СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство детей старшей группы со сказкой-загадкой В.И. Даля «Старик - годовик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение сказки-загадки В.И. Даля «Старик - годовик», знакомство с творчеством В.Даля детей старшей грууппы. Конспект содержит загадки, вопросы к детям по материалам сказки.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство детей старшей группы со сказкой-загадкой В.И. Даля «Старик - годовик»»

Конспект ООД

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»»

в старшей группе

Воспитатель: Вашанова Н.Н.


 Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».

Цель: знакомство с творчеством В.Даля

Тип деятельности: тематическое.

Задачи:

Образовательные: 

продолжить учить понимать жанровые особенности сказки,  учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;

уточнять знания детей о временах года;

обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

развивать монологическую и диалогическую речь детей;

- развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

воспитывать желание детей слушать произведение;

- воспитывать чувство уважения друг к другу;

- воспитывать желание познавать новое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная,  двигательная,  музыкальная, познавательная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».

Проблема:   «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

 - обогатится словарный запас и расширится кругозор;

- сформируются навыки диалогичной речи;

- возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

- закреплены знания о временах года.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку

На одном боку цветы расцветают,

На другом  - плоды созревают,

На третьем – листья опадают,

На четвёртом  - деревья засыпают.

Д: времена года

В: Посмотрите в окошко.

Какое время года наступило?

Д: весна

В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, птицы возвращаются, на деревьях набухают почки и т.д

В: Сколько всего времён года? Назовите их.

Д: зима, весна, лето, осень.

В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики. И послушаем загадки.

В: Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ... (лето)

В: Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...  (осень).

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

В: Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (весна).

Давайте возьмем воздушные шарики разного цвета и построимся по очереди, как времена года. Зеленый шарик –весна, красный – лето, желтый – осень, синий – зима.

В: Ребята, времена года идут друг за другом по порядку. Не бывать весне раньше зимы или осени раньше лета.

В: А теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром   Ивановичем Далем более 100 лет назад. В. Даль – русский писатель. Жил много лет тому назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, загадки, сказки для детей и взрослых, собирал пословицы и поговорки. Посмотрите на его портрет. Еще он написал Толковый словарь русского языка. В нем собрано много слов русского языка, их значение.

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик  - годовик» 

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

В: Ребята,  кто знает , что означает слово «знойно»?

В:  означает  «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь» ?

В:  означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
  В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил  нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы  готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы .

В: А назовите   зимние месяцы.

Д:  декабрь, январь, февраль

В: А назовите весенние месяцы?

Д: март, апрель, май.

В: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите летние месяцы.

Д: июнь, июль, август.

В:  назовите осенние месяцы ?

Д: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Ребята, а сколько же в году месяцев?

Д: В году 12 месяцев.

В:  Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Д:  Это недели. 
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Давайте назовем дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.  

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? 

Д: это  год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на круг. Здесь показан весь год. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так  до бесконечности.

В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физкультминутку.

Повторяйте за мной  (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)

От солнышка весеннего лучики бегут,

Травушку-муравушку выглянуть зовут,

Вот проклюнулись росточки,

Потянулись вверх листочки,

Кулачки-бутоны сами

Так и брызнули цветами. 

(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»

 Приседают на корточки.

Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку    выпрямляются, встают.

Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)

В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. 

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать весну.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!