германии взяли его в качестве своего символа, а позднее и официальной эмблемы. Очернение знака привело к тому, что после 1945 г. практически все страны мира отказались от употребления скомпрометированного фашизмом знака свастики. символизирующего самые добрые начала.

У древних славян свастика получила устойчивое название коловрат, что значило колесо жизни (в переводе со старославянского коло – круг), символ Солнца, Вселенной, Вечной жизни.

Солярные знаки-обереги древние славяне изображали практически повсюду: на жилищах, одежде, предметах быта, ювелирных украшениях, в интерьерах домов, на оружии; они наносились на те предметы, через которые по древним верованиям могли проникнуть злые духи: на дверные и оконные проемы, воротники, рукава и пр. Символика солнца была одним из главных элементов праславянских орнаментов в вышивке, плетении, кружевах. В некоторых русских деревнях до сих пор сохранились мужские и женские праздничные наряды предков, расшитые солярными знаками.

Задание.

1. В переводе со старославянского коло – круг, символ солнца. Придумать как можно больше слов произошедших от слова коло. (колодец, колесо, колобок, кольцо околица, кольчуга).

  1. Существует гипотеза, что благодаря символу солнца произошло величайшее открытие материального значения, которым пользуются по сей день. О каком открытии идет речь? (возникновение колеса было материальным воплощением идеи движения солнца, космоса).

В Китае и Японии, Индии символ солнца встречается на статуях Будды и буддийских храмах. Его изображения находятся в Южной и Северной Америке, Новой Зеландии и во многих других местах.



Дерево, пожалуй, самый сложный для понимания символ. Сложный потому, что он представляет собой кладезь информации тех времён, когда наши Предки воспринимали мир иначе, чем мы теперь. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни,  и Мировое дерево. Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народ мира часто присутствуют два центральных дерева:

Мирово́е де́рево — символ мироздания вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней;

Де́рево жи́зни - райское древо встречающегося во многих культурах важного мифологического элемента.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево,приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».(Бытие 2.9.)

В христианстве древо жизни - особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада ,Приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь  и имеет листья для исцеления народов.

Чтобы понять древние символы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей живших в древние времена.

Задание.

Отгадать русскую загадку: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда». О чем идет речь? Что означает дуб, сучья, гнезда? (говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях).

На рубеже XIX–XX веков семантика символов начинает меняться. Их древнее сакральное значение постепенно уступает место эстетике орнамента. Но представление о магии древних знаков оказалось настолько прочным, что мастера, работающие в сфере народных ремесел, продолжают развивать многовековую художественную традицию с полным знанием ее сакрального смысла.

Практическая работа.

Разбиваемся на группы по цветовому выбору. Кто предпочел зеленый цвет, работает в команде «древо». Кто предпочел красный, в команде «солнце». Используем источники информации: тексты, фотографии, рисунки. Они перед вами на столе. Каждая группа собирает материал на тему: «Символы вокруг нас», создает свой информационный лист, художественно оформляет его. Каждый из участников команды должен будет объяснить свой выбранный материал, можно высказывать свои предположения, выдвигать гипотезы. Пояснить, какой материал вы не включили в листок и почему. На задание дается 7 минут.

Представление работ. Объяснение учеников. Диалог с учителем.

Вывод:

когда человек лучше узнает свою культуру, он начинает видеть ее следы всюду; обнаруживает умение их «читать» и, как следствие - задумывается о смысле и дальнейшей судьбе этих посланцев из прошлого.

Результаты урока:

1. познакомились со спецификой художественного языка символов солнца, дерева;

  1. высказывали собственные версии, гипотезы, предложения и обоснованно доказательно отстаивали их;

  2. заинтересовались исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов по теме;

  3. нашли древние символы в современной жизни;

5. научились видеть не только красоту в искусстве знаков, но и тайну бытия.



Источники:

Г.П.Сергеева, Критская, Искусство 8 - 9 класс;

О.Е.Наделяева; Мировая художественная культура 10 - 11 классы. Дополнительные материалы к урокам. Издательство «Учитель»; Волгоград, 2013 г.;

С.И.Ожегов «Словарь русского языка», Москва, «Русский язык», 1989.

Н.Н. Ткаченко Солярная символика в культуре прошлого и настоящего;

Материал из Википедии;

Источник: Солярные знаки на www.krupenichka.ru.

















































Сказка О молодильных яблоках и живой воде


В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.
Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой, если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:
- Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку

полцарства отписал.







Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе — вода, а дереву — свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно — путь, соединяющий нас с небом


 

Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель



Болгарская песня:



Оригинал
Изинкало едно дърво
Едно дърво дафиново
Колко вишно, толку лично;
Коренот му по съ земя,
I ранките му слано море,
Вършенот му в сино небе[5].

Перевод с болг.
Вырастало одно дерево
Одно дерево лавровое
Сколь высокое, столь красивое;
Корни его в земле,
Ветви его в солёном море,
Вершина его в синем небе.




ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ — СОЛНЦЕ

Белый снег, серый лед

На растрескавшейся земле,

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом-желтый дым.

Городу две тысячи лет.

Прожитых под светом звезды

По имени-Солнце.



И две тысячи лет война,

Война без особых причин.

Война-дело молодых.

Лекарство против морщин.

Красная-красная кровь-

Через час уже просто земля,

Через два-на ней цветы и трава,

Через три-она снова жива

И согрета лучами звезды

По имени-Солнце.



И мы знаем,что так было всегда:

Что судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слова «да» и слова «нет».

Он не помнит ни чинов,ни имен.

И способен дотянуться до звезд,

Не считая,что это сон.

И упасть опаленным звездой

По имени-Солнце.

В.Цой










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!