СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью" содержит теоретический материал по данной теме. Таблица раздается каждому ученику и добавляется в "Справочник". Учащиеся используют ее при подготовке отдельных заданий, а также при подготовке к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью.»

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Место прямой речи

Схемы

Примеры

1.После слов автора.

А: «П»

А: «П!» или «П?» или «П…»

Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М.Л.).

2.Перед словами автора.

«П», - а.



«П?» - а.




«П!» - а.


«П…» - а.

«Это лошадь отца моего», - сказала Бела (М.Л.).


«Что ты здесь притаился?» - спросил Дубровский кузнеца. (А.П.).


«Трогайтесь!» - закричал он ямщикам (М.Л).

«Странно…» - подумал дьякон (А.Ч.).

3.Прямая речь разорвана словами автора:

а) на месте разрыва не было знака или стоял один из знаков – (,),(;),(-),(:);


б) на месте разрыва стояла точка;



в) на месте разрыва стоял (!), (?) или (…).




«П, - а, - п».





«П, - а. – П».




«П! – а. – П».




«П? – а. – П».



«П… - а. – П».




«Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимович, - что нынче будет погода» (М.Л.).

«Суда на пристани есть, - подумал я. – Завтра отправлюсь в Геленджик» (М.Л.).

«Егорушка! – раздался густой шёпот двух голосов. – Вставай, ехать» (А.Ч.).

«Не воротиться ли? – говорил он. – А то будет поздно».

«Да нет… - сказала женщина. – Всё равно не успеем».

4.В авторских словах 2 глагола со значением высказывания.

«П, - а: - П»

«Идём, - холодно сказал Макаров и угрюмо добавил: - Поторопись».

5.Прямая речь внутри слов автора.

А: «П», а.




А: «П?» - а.



А: «П!» - а.



А: «П…» - а.

Не успел я подумать: «Наверное, Таня не придёт», как она постучалась в дверь.

Только он подумал: «Где взять эти материалы?» - ему позвонили.


И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось легче.


Я начал было: «Можно вас попросить …» - и замолчал.

6.Диалог без слов автора.

«П1» - «П2»

«Откуда дровишки?» - «Из лесу, вестимо» (Н.Н).

7.В диалоге есть и слова автора.

А: «П1», - «П2», - а.





«П1?» - а. «П2»
, - а.









Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать» - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно. (Н.Г.).

«Как же вы поживаете?» - спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножку», ответил Старцев (А.Ч.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!