СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания и правила их употребления Тире. Двоеточие. Запятая

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается теория и практика подготовки задания 21: правила постановки тире, двоеточия, запятых в предложениях разных конструкций.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания и правила их употребления Тире. Двоеточие. Запятая»

  Знаки препинания и правила их употребления  Тире. Двоеточие. Запятая.    Занятие по русскому языку (Задание 21) Подготовила: Страхова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Полянская СОШ»

Знаки препинания и правила их употребления Тире. Двоеточие. Запятая.

Занятие по русскому языку (Задание 21)

Подготовила: Страхова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Полянская СОШ»

Правило Примеры Существительным в им. п. — существительным в им. п.; Числительным — числительным; Числительным — существительным в им. п.; Инфинитивом — инфинитивом; Существительным в им. п. — инфинитивом; Перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым ( вот, это, значит, это значит ) Одиночество  в творчестве —  тяжёлая штука  (Чехов).  Два и два  —  четыре.   Два  —  чётное число.   Жить  — Родине  служить  (пословица).  Наша  цель  —  получить  знания.   Понять — значит простить. Тире между подлежащим и сказуемым  в простом предложении

Правило

Примеры

  • Существительным в им. п. — существительным в им. п.;
  • Числительным — числительным;
  • Числительным — существительным в им. п.;
  • Инфинитивом — инфинитивом;
  • Существительным в им. п. — инфинитивом;
  • Перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым ( вот, это, значит, это значит )

Одиночество  в творчестве —  тяжёлая штука  (Чехов). Два и два  —  четыре.

Два  —  чётное число.

Жить  — Родине  служить  (пословица). Наша  цель  —  получить  знания.

Понять — значит простить.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

При наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым; При параллелизме частей сложного предложения; За ночным окном — туман. В части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы; В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена    Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня…  (Федин) Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.     В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно  (Горький). В простом неполном предложении
  • При наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
  • При параллелизме частей сложного предложения;

За ночным окном — туман.

  • В части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
  • В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня…  (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно  (Горький).

В простом неполном предложении

Перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения; На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер   (Паустовский).  Для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;  3. Если перед приложением можно без изменения смысла вставить «а именно»;  Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу. 4. Для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова   В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы   (Горький).  Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах  (Крылов). Тире в предложениях с приложением
  • Перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;

На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер   (Паустовский).

  • Для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;

3. Если перед приложением можно без изменения смысла вставить «а именно»;

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

4. Для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы   (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах  (Крылов).

Тире в предложениях с приложением

I. Если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха  (Лермонтов).  Ещё напор — и враг бежит  (Пушкин). I. В ССП II. 1. Для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных); Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять  (Гоголь).  2. При параллелизме структуры частей    Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт  (Лебедев-Кумач). II. В СПП

I. Если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление

Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха  (Лермонтов). Ещё напор — и враг бежит  (Пушкин).

I. В ССП

II. 1. Для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять  (Гоголь).

2. При параллелизме структуры частей

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт  (Лебедев-Кумач).

II. В СПП

В бессоюзном сложном предложении Для выражения  – быстрой смены событий;  – резкого противопоставления; Сыр выпал — с ним была плутовка такова  (Крылов).  Чин следовал ему — он службу вдруг оставил  (Грибоедов).  Меньше знаешь — крепче спишь. Если первая часть обозначает условие совершения действия второй части; Если первая часть обозначает время совершения действия второй части; Если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой; Если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой   Пашню пашут — руками не машут  (пословица).   Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат  (Маяковский).   Молвит слово — соловей поёт  (Лермонтов).

В бессоюзном сложном предложении

  • Для выражения – быстрой смены событий; – резкого противопоставления;

Сыр выпал — с ним была плутовка такова  (Крылов). Чин следовал ему — он службу вдруг оставил  (Грибоедов). Меньше знаешь — крепче спишь.

  • Если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
  • Если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
  • Если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
  • Если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой

Пашню пашут — руками не машут  (пословица).

Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат  (Маяковский).

Молвит слово — соловей поёт  (Лермонтов).

  Для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора  … Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём  (Казакевич).  Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся  (Тургенев). При вводных предложениях и вставных конструкциях

Для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора

Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём  (Казакевич). Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся  (Тургенев).

При вводных предложениях и вставных конструкциях

Между репликами диалога — Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.  — Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.  — Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво  (Тэсс). В репликах диалога

Между репликами диалога

Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он. — Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница. — Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво  (Тэсс).

В репликах диалога

Для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи «Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;  «Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы». При прямой речи

Для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи

«Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер; «Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».

При прямой речи

Между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов  «от … до» ; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение  Планы на январь — февраль; рукопись  объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;  скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта. В предложениях между двумя словами

Между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов  «от … до» ; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение

Планы на январь — февраль;

рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов; скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва;

Закон Бойля — Мариотта.

В предложениях между двумя словами

1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом. 2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.  3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д. 4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! Могут быть разные вариации ответов. Алгоритм выполнения:
  • 1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.

3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д.

4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! Могут быть разные вариации ответов.

Алгоритм выполнения:

(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах – пензенском имении бабушки. (2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский. (3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит Венеру. (4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная только тем, у кого много свободного времени. (5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода. (7) Конечно, ждать – это большое искусство. (8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь. 1.   Найдите предложения, в которых  тире   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах – пензенском имении бабушки. (2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский. (3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит Венеру. (4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная только тем, у кого много свободного времени. (5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода. (7) Конечно, ждать – это большое искусство. (8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.

1.   Найдите предложения, в которых  тире   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

В предложении 1 выделено распространённое приложение. В предложении 2 тире стоит после прямой речи перед словами автора. Предложение 3 – бессоюзное сложное, значение противопоставления. Предложение 5 – бессоюзное сложное, значение следствия. Предложение 6 содержит в своём составе два неполных простых предложения, тире ставится на месте пропуска сказуемых. В предложении 8 тире используется для обозначения временных пределов: «от … до». 3. Правильный ответ –  4 и 7 : тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.
  • В предложении 1 выделено распространённое приложение.
  • В предложении 2 тире стоит после прямой речи перед словами автора.
  • Предложение 3 – бессоюзное сложное, значение противопоставления.
  • Предложение 5 – бессоюзное сложное, значение следствия.
  • Предложение 6 содержит в своём составе два неполных простых предложения, тире ставится на месте пропуска сказуемых.
  • В предложении 8 тире используется для обозначения временных пределов: «от … до».

3. Правильный ответ –  4 и 7 : тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как связанный заяц. (2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3) Мгновение – и публика замерла. (4) Отправившись в путь – это было морозным зимним утром, – мы взяли направление на северо-восток. (5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров. (6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать. (7) Не болезнь мучила его – раздражало сознание ненужности. 2.  Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как связанный заяц. (2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3) Мгновение – и публика замерла. (4) Отправившись в путь – это было морозным зимним утром, – мы взяли направление на северо-восток. (5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров. (6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать. (7) Не болезнь мучила его – раздражало сознание ненужности.

2.  Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

В предложении 1 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложение 3 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий. В предложении 4 с помощью тире выделяется вставная конструкция. В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора. Предложение 7 – бессоюзное сложное, значение противопоставления». 2. Правильный ответ –  2 и 6 :    бессоюзные сложные предложения со значением следствия.
  • В предложении 1 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
  • Предложение 3 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий.
  • В предложении 4 с помощью тире выделяется вставная конструкция.
  • В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора.
  • Предложение 7 – бессоюзное сложное, значение противопоставления».

2. Правильный ответ –  2 и 6 :   бессоюзные сложные предложения со значением следствия.

(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим окном. (2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти выученные почти наизусть письма. (3) Простить – значит забыть. (4) Ещё напор – и враг бежит. (5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я. (6) Сейчас забить один гол – значит выиграть первенство мира. (7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке. 3.   Найдите предложения, в которых тире  ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим окном. (2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти выученные почти наизусть письма. (3) Простить – значит забыть. (4) Ещё напор – и враг бежит. (5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я. (6) Сейчас забить один гол – значит выиграть первенство мира. (7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.

3.   Найдите предложения, в которых тире  ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Предложение 1 – бессоюзное сложное, значение времени. В предложении 2 с помощью тире выделяется вставная конструкция. Предложение 4 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий, динамика действий. В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора. В предложении 7 тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом. 3. Правильный ответ –  3 и 6 : тире ставится между подлежащим и сказуемым (оба выражены инфинитивом) перед частицей «значит».
  • Предложение 1 – бессоюзное сложное, значение времени.
  • В предложении 2 с помощью тире выделяется вставная конструкция.
  • Предложение 4 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий, динамика действий.
  • В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора.
  • В предложении 7 тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.

3. Правильный ответ –  3 и 6 : тире ставится между подлежащим и сказуемым (оба выражены инфинитивом) перед частицей «значит».

(1) Я не слишком люблю это дерево – осину. (2) Риск – дело благородное. (3) Ещё мгновение – и птица, взмахнув крыльями, исчезла в небе. (4) «Что случилось?» – поинтересовался Валентин, заметивший, как изменилось мое лицо. (5) Лётчики вспоминали, как впервые совершили перелёт Москва – Архангельск – Северный полюс. (6) Я знал, что Лена не придёт – мы были в ссоре, – но всё-таки ждал. (7) «Вы пили чай?» – спрашивала Ольга Михайловна, и тот, к кому относился этот вопрос, просил не беспокоиться. 4.  Найдите предложения, в которых тире   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) Я не слишком люблю это дерево – осину. (2) Риск – дело благородное. (3) Ещё мгновение – и птица, взмахнув крыльями, исчезла в небе. (4) «Что случилось?» – поинтересовался Валентин, заметивший, как изменилось мое лицо. (5) Лётчики вспоминали, как впервые совершили перелёт Москва – Архангельск – Северный полюс. (6) Я знал, что Лена не придёт – мы были в ссоре, – но всё-таки ждал. (7) «Вы пили чай?» – спрашивала Ольга Михайловна, и тот, к кому относился этот вопрос, просил не беспокоиться.

4.  Найдите предложения, в которых тире   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

1 Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер. 2 Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа. 3 Тире в сложносочинённом предложении для обозначения быстрой смены событий. 4 Тире после прямой речи перед словами автора. 5 Тире для обозначения пространственных пределов. 6 Тире для обозначения вставной конструкции. 7 Тире после прямой речи перед словами автора. 4.   Ответ: 47 или 74
  • 1 Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.
  • 2 Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа.
  • 3 Тире в сложносочинённом предложении для обозначения быстрой смены событий.
  • 4 Тире после прямой речи перед словами автора.
  • 5 Тире для обозначения пространственных пределов.
  • 6 Тире для обозначения вставной конструкции.
  • 7 Тире после прямой речи перед словами автора.

4.   Ответ: 47 или 74

Двоеточие

Двоеточие

  После обобщающего слова перед однородными членами  Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба  (Паустовский). I . В предложениях с однородными членами      Если прямая речь стоит после авторских слов  Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен». II . В предложениях с прямой речью

После обобщающего слова перед однородными членами

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба  (Паустовский).

I . В предложениях с однородными членами

Если прямая речь стоит после авторских слов

Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».

II . В предложениях с прямой речью

Если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые  (Пришвин).  Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю : лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну  (Лермонтов).  Печален я: со мною друга нет  (Пушкин).   Если в первой части посредством глаголов ( видеть, смотреть, знать, слышать и т.п. ) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание; Одно было несомненно: назад он не вернётся  (Тургенев).  Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?  (Чехов) Если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку); Если в первой части есть слова  так, таков, такой, одно и т. п. ; Перед прямым вопросом, включённым во вторую часть В бессоюзном сложном предложении
  • Если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые  (Пришвин). Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю : лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну  (Лермонтов). Печален я: со мною друга нет  (Пушкин).

  • Если в первой части посредством глаголов ( видеть, смотреть, знать, слышать и т.п. ) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;

Одно было несомненно: назад он не вернётся  (Тургенев). Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?  (Чехов)

  • Если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  • Если в первой части есть слова  так, таков, такой, одно и т. п. ;
  • Перед прямым вопросом, включённым во вторую часть

В бессоюзном сложном предложении

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья. 1.   Найдите предложения, в которых   двоеточие    ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

1.   Найдите предложения, в которых  двоеточие   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Предложение 1 – бессоюзное сложное предложение, значение причины (потому что). Предложение 2 – простое предложение с однородными членами, двоеточие ставится после обобщающего слова. Предложение 4 – бессоюзное сложное предложение, значение дополнения (что). Предложение 5 – предложение с прямой речью, двоеточие ставится после слов автора. 1. Правильный ответ –  3, 6 и 7 , поскольку это сложные предложения с бессоюзной связью и значением пояснения  (а именно):
  • Предложение 1 – бессоюзное сложное предложение, значение причины (потому что).
  • Предложение 2 – простое предложение с однородными членами, двоеточие ставится после обобщающего слова.
  • Предложение 4 – бессоюзное сложное предложение, значение дополнения (что).
  • Предложение 5 – предложение с прямой речью, двоеточие ставится после слов автора.

1. Правильный ответ –  3, 6 и 7 , поскольку это сложные предложения с бессоюзной связью и значением пояснения (а именно):

(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». (2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и послышался хриплый стон. (3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (4) Но я вижу: вы недовольны. (5) По структуре простые предложения могут быть: двусоставными и односоставными, полными и неполными, распространёнными и нераспространёнными. (6) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это стало воспоминанием. (7) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме дверей, окон, в чёрных металлических решётках. 2.   Найдите предложения, в которых  двоеточие   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». (2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и послышался хриплый стон. (3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (4) Но я вижу: вы недовольны. (5) По структуре простые предложения могут быть: двусоставными и односоставными, полными и неполными, распространёнными и нераспространёнными. (6) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это стало воспоминанием. (7) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме дверей, окон, в чёрных металлических решётках.

2.   Найдите предложения, в которых  двоеточие   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

1 Двоеточие перед прямой речью после слов автора. 2 Двоеточие в сложном предложении, где вторая и третья части поясняют первую. 3 Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. 4 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения во второй части. 5 Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова. 6 Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. 7 Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова. 2. Ответ 367
  • 1 Двоеточие перед прямой речью после слов автора.
  • 2 Двоеточие в сложном предложении, где вторая и третья части поясняют первую.
  • 3 Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.
  • 4 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения во второй части.
  • 5 Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова.
  • 6 Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.
  • 7 Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.

2. Ответ 367

(1) Я не ошибся: он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье, но почему-то не хотел сегодня рассказывать. (2) Два водопада, что текут рядом, были, согласно преданию, влюбленными парнем и девушкой, но не было суждено им быть вместе: жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии, расколов надвое скалы. (3) Сейчас за скалами такая картина: немногочисленные леса, горные реки, сельские просторы и разнообразные базы отдыха. (4) Отцом Гуамки был старец, который вскоре впал в глубокую печаль: он потерял единственную дочь. (5) Печаль его была так сильна, что старец окаменел, превратившись в могучий хребет Гуама, слезы отца стали рекой Курджипс, которую по-разному называют: бурной, кипучей, грозной. (6) Глядя на этот хребет, эту реку, всегда представляю их одухотворенными и вспоминаю тютчевское: «Не слепок, не бездушный лик…» 3.   Найдите предложения, в которых  двоеточие   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
  • (1) Я не ошибся: он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье, но почему-то не хотел сегодня рассказывать. (2) Два водопада, что текут рядом, были, согласно преданию, влюбленными парнем и девушкой, но не было суждено им быть вместе: жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии, расколов надвое скалы. (3) Сейчас за скалами такая картина: немногочисленные леса, горные реки, сельские просторы и разнообразные базы отдыха. (4) Отцом Гуамки был старец, который вскоре впал в глубокую печаль: он потерял единственную дочь. (5) Печаль его была так сильна, что старец окаменел, превратившись в могучий хребет Гуама, слезы отца стали рекой Курджипс, которую по-разному называют: бурной, кипучей, грозной. (6) Глядя на этот хребет, эту реку, всегда представляю их одухотворенными и вспоминаю тютчевское: «Не слепок, не бездушный лик…»

3.   Найдите предложения, в которых  двоеточие   ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Предложение 1 – бессоюзное со значением пояснения (а именно). В предложении 3 двоеточие ставится перед однородными членами после обобщающего слова. В предложении 6 двоеточие ставится перед прямой речью (цитатой). 3.   В предложениях  2 и 4  двоеточие  ставится согласно одному и тому же правилу. Бессоюзная связь, значение причины (потому что).
  • Предложение 1 – бессоюзное со значением пояснения (а именно).
  • В предложении 3 двоеточие ставится перед однородными членами после обобщающего слова.
  • В предложении 6 двоеточие ставится перед прямой речью (цитатой).

3.   В предложениях  2 и 4  двоеточие  ставится согласно одному и тому же правилу. Бессоюзная связь, значение причины (потому что).

Запятая

Запятая

  •  
  • (1)Великий Устюг, с 1999 года ставший именоваться родиной российского Деда Мороза, является местом очень древним и самобытным, он имеет богатую историю и обладает уникальной архитектурой. (2)Основан Устюг был в XIII веке в устье реки Юг, от которой и получил своё название. (3)А слово «Великий» добавилось во времена Ивана Грозного, когда город вошёл в список опричных — то есть регионов-доноров, которые подпитывали государственный бюджет. (4)Со временем торговые пути сместились к Балтийскому морю, и Устюг утратил своё значение в масштабах империи. (5)После того как в Великом Устюге открылся дом Деда Мороза и в город ежегодно начали приезжать сотни тысяч туристов за особой новогодней атмосферой, появилась развитая инфраструктура для отдыха и веселья. (6)Там можно отдохнуть, покатавшись на санях, ватрушках, аттракционах, или посетить зоопарк Дедушки Мороза. (7)Кроме того, можно пройтись по музеям и историческим местам, которых в городе насчитывается более 20.

1. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

В предложениях 2, 3, 5, 7 запятые на границе частей в сложноподчинённом предложении. (2)[Основан Устюг был в XIII веке в устье реки Юг], (от которой и получил своё название). (3)[А слово «Великий» добавилось во времена Ивана Грозного], (когда город вошёл в список опричных — то есть регионов-доноров), (которые подпитывали государственный бюджет). (5)(После того как в Великом Устюге открылся дом Деда Мороза) и (в город ежегодно начали приезжать сотни тысяч туристов за особой новогодней атмосферой), [появилась развитая инфраструктура для отдыха и веселья]. (7)[Кроме того, можно пройтись по музеям и историческим местам], (которых в городе насчитывается более 20).   1. Ответ:  2357 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
  • В предложениях 2, 3, 5, 7 запятые на границе частей в сложноподчинённом предложении.
  • (2)[Основан Устюг был в XIII веке в устье реки Юг], (от которой и получил своё название).
  • (3)[А слово «Великий» добавилось во времена Ивана Грозного], (когда город вошёл в список опричных — то есть регионов-доноров), (которые подпитывали государственный бюджет).
  • (5)(После того как в Великом Устюге открылся дом Деда Мороза) и (в город ежегодно начали приезжать сотни тысяч туристов за особой новогодней атмосферой), [появилась развитая инфраструктура для отдыха и веселья].
  • (7)[Кроме того, можно пройтись по музеям и историческим местам], (которых в городе насчитывается более 20).
  •  

1. Ответ:  2357 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.

  (1)Столбы выветривания — одно из семи чудес России – находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми — в междуречье рек Печора и Ичетляга. (2)Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы обычно называют их кратко — «Пупы». (3)Всего каменных столбов семь: шесть из них выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. (4)Высота столбов, имеющих причудливые очертания, составляет от 30 до 42 метров. (5)Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдалённости и труднодоступности, поскольку в радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов. (6)Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте, а в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам. 2. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
  •  
  • (1)Столбы выветривания — одно из семи чудес России – находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми — в междуречье рек Печора и Ичетляга. (2)Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы обычно называют их кратко — «Пупы». (3)Всего каменных столбов семь: шесть из них выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. (4)Высота столбов, имеющих причудливые очертания, составляет от 30 до 42 метров. (5)Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдалённости и труднодоступности, поскольку в радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов. (6)Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте, а в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам.

2. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

В предложениях 2, 3, 6 запятые в сложносочинённых предложениях. (2)[Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны], а [туристы обычно называют их кратко — «Пупы»]. (3)[Всего каменных столбов семь]: [шесть из них выстроились на ровном плато в ряд], а [один стоит чуть в стороне]. (6)[Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте], а [в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам].   Ответ:  236 .
  • В предложениях 2, 3, 6 запятые в сложносочинённых предложениях.
  • (2)[Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны], а [туристы обычно называют их кратко — «Пупы»].
  • (3)[Всего каменных столбов семь]: [шесть из них выстроились на ровном плато в ряд], а [один стоит чуть в стороне].
  • (6)[Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте], а [в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам].
  •  

Ответ:  236 .

  (1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота. 3. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
  •  
  • (1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

3. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

В предложениях 1, 2, 3, 6 запятые обособленные уточняющие обстоятельства. ((1)К северо-востоку от Петербурга,  на старинном Архангельском тракте , проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то,  задолго до Петровской эпохи , эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины (3)Здесь,  по берегу Свири , проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань (6)Именно здесь,  на берегу Свири , 1 сентября 1702 года побывал Пётр I.   Ответ:  1236
  • В предложениях 1, 2, 3, 6 запятые обособленные уточняющие обстоятельства.
  • ((1)К северо-востоку от Петербурга,  на старинном Архангельском тракте , проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле.
  • (2)Когда-то,  задолго до Петровской эпохи , эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины
  • (3)Здесь,  по берегу Свири , проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань
  • (6)Именно здесь,  на берегу Свири , 1 сентября 1702 года побывал Пётр I.
  •  

Ответ:  1236

  1) К зрелости мысли Левитана всё чаще останавливались на осени. 2) Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была похожая на осень весна. 3) Левитан, так же, как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. 4) Она снимала со всей природы: с лесов, лугов, с полей – густые цвета, смывая дождями зелень. 5) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. 6) На них изображены знакомые с детства стога сена, почерневшие от сырости, и одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром. 7) Но во всех его пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.   (По К. Паустовскому) 4. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений
  •  
  • 1) К зрелости мысли Левитана всё чаще останавливались на осени. 2) Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была похожая на осень весна. 3) Левитан, так же, как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. 4) Она снимала со всей природы: с лесов, лугов, с полей – густые цвета, смывая дождями зелень. 5) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. 6) На них изображены знакомые с детства стога сена, почерневшие от сырости, и одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром. 7) Но во всех его пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
  •  
  • (По К. Паустовскому)

4. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

В предложениях 6 и 7 запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Ответ:
  • В предложениях 6 и 7 запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Ответ:

1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом. 2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.  3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д. 4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! Могут быть разные вариации ответов. Алгоритм выполнения задания 21
  • 1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.

3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д.

4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! Могут быть разные вариации ответов.

Алгоритм выполнения задания 21

https:// examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/punktuacionnyi_analiz https:// multiurok.ru/files/punktuatsionnyi-analiz-prakticheskie-zadaniia-21-i.html https://synergy.ru / https://rus-ege.sdamgia.ru /
  • https:// examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/punktuacionnyi_analiz
  • https:// multiurok.ru/files/punktuatsionnyi-analiz-prakticheskie-zadaniia-21-i.html
  • https://synergy.ru /
  • https://rus-ege.sdamgia.ru /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!