Конспект ООД
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»»
в старшей группе
Воспитатель: Вашанова Н.Н.
Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».
Цель: знакомство с творчеством В.Даля
Тип деятельности: тематическое.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;
- уточнять знания детей о временах года;
- обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитательные:
- воспитывать желание детей слушать произведение;
- воспитывать чувство уважения друг к другу;
- воспитывать желание познавать новое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».
Проблема: «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».
Предполагаемые результаты:
- обогатится словарный запас и расширится кругозор;
- сформируются навыки диалогичной речи;
- возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;
- закреплены знания о временах года.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку
На одном боку цветы расцветают,
На другом - плоды созревают,
На третьем – листья опадают,
На четвёртом - деревья засыпают.
Д: времена года
В: Посмотрите в окошко.
Какое время года наступило?
Д: весна
В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, птицы возвращаются, на деревьях набухают почки и т.д
В: Сколько всего времён года? Назовите их.
Д: зима, весна, лето, осень.
В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики. И послушаем загадки.
В: Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я ... (лето)
В: Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (осень).
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).
В: Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
Давайте возьмем воздушные шарики разного цвета и построимся по очереди, как времена года. Зеленый шарик –весна, красный – лето, желтый – осень, синий – зима.
В: Ребята, времена года идут друг за другом по порядку. Не бывать весне раньше зимы или осени раньше лета.
В: А теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. В. Даль – русский писатель. Жил много лет тому назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, загадки, сказки для детей и взрослых, собирал пословицы и поговорки. Посмотрите на его портрет. Еще он написал Толковый словарь русского языка. В нем собрано много слов русского языка, их значение.
Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно»?
В: означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
Мужики стали жать рожь.
В: Что означает выражение «жать рожь» ?
В: означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы .
В: А назовите зимние месяцы.
Д: декабрь, январь, февраль
В: А назовите весенние месяцы?
Д: март, апрель, май.
В: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите летние месяцы.
Д: июнь, июль, август.
В: назовите осенние месяцы ?
Д: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Д: В году 12 месяцев.
В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Д: Это недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?
Д: Это дни недели.
В: Давайте назовем дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Д: Это день и ночь.
В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?
Д: это год.
В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на круг. Здесь показан весь год. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности.
В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физкультминутку.
Повторяйте за мной (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Кулачки-бутоны сами
Так и брызнули цветами.
(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»
Приседают на корточки.
Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку выпрямляются, встают.
Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)
В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
В: Определение главной мысли сказки:
В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
В: Что сказочного?
Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.
Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать весну.