Тема. Знакомство с рассказом А. Чехова «О любви»
Цель: повторить и расширить знания учащихся о Чехове; дать понятие «футлярной жизни»; выявить философский смысл рассказа; воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.
Оборудование: тексты произведения, раздаточный материал, иллюстрационный материал.
Словарная работа: футляр, духовное оскудение
Ход урока
Слово учителя.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» - эти слова принадлежат А. Чехову. Сегодня мы поговорим об этом удивительном человеке, мастере слова, знатоке человеческой души.
Блиц – опрос
- Какие произведения Чехова вы прочитали?
- Назовите героев рассказа «Хамелеон».
- Назовите героев рассказа «Толстый и тонкий».
- Что объединяет эти рассказы?
- Чему учат рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий»?
Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое раскрывает еще одну сторону общественной жизни – бездеятельное существование, духовное оскудение, которое является опасностью для общества. Это явление называется «футлярная жизнь».
И. А. Бунин сказал о Чехове: «Удивительно он знал женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность». Так ли это? Попробуем убедиться в этом, познакомившись с рассказом «О любви».
Сообщение темы, целей, задач урока и восприятие материала.
Выступление подготовленного ученика.
Рассказ «О любви » был напечатан в 1898 году в 8 –м номере журнала «Русская мысль». Он имеет автобиографическую основу.
Лидия Алексеевна Авилова мужа выбрала «как вещь», испытывала к нему глубокое уважение, о любви не могло быть и речи. А Михаил Федорович, муж, не мог понять увлечение жены писательством и литературой. Чехов, познакомившись с Авиловой, помогал в публикации ее работ, выступал как рецензент, персональный критик. Переписка сменялась редкими встречами. Любовные переживания писателя нашли отражение в его рассказе.
Рассказ «О любви» - художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович к Авиловой. «Когда я читала рассказ впервые, - вспоминала она, - то тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение».
Знакомство с рассказом «О любви».
Беседа
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?
- Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека?
- Какую роль играет любовь в жизни человека?
- Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Работа с текстом. Прочитать ответы из текста на поставленные вопросы.
- Что мы узнали об Алехине, о его стремлении «жить по правде»?
- Какие вопросы тревожили героя, когда он полюбил?
- Как ведет себя Анна Алексеевна?
- Какова судьба их взаимного чувства?
Составление кластера
Алехин – нерешительность, робость, слабохарактерность, безволие, несчастье.
Анна Алексеевна – жертва, раболепие, несчастье.
Словарная работа
Футляр - чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов.
Духовный – имеющий отношение к внутреннему миру человека.
Скудный – то же, что и бедный, нищий, неимущий.
Духовное оскудение - когда человек перестает морально расти и развиваться, довольствуется только физиологическими потребностями.
Анализ сцены прощания Алехина и Анны Алексеевны
- Как вы понимаете концовку рассказа?
- Что хотел сказать читателям автор?
- Что должен делать человек, чтобы сохранить живую душу?
Итог урока
- О чем мы сегодня говорили?
Любовь как поэтически – возвышенное , самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь.
Слова – ассоциации к слову
Счастье - ЛЮБОВЬ – радость – полет фантазии – поэзия – музыка души, искренность, нежность, взаимность.
Заключительное слово учителя.
Ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной.
Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь – не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть, и пороша,
Но вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа
А песню нелегко сложить.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу.