СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится.»

Тема урока: Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаев «Кто кем становится.

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

Землю обмотали…

Тоненькие нити…

Нити параллели…

И зеленых рек…

Совершите чудо…

Руку протяните…

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

(Дети повторяют каждую строку). Учитель изменяет ритм. Что такое дружба? Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем


II. Речевая разминка

Светлячок


Светлячок! А где твой дом?

Я ищу тебя кругом.

Где ты прячешься? Скажи!

Я хочу с тобой дружить!


III. Самоопределение к деятельности.


- Посмотрите на доску. Прочитайте про себя и определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.)

-Как называется стихотворение? («Светлячок»)

- Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.)

- Почему его так назвали?

(Он светится в темноте. Он отражает свет.)

- А где он живет? (В траве.)

- Прочитайте стихотворение «про себя».

- Прочитайте стихотворение выразительно.


Разгадайте ребусы

-Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.)

Наш новый раздел называется «О братьях наших меньших».

- Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

- Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)

- Сегодня мы поговорим о животных.

- Сформулируйте тему нашего урока.

«Братья наши меньшие».


IV. Работа по теме урока.



  1. Прогнозирование раздела

- Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

(Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.)

- Откройте учебники на странице 125.

Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?



  1. Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»

1) Знакомство с писателем

-Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126. (Н. Сладков.)

- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.

2) Прогнозирование чтения

Прочитайте ее название.

(«Они и мы»)

-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?

(Автор имеет в виду животных.)

Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?

(Автор имеет в виду людей.)

- Как вы думаете, о ком этот текст?

(О животных и людях, об отношении людей к животным.)


3) Словарная работа

- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.

- Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.















4) Первичное чтение текста (учителем).

Проверка первичного восприятия текста

-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?

(Научно-познавательный.)


-Докажите, что это научно-познавательный текст.

(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)


- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).


А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)


- Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?

(Чтобы дать знания об окружающем мире.)



5) Вторичное чтение текста (детьми)

- Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»

6) Работа по содержанию текста

- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

- Что за существа в шерсти? (Это звери.)

- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?

(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.


- Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные существа, обитатели.)


- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?

(«Не навреди!»)







- Как человек может навредить животным?

(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)

- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)

- Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)



- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.


Физкультминутка


Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)


IV. Продолжение работы по теме урока.



  1. Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»

1) Знакомство с писателем

- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей)

- Прочитайте название стихотворения.

(«Кто кем становится»)

- О чем говорит это название? (Ответы детей)

Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его.

- Что нужно сделать в стихотворении?

(Вставить пропущенные слова.)

- Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно записать эти слова на карточке.

(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.)



2) Первичное чтение стихотворения.

Проверка восприятия стихотворения

-Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое оно?

(Веселое, шуточное.)

- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?

(Учитель спрашивает каждого ученика.)

- Сейчас почитаем стихотворение выразительно.

3)Выразительное чтение стихотворения

(Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».)





4. Игра «Кто у кого» - Работа в парах

- У вас на столах карточки с названиями животных. Запишите рядом названия детенышей животных.

У кошки — … .

У собаки—… .

У зайчихи —… .

У утки—… .

У овечки—… .

У курочки—… .

У ежихи—… .

У коровы—… .

У свиньи—… .

У лисы—… .

У рыбки—… .

У лосихи —… .

У волчицы—… .

У скворчихи—… .

У кошки — котенок.

У собаки — щенок.

У зайчихи — зайчонок.

У утки — утенок .

У овечки — ягненок .

У курочки — цыпленок.

У ежихи — ежонок.

У коровы — теленок.

У свиньи — поросенок.

У лисы — лисенок.

У рыбки — малек.

У лосихи — лосенок.

У волчицы — волчонок.

У скворчихи — птенец.



V. Рефлексия

На уроке я работала…

Своей работой на уроке я…

Урок мне показался…

Мое настроение…



VI. Подведение итогов урока.


- Какой раздел мы начали изучать сегодня?

(«Братья наши меньшие»)

- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?

Чему нас учит этот раздел?

(Заботится о животных, жалеть их.)



Видео караоке песни «Не дразните собак».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!