СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения ( задание А18, ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 часть- теоретический материал по предложенной теме; 

2 часть - практикум (8 заданий с ответами) 

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения ( задание А18, ЕГЭ)»

А18  Подготовка к ЕГЭ-2019

А18 Подготовка к ЕГЭ-2019

Вводное слово — это слово (либо словосочетание), которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведение об источнике сообщения или связи с контекстом, а также выражает отношение к высказыванию (оценку).
  • Вводное слово — это слово (либо словосочетание), которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведение об источнике сообщения или связи с контекстом, а также выражает отношение к высказыванию (оценку).
Признаки вводных слов и конструкций  К ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;  они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями; они легко убираются из текста без потери смысла

Признаки вводных слов и конструкций

  • К ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
  • они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
  • они легко убираются из текста без потери смысла
Вводные слова и их значения Группа по значению Примеры 1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно 2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй 3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению 4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему 5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так 6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Вводные слова и их значения

Группа по значению

Примеры

1. Уверенность

Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно

2. Неуверенность

Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй

3. Различные чувства

К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению

4. Источник информации

По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему

5. Порядок мыслей

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так

6. Замечания о способах оформления мысли

Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми  мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.

Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми

  • мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.
Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными   Вводное слово  Не вводное слово Запятая нужна! Однако Запятая не нужна! Нельзя заменить союзом «но» Можно заменить союзом «но» Мы, однако, очень устали сегодня. Действительно Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный. В значении «в самом деле»; стоит в начале предложения Значит Стоит в середине или в конце предложения Действительно, он ничего не знает. Он действительно ничего не знает В значении «следовательно» В значении «означает, это» Если наступила зима, значит, скоро Новый Год. Наконец Опоздать – значит не успеть. Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще» В значении «в конце концов, после всего, под конец» Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин. Мы наконец добрались до нашего отеля.

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными

Вводное слово

Не вводное слово

Запятая нужна!

Однако

Запятая не нужна!

Нельзя заменить союзом «но»

Можно заменить союзом «но»

Мы, однако, очень устали сегодня.

Действительно

Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный.

В значении «в самом деле»; стоит в начале предложения

Значит

Стоит в середине или в конце предложения

Действительно, он ничего не знает.

Он действительно ничего не знает

В значении «следовательно»

В значении «означает, это»

Если наступила зима, значит, скоро Новый Год.

Наконец

Опоздать – значит не успеть.

Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще»

В значении «в конце концов, после всего, под конец»

Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин.

Мы наконец добрались до нашего отеля.

Пунктуация при вводном слове   Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла. Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.) Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложения Во-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради. Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тире С одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятая В лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение.

Пунктуация при вводном слове

Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла.

Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.)

Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложения

Во-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради.

Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тире

С одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду.

Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятая

В лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение.

Обращение  – слово или сочетание слов, называющее адресат речи. Не является членом предложения. Обращение можно убрать из предложения без потери смысла.   Знаки препинания при обращениях Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками:  «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она . Обращения, соединенные союзом  и , не разделяются запятой:  Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро». Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение:  Дедушка, миленький, где ж ты был? Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе:  Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак:  Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.

Обращение  – слово или сочетание слов, называющее адресат речи. Не является членом предложения. Обращение можно убрать из предложения без потери смысла.

Знаки препинания при обращениях

  • Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками:  «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она . Обращения, соединенные союзом  и , не разделяются запятой:  Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро».
  • Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение:  Дедушка, миленький, где ж ты был?
  • Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе:  Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
  • Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак:  Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.
Алгоритм выполнения задания А18 Внимательно читаем задание. Выполняем частичный синтаксический разбор предложений, чтобы определить является ли предложенное слово или словосочетание членом предложения. Анализируем предложения, расставляем знаки препинания. Записываем правильный ответ.

Алгоритм выполнения задания А18

  • Внимательно читаем задание.
  • Выполняем частичный синтаксический разбор предложений, чтобы определить является ли предложенное слово или словосочетание членом предложения.
  • Анализируем предложения, расставляем знаки препинания.
  • Записываем правильный ответ.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Милые берёзовые (1) чащи! Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть своей тоски.                                     (С.А. Есенин) Ответ: 2 3.
  • Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

                                    (С.А. Есенин)

  • Ответ: 2 3.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.   Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель. Ответ: 4 5.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

  • Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.
  • Ответ: 4 5.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.   Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%. Ответ: 1 2 3 4.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

  • Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.
  • Ответ: 1 2 3 4.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые .   Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа. Ответ: 1 2 3.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые .

  • Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.
  • Ответ: 1 2 3.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).   Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Ответ: 34

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
  • Ответ: 34
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы. Ответ: 2

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.
  • Ответ: 2

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).      Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила(1) читатель дорогой(2) Красою тихою, блистающей смиренно. Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно(5) Из годовых времен я рад (6)лишь (7) ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной. Ответ: 125

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).  

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила(1) читатель дорогой(2)

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно(5)

Из годовых времен я рад (6)лишь (7) ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

  • Ответ: 125
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером. Ответ: 34

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  • Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.
  • Ответ: 34


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!