ЗАДАНИЕ 17 ЕГЭ
КЭС: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
1) 1,3 2) 1,2 3)2,3 4) 1,2,3,4
Правильный ответ: 2.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами:
отличие причастного оборота от деепричастного (причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, а деепричастный - что делая? и что сделав?);
правила постановки знаков препинания при причастном обороте в зависимости от его расположения по отношению к определяемому имени существительному: до или после определяемого имени существительного в предложении стоит причастный оборот;
правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
правила постановки знаков препинания в тех случаях, когда два причастных или два деепричастных оборота соединены союзом И, то есть являются однородными.
Ученики должны найти в предложении обособленные определения и обстоятельства, указать среди предложенных вариантов правильную расстановку знаков препинания, связанную с тем или иным видом обособления.
Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного.
Схема: сущ, /причастный оборот/, ...
Пример: Для народов (каких?), /жестикулирующих мало/, русское общение (какое?), /насыщенное жестами /, кажется излишне эмоциональным.
Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
Схема: / причастный оборот / сущ ...
Пример: Для /жестикулирующих мало/ народов / насыщенное жестами / русское общение кажется излишне эмоциональным.
Если два причастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед и после И не ставится.
Схема: сущ, / причастный оборот / и / причастный оборот /, ...
Пример: Эпоха (какая?), / начавшаяся после открытий Галилео Галилея / и / завершившаяся работами Исаака Ньютона /, обозначила важный поворот в истории человечества.
Знаки препинания при деепричастном обороте
Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают.
Пример: Ипполит Матвеевич стоял (что делая?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил (что делая?) три заученные фразы, /не глядя на гуляющих/.
Ипполит Матвеевич, /погрязая в стыде/, стоял под акацией и, /не глядя на гуляющих/, твердил три заученные фразы.
Если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нем.
Схема: / деепричастный оборот / и / деепричастный оборот /
Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.
Примечание:
От однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и соединенных союзом И, следует отличать неоднородные обстоятельства, также выраженные деепричастными оборотами и связанные союзом И:
Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль (А. Пушкин).
Как видим, в приведенном предложении первый деепричастный оборот относится к глаголу остались (остались что делая? шепотом толкуя...), второй деепричастный оборот относится к другому глаголу - разъехались (разъехались что делая? опасаясь быть нескромными), следовательно, перед нами два неоднородных обстоятельства, поэтому их границы выделяются запятыми. В данном случае запятая ставится и перед союзом И, и после него, так как деепричастные обороты относятся к разным глаголам.
Алгоритм выполнения задания:
Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:
-причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и чаще всего относится к имени существительному;
-деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):
-причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;
-причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.
Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.
Не забывайте о том, что если два причастных или два деепричастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.
1) 1,3 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
Задание № 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.
1) 1,2,3,4 2)2,3 3)2,4 4)3,4
Задание № 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
1) 1,3 2)2,3 3) 1,3,4 4)4
Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и х(3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.
1) 1 2) 1,2 3)3,4 4) 1,2,3, 4
Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
1) 1 . 2) 1, 2 3)3,4 4) 1,2,3,4
Задание № 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт‘был ещё и гениальным читателем.
1)2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4)4
Задание № 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1) 1,2,3,4 2)2 3)3,4 4)4
Задание № 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.
1) 1,3 2)2,3 3) 1,2 4) 1,2,3,4