СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Знакомство детей с графическими приемами рисования через интерактивные игры .»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением в дополнительное образование программы «Живопись» (1-8) ФГОС у педагогов возникла необходимость пересмотра форм, методов и содержания, а также подходов к осуществлению образовательных стандартов. Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов  обучения  позволяет максимально активизировать учащихся, развивать их самостоятельность. Активное обучение – это целая система методов, требующих от учащихся творческих поисковых усилий, а не чисто механической работы. В интерактивном обучении  учащийся – субъект своей деятельности, который ориентируется на самостоятельный поиск новых знаний. 

Интерактивное обучение – это диалог самих обучающихся,  самостоятельное планирование своей деятельности–парной, групповой, коллективной и индивидуальной. К формам интерактивного обучения относятся интерактивные игры-деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия, интегрированные уроки,  исследовательская деятельность, игровые ситуации, имитационные  игровые занятия, тренинги;   к методам обучения – метод проектов, метод мозговой атаки и другие.  В своей работе стараюсь вводить новые интересные приемы и методы.                                                                                                                       Учебный предмет  «Рисование» в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Живопись» примыкает к предметам обязательной части программы. Он является дополнительной практической составляющей программы, так как содержит задания в виде  игровых упражнений для более глубокого изучения ряда тем основных учебных предметов в области изобразительного искусства.   

Просмотр содержимого документа
«« Знакомство детей с графическими приемами рисования через интерактивные игры .»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И.Чайковского»

Муниципального образования город Ноябрьск












Методическая разработка

по предмету рисование на тему:

« Знакомство детей с графическими приемами рисования через интерактивные игры .»





Преподаватель

Артемьева Ю.П.







Введение

С введением в дополнительное образование программы «Живопись» (1-8) ФГОС у педагогов возникла необходимость пересмотра форм, методов и содержания, а также подходов к осуществлению образовательных стандартов. Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет максимально активизировать учащихся, развивать их самостоятельность. Активное обучение – это целая система методов, требующих от учащихся творческих поисковых усилий, а не чисто механической работы. В интерактивном обучении учащийся – субъект своей деятельности, который ориентируется на самостоятельный поиск новых знаний.


Интерактивное обучение – это диалог самих обучающихся, самостоятельное планирование своей деятельности–парной, групповой, коллективной и индивидуальной. К формам интерактивного обучения относятся интерактивные игры-деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия, интегрированные уроки, исследовательская деятельность, игровые ситуации, имитационные игровые занятия, тренинги; к методам обучения – метод проектов, метод мозговой атаки и другие. В своей работе стараюсь вводить новые интересные приемы и методы. Учебный предмет «Рисование» в комплексе предметов предпрофессиональной программы «Живопись» примыкает к предметам обязательной части программы. Он является дополнительной практической составляющей программы, так как содержит задания в виде игровых упражнений для более глубокого изучения ряда тем основных учебных предметов в области изобразительного искусства.


Программа предмета «Рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Большинство тем примыкают к заданиям из курса предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» в виде краткосрочных игровых упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.


Графика - черно-белое изображение – это действительно волшебство, к которому мы настолько привыкли, что не ценим его по достоинству! А ведь если задуматься, что есть графика? Это совершенно особый мир, созданный художником на листе бумаги, который имеет мало общего с реальной жизнью. Он берет у реальности только часть. Но, тем не менее, мы воспринимаем этот мир как понятный и существующий!

 Графика – это чудо совершенно иного мира, который мы воспринимаем реальным!

Мы свободно домысливаем недостающие качества цвета, формы, объем. И художник, и зритель в этом случае являются Творцами!

Графика – это не фотография, где посмотрел и узнал то, что увидел.

Графика – это условность, которая заставляет работать наше воображение.


Любой рисунок начинается с линии, линия начало всех начал. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свои художественно –технические возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, лёгкой и тяжёлой, толстой и тонкой, кривой и даже непослушной. Известный художник –график В.А. Фаворский говорил «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».


Как уже говорилось выше, линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передаёт воздушную перспективу. Интерес к выразительности линии рождает ее характер. Характер линии выражает эмоции и чувства художника. У каждого человека и художников есть свой почерк, своя манера вести линию, обрисовывать контур предметов. И этот почерк может быть разным: строгим, непринужденным, энергичным. Художник не просто рисует свои картины-он создает образы своим характерным почерком: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные, пропуская их через себя, свою душу, используя при этом выразительные возможности графики.


Художественных материалов в графике много – это мягкий карандаш одного цвета, цветные карандаши, тушь, сангина, уголь, мел, пастель. У каждого графического материала есть свои выразительные средства. Например: уголь и сангина за счёт того, что они очень мягкие, создают эффект воздушности и дымки. Карандашом можно рисовать различные по направлению и характеру штрихи.

Штрих – это череда или ритм линий , которые могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и двигающимися по кругу, пересекающимися и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только лёгкость, воздушность , мягкость, плавность , нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту , агрессивность, и самое главное – это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.


Инструменты, используемые в графике, также дают большие возможности в создании рисунка. Например если на перо и кисть по -разному нажимать, линия получается различной толщины, длины и направления. Рисовать можно мягким простым карандашом или карандашом черного цвета, фломастерами, шариковой или гелевой ручкой черного цвета. Кроме карандаша художники любят рисовать тушью и тонким перышком, которое вставляется в специальную ручку. Некоторые даже умеют рисовать птичьим пером, для этого оно на конце подрезается.. Линии на этих рисунках получаются не такие длинные, как при работе с карандашом, но зато изящные и тонкие. Рисовать можно обыкновенной палочкой, которую легко сделать из палочки от мороженого. Опуская палочку в тушь надо рисовать быстро, выполняя наклонные штрихи тушь быстро заканчивается, образуя светлые пятна, это придаёт штрихам выразительность. Делая штрихи снизу вверх, можно нарисовать траву. А если провести по бумаге снизу вверх всеми нижним краем палочки, получатся могучие деревья, словно освещённые солнцем. Еще можно рисовать сломанным карандашом , тогда линия будет двойной и даже тройной. Больше всего ученикам нравятся задания, не отрывая руки от листа бумаги, и, не прерывая линию, рисование портрета своих друзей. Рисунки у детей получаются выразительными и интересными для изучениями другими детьми. В графике много интересных техник и приемов. Например - рисование нитками. В изображениях, выполненных при помощи ниток, можно увидеть элементы языка графики - это линию, и точку и пятно!. Однако при использовании этого приёма графические элементы получаются случайно, независимо от нас. Задача состоит в том, чтобы при получившемся изображении найти интересный образ, и, главное дорисовать его с использованием различных графических средств.(линии, точки, пятна.


Таким образом, мы понимаем, что рисунок является основой для любого изображения в изобразительном искусстве, средство познания и изучения действительности. С помощью только одного выразительного средства как линия можно создать разнообразие реального и воображаемого мира. Задача моя, как педагога, сформировать у учащихся представления о структурной основе любого изображения, о разнообразии средств рисунка, о одном из важнейших средств рисунка- линии, развивать воображение , совершенствовать навыки рисования через самостоятельный поиск детьми решений, поставленных проблем.

В начале учебного года по учебному предмету «Рисование» с детьми 1 класс (1-8) по программе «Живопись» я провожу уроки в форме интерактивных игр, активизирующих мотивацию к учебной деятельности, организующие положительный микроклимат в группе, познавательную активность детей и деятельный подход к проблеме выразительности рисунка.

Использование интерактивных игр на уроках рисования, повышает уровень активности учащихся, позволяет вступать всем участникам игры в диалогическое взаимодействие, а проблемно –задачный подход активизирует мышление учеников. Предлагаю активно использовать эти формы работы с детьми, проверенные на практике.














Основная часть Урок на тему: «Линия и ее выразительные возможности.»(1 класс восьмилетнего обучения, программа «Живопись»)

Цель: Формирование у учащихся о структурной основе любого изображения, о разнообразии выразительных средств рисунка, об одном из средств – линии. Помочь детям самостоятельно определять выразительные свойства линии, их виды и характер, показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа.

Развивать самостоятельность и познавательную активность, наблюдательность, фантазию, развивать навыки рисования разных линий. Помочь детям самостоятельно определять выразительные свойства линии, их виды и характер, показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа, сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью цвета и линий. Развивать эмоциональное восприятие природы через характер линий, показать разнообразие линий в природе.

Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Формировать навыки диалогического общения, навыки работы в парах и подгруппах.

Рекомендации: Проведение серии интерактивных игр рассчитано на 2 урока по 40 минут (по программе «Живопись» ФГОС). Дети заранее делятся на подгруппы и пары.

Организационный момент.

Дети делятся на подгруппы и пары.

Вводная беседа:

Педагог предлагает игру – путешествие в музей изобразительных искусств, показывает на интерактивной доске произведения известных художников –графиков. «Вид изобразительного искусства , в котором активно используется линия , как средство выразительности называется графика. Я предлагаю детям стать экскурсоводами и посетителями этого музея.

1. Игротренинг «Экскурсовод музея» Дети выбирают из своей подгруппы представителя, который принимает на себя роль экскурсовода. Задача – рассказать зрителям (детям) другой подгруппы ярко и эмоционально свое впечатление о картине. Дети могут задавать вопросы и добавлять свои эмоциональные впечатления. Возможность даётся каждому учащемуся поучаствовать в дискуссии.


2. Игротренинг «Здравствуй» детям предлагается «познакомиться» друг с другом (это первые занятия по рисованию в начале года у первоклассников, поэтому такие игры сближают детей и дают возможность запомнить имена участников игры) представителям из команд предлагается написать письменными буквами слово «Здравствуй» и рядом написать свое имя. А затем каждый показывает свою табличку друг другу (например 1 участник из 1 подгруппы и 1 участник из 2 подгруппы и далее соответсвенно).Таким образом дети быстро запоминают имена детей своего класса. Далее следует учебная задача. Предлагаем внимательно рассмотреть слово «Здравствуй», обращаем внимание, что имена все разные, а слово «Здравствуй» есть у всех. Чем отличается у каждого из вас это слово? Дети высказывают свои предположения. Приходят к выводу , что у каждого человека есть свой почерк – своя манера вести линию, обрисовывать контур предмета или писать буквы. У художников этот почерк тоже может быть разным : строгим, непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции , чувства художника.

Например для чертежей применяют жёсткую линию, для рисунка и набросков – лёгкую, живописную , певучую.

Можно поиграть в вариант этой игры «Напиши слово здравствуй по –разному»

1)аккуратно 2)сдержанно3)спеша куда-то4) стремительно- летящими буквами5)твердо6)робко.


3.Игра –упражнение –«Определи характер линии»

Подгруппам раздаются листочки на которых изображены разные линии , дети придумывают к ним определения(прилагательные), побеждает та команда которая придумает больше определений.





4.Игратренинг «Художники-портретисты» Задача нарисовать портрет (голова)

Волосы будут нарисованы разными линиями.

1 портрет «Умный мальчик или девочка (дети рисуют волосы буквами письменными или печатными, очки и т.д.)

2 портрет «Озорной мальчик или девочка»

3 портрет «Сказочный герой с определенным характером»

4 портрет «Кудрявый человек»

5 портрет « Растрепа»

6 портрет «Портрет -?» каждая подгруппа задаёт вопрос кто это? другой команде.

Можно провести с детьми игру на командное рисование портрета поочередно с дорисовыванием каждым участником , тем самым повысить двигательную активность, а также рисование портрета не отрывая руку от листа непрерывной линией.


5. Игра – релаксация «Море» Рассматривание под шум моря репродукций художников – моренистов. Затем детям раздаются репродукции художников, на которых изображено море в разных состояниях в разную погоду. Задача изобразить разное состояние моря линией . (1 команде достаётся- штиль, 2 команде – небольшое волнение при маленьком ветре, 3 –бушующее море, 4 – задача изобразить гребни волн прибрежных с пеной.)

Можно как вариант игры предложить найти в графическом изображении разные по типу волны и попробовать зарисовать их.



6. Игра –воображение «Образы» Линией мы еще обозначаем контур предмета , его край. Линия придумана как способ обозначения. Линия – способ создания образа. Показываем детям интересные варианты объединения образов нескольких в один. Часто художники используют такой приём в рисунке. Предлагаем детям придумать такой волшебный образ.



7. Игра – перевоплощение. Педагог показывает детям схемы разных линий (горизонтальную, вертикальную, наклонную, волнистую, зигзагообразную, спиралевидную, вращающуюся и т.д. ). Дети организуются в пары и показывают то что связывает эту линию с определенным образом ( дети другой подгруппы отгадывают.)



На 2 уроке учащиеся знакомятся через игры с таким свойством линии как ритм.


Разминка. В начале урока дети прослушивают разные музыкальные произведения (вальс, марш). В музыкальном произведении прослеживается последовательное движение звуков, образующих мелодическую линию. Задача подгруппы детей изобразить эти музыкальные произведения линией.



1 играпутешествие в страну «Графо». Этой страны нет ни на одной географической карте, но она есть везде, где живут любознательные дети. Как поспасть в эту волшебную страну? Дети дают варианты решений.(волшебная палочка, которой может стать карандаш, или гелевая ручка и другие графические материалы). В этой стране свой удивительный язык, который называется ШТРИХ.. Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, свойствах материала, передать не только лёгкость, воздушность, мягкость плавность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту.

2 игра-упражнение найди дорогу к волшебным животным в стране «Графо»

-Упражнение на штриховку с усилением нажима, разные штрихи по длине и наклону, упражнения на отрывные и неотрывные штрихи, меняющиеся паузы-просветы между штрихами, штрих–зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, волнообразный штрих-зигзаг, штрих в несколько рядов, штрих, двигающийся по кругу.

3. игротренинг « Чьи Уши, чьи хвосты? Детям предлагается отгадать, кому принадлежат те или иные части животного. А затем каждая пара детей или подгруппа сами придумывают наглядные загадки другой подгруппе или паре детей.



4. Игра – соревнование «Зоопарк» Дети соревнуются , кто придумает интереснее животных из разных штрихов(например только вертикальных или только горизонтальных и т.д.), животное может быть фантазийным.







В конце урока проводится с детьми «круглый стол» дети садятся в круг, вытягивают листочки с вопросами и отвечают на них. (например, «Что тебе больше всего понравилось на уроке?», «Что ты узнал?», «Чтобы ты хотел пожелать другой команде?»).















































Список используемой литературы.

1. Грек. В.А. «Рисую штрихом» 1992г. 2. Квач.Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей»2001г. 3.Коротеева Е. «Графика. Первые шаги» 2009г.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!