СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ Алгоритм выполнения 16 задания ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет ученикам, а также учителям при подготовке к ЕГЭ. В ней детально рассмотрены именно те знания и умения, которые необходимы для выполнения 16 задания ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ Алгоритм выполнения 16 задания ЕГЭ»

ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ

КЭС: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые?

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разо­млевшего за день (4) разнотравья.

1) 1,3 2) 1,2 3)2,3 4) 1,2,3,4

Правильный ответ: 2.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: случаи постанов­ки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами:

  • отличие причастного оборота от деепричастного (причастный оборот отвечает на во­просы какой? какая? какое? какие?, а деепричастный - что делая? и что сделав?);

  • правила постановки знаков препинания при причастном обороте в зависимости от его расположения по отношению к определяемому имени существительному: до или после определяемого имени существительного в предложении стоит причастный оборот;

  • правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;

  • правила постановки знаков препинания в тех случаях, когда два причастных или два деепричастных оборота соединены союзом И, то есть являются однородными.

Ученики должны найти в предложении обособленные определения и обстоятельства, указать среди предложенных вариантов правильную расстановку знаков препинания, связан­ную с тем или иным видом обособления.

Знаки препинания при причастном обороте

  1. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного.

Схема: сущ, /причастный оборот/, ...

Пример: Для народов (каких?), /жестикулирующих мало/, русское общение (какое?), /насыщенное жестами /, кажется излишне эмоциональным.

  1. Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

Схема: / причастный оборот / сущ ...

Пример: Для /жестикулирующих мало/ народов / насыщенное жестами / русское обще­ние кажется излишне эмоциональным.

  1. Если два причастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед и после И не ставится.

Схема: сущ, / причастный оборот / и / причастный оборот /, ...

Пример: Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершив­шаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.

Знаки препинания при деепричастном обороте

Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запяты­ми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.

Пример: Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.

Ипполит Матвеевич, /погрязая в стыде/, стоял под акацией и, /не глядя на гуляющих/, твердил три заученные фразы.

  1. Если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нем.

Схема: / деепричастный оборот / и / деепричастный оборот /

Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, не­вольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.

Примечание:

От однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и соединенных союзом И, следует отличать неоднородные обстоятельства, также выраженные деепричастными оборотами и связанные союзом И:

Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяи­на за хлеб-соль (А. Пушкин).

Как видим, в приведенном предложении первый деепричастный оборот относится к гла­голу остались (остались что делая? шепотом толкуя...), второй деепричастный оборот относит­ся к другому глаголу - разъехались (разъехались что делая? опасаясь быть нескромными), сле­довательно, перед нами два неоднородных обстоятельства, поэтому их границы выделяются запятыми. В данном случае запятая ставится и перед союзом И, и после него, так как дееприча­стные обороты относятся к разным глаголам.

Алгоритм выполнения задания:

  • Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:

-причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;

-деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

  • Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

-причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;

-причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

  • Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в пред­ложении всегда выделяются запятыми.

  • Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединя­ются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

1) 1,3 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

Задание № 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и ор­ганизовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.

1) 1,2,3,4 2)2,3 3)2,4 4)3,4

Задание № 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художест­венные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

1) 1,3 2)2,3 3) 1,3,4 4)4

Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и х(3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

1) 1 2) 1,2 3)3,4 4) 1,2,3, 4

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспы­хивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшие­ся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

1) 1 . 2) 1, 2 3)3,4 4) 1,2,3,4

Задание № 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт‘был ещё и гениальным читателем.

1)2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4)4

Задание № 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохра­няя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1) 1,2,3,4 2)2 3)3,4 4)4

Задание № 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

1) 1,3 2)2,3 3) 1,2 4) 1,2,3,4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!