МАТЕРИАЛ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Манцуровой Натальи Ивановны
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1й день. ДАТА:
1. Знакомство со школьной жизни.
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО. ВВЕДЕНИЕ ЗНАКА «ПОДНЯТАЯ РУКА»
Задачи: научить знакомиться детей друг с другом и с учителем; выработка школьного правила «Поднятая рука» для поочередного высказывания, учимся слушать друг друга и учителя, правила посадки учеников за партой, как верно держать карандаш и ручку, при работе с ней; учимся монологической речи.
Оборудование: знак «Поднятая рука»; карточки на столы, воздушный шарик.
Ход занятия
Дети входят в класс. Выбираем себе шкафчики для вещей. Запоминаем цифру на своём шкафчике. Рассаживаемся за парты.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
-Вы рады, потому что познакомитесь с новыми ребятами?
-Потому что вы сегодня нарядны и красивы?
-Потому что вы сегодня первый раз пришли в школу?
- Потому что вы сегодня стали школьниками?
-Потому что вы встретились сегодня со своей учительницей? Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СЕБЕ
У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
ВЫРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ПРАВИЛА
У Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла? Давайте еще громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.
-Послушайте дети, что предлагает нам Настя. Молодец! А как ты придумала такой способ -поднимать руку? Ребята, давайте попробуем знакомиться способом «Поднятая рука», если хочешь
ответить - подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.
-Для чего нам нужно это правило?
Дети. Чтобы познакомиться.
У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».
В оздушный шарик.
—Понравилось ли вам отвечать по-школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Учитель берет в руки воздушный шарик..
—Кому я даю шарик- это человек должен назвать своё имя и передать шарик следующему по цепочке.
Дети, передавая шарик, знакомятся друг с другом. Последней шарик берёт учитель и ещё раз называет своё имя.
Карточки с именами.
-Давайте поиграем. Я буду называть имена с карточек, а те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и брать свою карточку. Эту карточку нужно поставить перед собой на парту.
Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не заберут карточки.
-А теперь на своей карточке вы рядом с именем рисуете, то что животное или предмет, на которое вы похожи.
Рассматриваем карточки, дети комментируют и объясняют, что они нарисовали.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Буква А.
Гласные звуки: а, о, и, ы, э.( работа на листах)
РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».
Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».
Репка
Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?
На доске вывешиваю героев сказки.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Если я говорю:
ДЕД - вы «рубите дрова»,
БАБКА – вы «вяжете»
ВНУЧКА – «подпрыгиваете»
КОШКА – «умываетесь»
ЖУЧКА – «машите хвостиком»
МЫШКА - «пищите»
Письмо.
ПОСТАНОВКА РУКИ:
Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.
МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ:
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ вертикальная линия, горизонтальная линия.
МАТЕМАТИКА:
РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.
- Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)
- Кто стоит первым? (дед)
- Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)
- Кто стоит перед мышкой? (кошка)
- Кто стоит за внучкой? ( Жучка).
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.
Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.
РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.
У кошки три котёнка,
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим.
Куда пропал один?
Вдруг видим из-за лавки
Его выносит кошка
Он первым встал на ножки
И вылез из лукошка.
- А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)
Кот Васька – рыболов,
Притащил большой улов:
Пять огромных окуней,
На 3 меньше карасей.
Какой же у кота улов?
Кто ответить мне готов? (7)
Надоело нашей внучке
По слогам слова читать.
Тогда стала наша внучка
во дворе ворон считать:
Одна на дереве сидит,
Ещё одна в окно глядит,
Три сидят на крыше,
Чтобы всё услышать.
Так скажите, сколько птиц
Насчитала внучка? (5)
Работа на листах. Понятия: столько же, больше, меньше, внутри ,снаружи.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора.