СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с рассказом А. Чехова "О любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с рассказом А. Чехова "О любви"»

Тема. Знакомство с рассказом А. Чехова «О любви»

Цель: повторить и расширить знания учащихся о Чехове; дать понятие «футлярной жизни»; выявить философский смысл рассказа; воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Оборудование: тексты произведения, раздаточный материал, иллюстрационный материал.

Словарная работа: футляр, духовное оскудение

Ход урока

Слово учителя.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - эти слова принадлежат А. Чехову. Сегодня мы поговорим об этом удивительном человеке, мастере слова, знатоке человеческой души.

Блиц – опрос

- Какие произведения Чехова вы прочитали?

- Назовите героев рассказа «Хамелеон».

- Назовите героев рассказа «Толстый и тонкий».

- Что объединяет эти рассказы?

- Чему учат рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий»?

Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое раскрывает еще одну сторону общественной жизни – бездеятельное существование, духовное оскудение, которое является опасностью для общества. Это явление называется «футлярная жизнь».

И. А. Бунин сказал о Чехове: «Удивительно он знал женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность». Так ли это? Попробуем убедиться в этом, познакомившись с рассказом «О любви».

Сообщение темы, целей, задач урока и восприятие материала.

Выступление подготовленного ученика.

Рассказ «О любви » был напечатан в 1898 году в 8 –м номере журнала «Русская мысль». Он имеет автобиографическую основу.

Лидия Алексеевна Авилова мужа выбрала «как вещь», испытывала к нему глубокое уважение, о любви не могло быть и речи. А Михаил Федорович, муж, не мог понять увлечение жены писательством и литературой. Чехов, познакомившись с Авиловой, помогал в публикации ее работ, выступал как рецензент, персональный критик. Переписка сменялась редкими встречами. Любовные переживания писателя нашли отражение в его рассказе.

Рассказ «О любви» - художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович к Авиловой. «Когда я читала рассказ впервые, - вспоминала она, - то тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение».

Знакомство с рассказом «О любви».

Беседа

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

- Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека?

- Какую роль играет любовь в жизни человека?

- Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Работа с текстом. Прочитать ответы из текста на поставленные вопросы.

- Что мы узнали об Алехине, о его стремлении «жить по правде»?

- Какие вопросы тревожили героя, когда он полюбил?

- Как ведет себя Анна Алексеевна?

- Какова судьба их взаимного чувства?

Составление кластера

Алехин – нерешительность, робость, слабохарактерность, безволие, несчастье.

Анна Алексеевна – жертва, раболепие, несчастье.

Словарная работа

Футляр - чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов.

Духовный – имеющий отношение к внутреннему миру человека.

Скудный – то же, что и бедный, нищий, неимущий.

Духовное оскудение - когда человек перестает морально расти и развиваться, довольствуется только физиологическими потребностями.

Анализ сцены прощания Алехина и Анны Алексеевны

- Как вы понимаете концовку рассказа?

- Что хотел сказать читателям автор?

- Что должен делать человек, чтобы сохранить живую душу?

Итог урока

- О чем мы сегодня говорили?

Любовь как поэтически – возвышенное , самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь.

Слова – ассоциации к слову

Счастье - ЛЮБОВЬ – радость – полет фантазии – поэзия – музыка души, искренность, нежность, взаимность.

      Заключительное слово учителя.

Ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной.

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь –  не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет:  слякоть, и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа

А песню нелегко сложить.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!