СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений. Дидактический материал для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой карточки для самостоятельной работы по расстановке знаков препинания в СПП и определению видов придаточных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в СПП. Виды придаточных предложений. Дидактический материал для 9 класса»

9 класс Сложноподчинённые предложения


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Месяц с вышины неба д..вно уже оз..рял весь двор наполнен..ый спящими людьми и высокий бурьян в котором потонул частокол окружавший двор.  2. Проснувшись Грэй на мгновение забыл как попал в эти места.  3. Часть кораблей т..ряла паруса мачты и захлёбываясь волной опускалась в тьму пучин где мелькают ф..сфорические глаза рыб. 4. Когда пот..нулись осоковые и трос..никовые зар..сли Ассоль совсем было пот..ряла из вида алое сверкание парусов но обежав излучину течения снов.. увидела их степен..о и неуклон..о бегущих прочь. 5. Он кашлянул и пр..сел на кончике той же скамьи на которой сидела Маргарита Николаевна.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Только в хорошие дни когда окружающая дорогу чаща полна солнечным ливнем цветами и тишиной Лонгрен отпускал Ассоль в город. 2. Выр..сшие в поле мы чуткие к зап..хам навсегда за­помнили тот особый зап..х что ощущали находясь в этом доме. 3. Наконец мне пр..шло в голову броситься в воду со скалы чтобы глубже нырнуть за счёт инерции прыжка. 4. Если человек познает свой внутрен..ий мир и выб..рет путь отвечающий ему это пр..ведёт его к счастью и благополучию. 

5. Мне пр..ходилось ночевать в стогах в октябре когда трава на рассвете покрывается инеем как солью. 6. Там где на карте были б..лота кое-где уже шумел молодой сосновый лес.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Осина бывает хороша только в летние вечера когда возвышаясь отдельно от низкорослого кустарника уп..рается в рде..щие лучи заходящего солнца. 2. Сидя за партой я внимательно слушал голос учителя не отвл..каясь на обычные шалости и старался запомнить всё что он говорит.

3. Мы всю ночь л..жали у к..стра др..мали и слушали как шумит море. 4. Он не хотел л..житься спать до пр..хода отца хотя спать ему хотелось нестерпимо. 5. Чтобы не заблудиться в лесах надо знать пр..меты. 6. Бывает очень радостно когда одна и та же пр..мета сохр..няется в лесах год за годом. 7. Я остался у него ночевать потому что началась в..юга.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Настоящими пр..метами сч..таются те которые определяют погоду и время. 2. Иногда в безоблачный день реки и озера мертвеют как будто из них навсегда ушла жизнь. 3. Кругом было так тихо как бывает в лесу только в холодную осен..юю ночь. 4. Он сказал что найдет обратную дорогу по солнцу. 5. Если задеть рукой или веслом за космы мха из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна. 6. Один раз когда он заз..вался наехала на него к..ляска. 7. Вдруг нало мной что –то зашумело будто невид..мая птица задела крылом вершины деревьев. 8. Их было трудно переубедить если они были уверен..ы в своей пр..воте.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Те самые листья которые недавно шумели под обл..ками теперь летят ко мне под окно. 2. Мы

лежали на мху и слушали как падают с веток старые сосновые шишки. 3. Пр..мет так много что о

них можно было бы написать целую книгу. 4. Глядя на дым можно определённо сказать будет ли завтра дождь. 5. Под вечер Беликов оделся пот..плее хотя на дворе было т..пло и поплёлся к Коваленкам. 6. Когда на каштанах расцветали ж..лтые и розовые свечи весна дост..гала разгара.

7. Ручеёк добежавший до моря и увид..вший перед собой неоглядные голубые пр..сторы не должен забывать тот родник высоко в горах от которого начался его путь по земле.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Ко мне прод..лжали пр..сматриваться почему-то ожидая что я соб..раюсь выкинуть какой-нибудь фокус. 2. И слышно как где-то очень далеко хрипло кричит старый петух в избе лесника. 3. Там где мы спускали лодку на пр..мятой траве стояла поджав хвост волчица с тремя волчатами и выла подняв морду к небу. 4. И мы увидели как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей п..латки. 5. Цвет озера особенно хорош осенью когда на ч..рную воду сл..тают ж..лтые и красные листья берёз и осин. 6. Они уст..лают воду так густо что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой бл..стящую ч..рную дорогу.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Алексей питался молодой сосновой корой которую сд..рал к..нжалом почками берёз и лип да еще зелёным мягким мхом. 2. Но этот цвет хорош и летом когда белые лилии лежат на воде как на необыкновен..ом стекле. 3. П..латку надо натягивать так чтобы она гудела как б..рабан. 4. Когда ветер раздв..гал облака земля млела под ярким солнцем. 5. Сквозь листву деревьев видно было как за рекой в лугах с..дилось солнце. 5. Луна посеребрён..ая лучами восходящего солнца была такой ясной точно она вымылась и пр..готовилась к празднику. 6. У заборов р..сли липы бр..савшие при луне широкую тень так что заборы и ворота совершен..о ут..пали в потёмках.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Следует заметить что Грэй в течени.. нескольких лет плавал с одним составом к..манды. 2. С тех пор собака не доверяла людям которые хотели ее пр..ласкать и поджав хвост убегала. 3. И когда Кусака от нечего делать выбегала к воротам становилась у порога и важно осматривала улицу н..кому уже не пр..ходило в голову дразнить её. 4. Маленькие ручейки пр..вратились теперь в бурные п..токи переправа через которые зан..ла у нас много врем..ни. 5. Тёмный лес стоял стеной и казалось пр..слушивался как тр..щат от мороза деревья. 6. Он говорил громко чтобы его было слышно в последних рядах.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз оторду вош..л в комн..ту Марьи Ивановны. 2. На одну зиму Кусака пос..лилась под тер..асой пустой дачи у которой не было сторожа и бескорыс..но сторожила её. 3. Когда пр..бежали дети шумные звонкоголосые быстрые и светлые как капельки разбежавшейся ртути Кусака зам..рла от страха и беспомощного ожидания. 4. За чаем видя что отцу не хочется разговаривать Нина тоже м..лчала. 5. Там где зак..тилось солнце край неба слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня. 6. Глаза его тр..вожно округлились словно он увидел перед собой нечто диковин..ое.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных

предложений.


1. Максим Максимыч отв..рнулся чтобы скрыть своё в..лнение и пош..л ходить по двору около своей повозки. 2. И когда все наперерыв стали л..скать Кусаку она долго еще вздрагивала при каждом прик..сновении л..скающей руки. 3. У меня было предчувствие и убеждение что с нами случится какое –нибудь несчастье. 4. Морозка понял что разговор окончен и уныло поплёлся в караульное пом..щение. 5. Каштанка прот..нула морду к тёмному окну в которое как ей казалось глядел кто –то чужой и завыла. 5. Хаджи Мурат пон..мал что говорят про него и весело улыбался.

6. Мысль о скорой разлуке со мной так поразила матушку что она ур..нила ложку в к..стрюльку и заплакала.



Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Я знал что с Савельичем спорить было нечего и позволил ему пр..готовиться в дорогу. 2. Кусаку хвалили при ней и за глаза и ж..лели только о том что при посторонних людях пр..ходивших в гости она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под тер..асой. 3. Она сидела охв..тив руками к..лени и печально глядела в окно по которому скатывались бл..стящие капли начавшегося дождя. 4. Челкаш чувствовал что он вор гуляка оторван..ый от всего родного н..когда не будет таким жадным низким не помнящим себя. 5. За ними кинулись хв..тая их за пятки две с..баки которые как известно не могут видеть бегущего человека.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. Под..езжая к лесу он увидел своего соседа сидящего верхом и поджидающего зайца которого мальчишки трещ..тками выгоняли из лесу. 2. Я окончательно удостоверился в том что заблудился и пош..л прямо по звёздам. 3. Чичиков загл..нул в щ..лочку двери из которой хозяйка высунула голову и увидев её сидящую за чайным столиком вышел к ней с весёлым и ласковым видом. 4. В огромной землян..ой чаше которая была отгорожена от реки камен..ой дамбой работало множество людей и машин. 5. Мне он рукописи не пок..зал пока мы не пр..шли в р..дакцию. 6. Одна ёлочка сук подняла как руку чтобы обнять тебя на ходу.


Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.


1. В последний раз когда пр..ходил к нам Антипыч с..бака его называлась ещё Затравка. 2. Холм на котором я нах..дился спускался почти отвесным обрывом. 3. Видно было как по краю дороги сп..шили куда –то облака. 4. Несмотря на то что наступил ноябрь дни стояли тёплые солнечные. 5. Темнота сгустилась так что нельзя было разл..чить человека на расстоянии двух метров. 6. Здесь начинался старин..ый графский парк в густой зелени которого были разбросан..ы красивые дачи цветники ор..нжереи и ф..нтаны. 7. Островок просматривался бы весь если бы не было деревьев. 8. Н..когда не отр..кайтесь от малого ибо из малого стро..тся великое.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!