МКУ «Управление образования» г. Рубцовска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Занятие для детей 5-6 лет
«Знакомство с согласными буквами.
Буква и звук «Л».
Разработала:
Васюк Татьяна Павловна,
педагог дополнительного образования
г. Рубцовск
2021
Занятие для детей 5-6 лет
«Знакомство с согласными буквами.
Буква и звук «Л».
Цель: Знакомство с буквой Л.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство со звуком «Л», как согласным звуком, и его условным обозначением — синий квадрат;
Уточнить артикуляцию звука «Л».
Развивающие:
Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,
Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Воспитательные:
Оборудование: карточка с изображением буквы «Л», и на что она похожа (шалаш, слон, дрессировщик), картинка – Лунтик, листья, лопата, лук, прямоугольные листы белой бумаги, простые карандаши, линейки, ножницы (по количеству детей).
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Друг на друга посмотрели
И тихонько ровно сели.
Педагог: Дети, сегодня на занятие к нам придёт мультипликационный герой. Послушайте меня и попробуйте догадаться, кто…
Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.
Ответы детей.
Педагог вывешивает на доску картинку Лунтика.
(Приложение 1)
Педагог: Ребята, Лунтик приготовил для вас загадки, давайте их отгадаем.
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)
(Приложение 2)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
(Лопата)
(Приложение 3)
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
(Приложение 4)
Педагог: Молодцы! Правильно отгадали загадки. Давайте произнесём ещё раз отгадки и послушаем, какой звук первый во всех этих словах? С какой буквой мы будем сегодня знакомиться?
Ответы детей.
Педагог: Всё верно. С буквой Л. И имя нашего гостя тоже начинается со звука Л.
Я предлагаю вам послушать сказку про букву Л.
Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуком «Л».
Присказка:
Сказка от начала начинается,
До конца рассказывается,
В середине не перебивается.
А кто сказку перебьёт,
Сказка сразу и уйдёт.
М. Скребцова «Сказка о букве Л».
- Да, дуб - красивое дерево, - сказала буква Л, - настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.
Л - буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово - «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.
Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» - совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, - в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!
Педагог:
Что вам понравилось в сказке?
Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово?
Ребята, а в каком слове немало волшебного спрятано?
Какие звуки чаще всего встречаются в сказке?
В каких словах?
Ответы детей.
Молодцы, дети!
Ребята, какие буквы мы с вами выучили на предыдущих занятиях? Какие они? Почему они гласные?
Ответы детей.
Педагог: А давайте попробуем произнести звук «Л». Получается его спеть? Воздух при его произнесении выходит легко или встречается какое-то препятствие?
Ответы детей.
Педагог: Правильно. Воздух при его произнесении встречает препятствие – язык. Звук «Л» - согласный звук… А кто уже знаком с буквой «Л» и сможет сказать, на что она похожа?
Ответы детей.
Педагог вывешивает изображение буквы «Л».
Педагог: Давайте послушаем стихи про букву «Л».
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
(В. Степанов)
(Приложение 5)
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
(Г. Виеру)
(Приложение 6)
Дрессировщик
Буквой машет.
Перед ним
Лошадка скачет.
(Е. Тарлапан)
(Приложение 7)
Педагог вывешивает к каждому стихотворению соответствующую картинку с изображением похожей буквы (шалаш, слон, дрессировщик).
Педагог: Дети, согласные буквы так называются, потому что они созвучны с гласными буквами, и вместе с ними образуют слог. И теперь мы с вами можем составить слоги из буквы «Л» и ранее изученных гласных. И начнём учиться их читать. Давайте попробуем.
Педагог вывешивает слоги и произносит стихотворение, читают вместе с детьми:
Лодка по реке плыла,
Букву Л она везла.
Подплыла к причалу А,
Прочитаем, дети. (ЛА)
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе. (ЛО)
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно. (ЛУ)
Подплыла к причалу Ы,
Прочитаем тихо. (ЛЫ)
Подплыла к причалу Э,
Прочитаем громко. (ЛЭ)
(Приложение 8)
Молодцы, ребята!
А теперь давайте немного отдохнём
Физкультминутка
Нет на свете легче дел,
Чем составить букву « Л».
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске - руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево - вправо, влево - вправо.
Получается на славу.
Педагог: Очень хорошо. Немножко отдохнули. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Чистоговорки». Чтобы потренироваться чисто произносить звуки «Л» и «ЛЬ».
Смотрим на экран, повторяем вместе со мной.
Дети выполняют упражнение «Чистоговорки. Звук Л».
Педагог: Молодцы!
А теперь посмотрите, ребята, Лунтик приготовил для вас задание. Я вам раздам листы бумаги, и мы по просьбе Лунтика должны их будем превратить в букву Л.
Дети вырезают из прямоугольного листа бумаги букву Л.
Педагог: Посмотрите, какие буквы у нас получились! А теперь домашнее задание:
Раскрасьте свою букву в такой цвет, какое придумаете слово, начинающееся со звука «Л» или «ЛЬ». И на следующем занятии покажете всем свою букву и расскажете, например, так «Моя буква зелёного цвета, как листик» или «Я раскрасил букву в жёлтый цвет, как лимон».
Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями, Лунтик очень доволен. Теперь он будет ждать ваши разноцветные буквы. И на следующем занятии мы с ним встретимся.
Рефлексия
Педагог:
Вам понравилось сегодняшнее занятие?
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Какая это буква, гласная или согласная?
Ответы детей.
Педагог: Я вас очень хвалю, вы меня порадовали своими знаниями. До свидания, дети!
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Л А Л О
Л У Л Ы
Л Э