Тема урока: Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится.
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Землю обмотали…
Тоненькие нити…
Нити параллели…
И зеленых рек…
Совершите чудо…
Руку протяните…
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
(Дети повторяют каждую строку). Учитель изменяет ритм. Что такое дружба? Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем
II. Речевая разминка
Светлячок
Светлячок! А где твой дом?
Я ищу тебя кругом.
Где ты прячешься? Скажи!
Я хочу с тобой дружить!
III. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на доску. Прочитайте про себя и определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.)
-Как называется стихотворение? («Светлячок»)
- Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.)
- Почему его так назвали?
(Он светится в темноте. Он отражает свет.)
- А где он живет? (В траве.)
- Прочитайте стихотворение «про себя».
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Разгадайте ребусы
-Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.)
Наш новый раздел называется «О братьях наших меньших».
- Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)
- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?
(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)
- Что подчеркивается словами «наши братья»?
(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)
- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?
(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)
- Сегодня мы поговорим о животных.
- Сформулируйте тему нашего урока.
«Братья наши меньшие».
IV. Работа по теме урока.
Прогнозирование раздела
- Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
(Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.)
- Откройте учебники на странице 125.
Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?
- Чему мы научимся?
- Чему мы будем учиться?
Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»
1) Знакомство с писателем
-Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126. (Н. Сладков.)
- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.
2) Прогнозирование чтения
Прочитайте ее название.
(«Они и мы»)
-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?
(Автор имеет в виду животных.)
Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?
(Автор имеет в виду людей.)
- Как вы думаете, о ком этот текст?
(О животных и людях, об отношении людей к животным.)
3) Словарная работа
- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.
- Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.
4) Первичное чтение текста (учителем).
Проверка первичного восприятия текста
-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?
(Научно-познавательный.)
-Докажите, что это научно-познавательный текст.
(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)
- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?
(Животные живут в лесах, полях, болотах).
А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?
(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)
- Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?
(Чтобы дать знания об окружающем мире.)
5) Вторичное чтение текста (детьми)
- Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»
6) Работа по содержанию текста
- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)
- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)
- Что за существа в шерсти? (Это звери.)
- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)
- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)
- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?
(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)
- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.
- Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные существа, обитатели.)
- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?
(«Не навреди!»)
- Как человек может навредить животным?
(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)
- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)
- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?
(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)
- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
Физкультминутка
Шли по крыше три кота.
Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели кисти на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота:
- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
IV. Продолжение работы по теме урока.
Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»
1) Знакомство с писателем
- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей)
- Прочитайте название стихотворения.
(«Кто кем становится»)
- О чем говорит это название? (Ответы детей)
Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его.
- Что нужно сделать в стихотворении?
(Вставить пропущенные слова.)
- Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно записать эти слова на карточке.
(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.)
2) Первичное чтение стихотворения.
Проверка восприятия стихотворения
-Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое оно?
(Веселое, шуточное.)
- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?
(Учитель спрашивает каждого ученика.)
- Сейчас почитаем стихотворение выразительно.
3)Выразительное чтение стихотворения
(Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».)
4. Игра «Кто у кого» - Работа в парах
- У вас на столах карточки с названиями животных. Запишите рядом названия детенышей животных.
У кошки — … . У собаки—… . У зайчихи —… . У утки—… . У овечки—… . У курочки—… . У ежихи—… . У коровы—… . У свиньи—… . У лисы—… . У рыбки—… . У лосихи —… . У волчицы—… . У скворчихи—… . | У кошки — котенок. У собаки — щенок. У зайчихи — зайчонок. У утки — утенок . У овечки — ягненок . У курочки — цыпленок. У ежихи — ежонок. У коровы — теленок. У свиньи — поросенок. У лисы — лисенок. У рыбки — малек. У лосихи — лосенок. У волчицы — волчонок. У скворчихи — птенец. |
V. Рефлексия
На уроке я работала…
Своей работой на уроке я…
Урок мне показался…
Мое настроение…
VI. Подведение итогов урока.
- Какой раздел мы начали изучать сегодня?
(«Братья наши меньшие»)
- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?
Чему нас учит этот раздел?
(Заботится о животных, жалеть их.)
Видео караоке песни «Не дразните собак».