СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство с творчеством русских иконописцев в свете духовно-нравственного воспитания детей на занятиях изобразительного творчества»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Знакомство с творчеством русских иконописцев в свете духовно-нравственного воспитания детей на занятиях изобразительного творчества»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области» «Знакомство с творчеством русских иконописцев в свете духовно-нравственного воспитания детей на занятиях изобразительного творчества» Подготовила: Бердяева Ольга Павловна  педагог дополнительного образования г. Димитровград 2021г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»

«Знакомство с творчеством русских иконописцев в свете духовно-нравственного воспитания детей на занятиях изобразительного творчества»

Подготовила: Бердяева Ольга Павловна

педагог дополнительного образования

г. Димитровград 2021г

«В гости к Богу не бывает опозданий...»         В. Высоцкий  Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.  Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

«В гости к Богу не бывает опозданий...» В. Высоцкий

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания являются:

Образовательные:

  • познакомить детей с работами русских иконописцев;
  • расширять кругозор и знания о культуре и верованию по средствам приобщения к искусству;
  • научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой.

Развивающие:

  • развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве;
  • приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формировать художественный вкус.

Воспитательные:

  • формирование основ духовно – нравственных ценностных ориентаций у детей;
  • создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у школьников;
  • формировать - воспитание, уважение и любовь к своей семье, дому, школе, малой Родине, уважительное отношение к обществу (государству );
  • воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к близким, способность к сопереживанию, быть ответственным, добрым, приходить на помощь людям.
 Считается, что рукой иконописца движет Бог.   Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Спас Нерукотворный. Художник - Дёгтев И.О  Икона же представляет собой откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку.  Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.  . Икона «Спас Елеазаровский»

Считается, что рукой иконописца движет Бог. 

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.

Спас Нерукотворный. Художник - Дёгтев И.О

Икона же представляет собой откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку.

Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.

.

Икона «Спас Елеазаровский»

 Вместе с православием  Русь  позаимствовала у  Византии и живопись, которая до XVII века сводилась лишь к церковным иконам и фрескам. Первоначально храмы оформляли византийские мастера или их ученики. Но в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться.   Давайте познакомимся с известными художниками которые внесли в церковное искусство значимый вклад и меняли стиль русской иконописи на протяжении XIV–XVII веков.

Вместе с православием  Русь  позаимствовала у  Византии и живопись, которая до XVII века сводилась лишь к церковным иконам и фрескам. Первоначально храмы оформляли византийские мастера или их ученики. Но в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться. Давайте познакомимся с известными художниками которые внесли в церковное искусство значимый вклад и меняли стиль русской иконописи на протяжении XIV–XVII веков.

Феофан Грек  Иконописец родился в Византии в 1340 году. в 1370-х годах он приехал в Новгород, где стал известным мастером. В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето оформил  церковь Спаса Преображения на Ильне улице . Многие фрески сохранились. Самая крупная фреска Христос Пантократор - изображение Спаса Вседержителя в куполе. Он укутан в голубой хитон, в одной руке держит Евангелие, другой благословляет. Вокруг порхают серафимы, а в барабане, основании купола, изображены праотцы и пророки.

Феофан Грек

Иконописец родился в Византии в 1340 году. в 1370-х годах он приехал в Новгород, где стал известным мастером. В 1378 году по заказу боярина Василия Машкова художник за одно лето оформил  церковь Спаса Преображения на Ильне улице . Многие фрески сохранились.

Самая крупная фреска Христос Пантократор - изображение Спаса Вседержителя в куполе. Он укутан в голубой хитон, в одной руке держит Евангелие, другой благословляет. Вокруг порхают серафимы, а в барабане, основании купола, изображены праотцы и пророки.

 В начале 1380-х годов Феофан Грек переехал в Москву, к этому времени у него уже сформировалась своя школа. Вместе с учениками иконописец расписывал храмы Московского кремля, оригинальные фрески воссоздавались последователями художника. Считается также, что именно Феофан Грек написал деисусный чин  современного иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек расширил его до 11 фигур, а также впервые в русской иконописи изобразил их в полный рост.   Его же кисти приписывают Донскую икону Божией Матери.

В начале 1380-х годов Феофан Грек переехал в Москву, к этому времени у него уже сформировалась своя школа. Вместе с учениками иконописец расписывал храмы Московского кремля, оригинальные фрески воссоздавались последователями художника. Считается также, что именно Феофан Грек написал деисусный чин  современного иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек расширил его до 11 фигур, а также впервые в русской иконописи изобразил их в полный рост. Его же кисти приписывают Донскую икону Божией Матери.

Даниил Черный (около 1350 - около 1428)  Самодостаточнейший художник, иконописец, монах, он отличался от многих своих современников не только уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.  Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра).

Даниил Черный (около 1350 - около 1428)

Самодостаточнейший художник, иконописец, монах, он отличался от многих своих современников не только уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра).

Икона «Сретение» из иконостаса Успенского собора во Владимире. Совместный труд Андрея Рублева и Даниила Черного. Около 1408 г. Апостол Павел

Икона «Сретение» из иконостаса Успенского собора во Владимире. Совместный труд Андрея Рублева и Даниила Черного. Около 1408 г.

Апостол Павел

Фреска « Страшный суд » Успенский собор, город Владимир  (совместная работа с А. Рублевым).

Фреска « Страшный суд » Успенский собор, город Владимир (совместная работа с А. Рублевым).

Андрей Рублев (около 1360 - около 1428)    Известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства.  Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

Андрей Рублев (около 1360 - около 1428)  

Известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

 Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Дионисий (около 1440 - 1502)    Дионисий  — известнейший московский иконописец и изограф конца XV — начала XVI веков. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век).

Дионисий (около 1440 - 1502)  

Дионисий  — известнейший московский иконописец и изограф конца XV — начала XVI веков. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век).

Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.

Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.

Уникальные фрески Дионисия. Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь, основанный на рубеже XIV -XV веков находится в село Ферапонтово Вологодская области.

Уникальные фрески Дионисия. Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь, основанный на рубеже XIV -XV веков находится в село Ферапонтово Вологодская области.

Симон Ушаков (1626 - 1686)  Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса «обмирщения» церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи. Самая знаменитая его работа - Икона

Симон Ушаков (1626 - 1686)

Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса «обмирщения» церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи. Самая знаменитая его работа - Икона "Тайная вечеря" Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, Московская область.

«Древо Государства Российского»

«Древо Государства Российского»

Иконы находящиеся в Государственном историческом музеи г. Москвы Владимирская икона Божией Матери (фрагмент). Спас Нерукотворный. Конец 1660-х − начало 1670-х.

Иконы находящиеся в Государственном историческом музеи г. Москвы

Владимирская икона Божией Матери (фрагмент).

Спас Нерукотворный. Конец 1660-х − начало 1670-х.

Федор Зубов  После смерти Симона Ушакова царским знаменщиком, то есть руководителем жалованных иконописцев Оружейной палаты, стал мастер Федор Зубов.  Стилистические приемы Зубова видны в иконах «Илья Пророк в деяниях», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Вознесение» и «Благовещение» — мастер написал их по заказу купцов Скрипиных для  церкви Ильи Пророка  в  Ярославле . Сцены из жизни святых он вписал внутрь икон — изобразил на фоне крупных фигур пророков Ильи и Иоанна, а не в раме, как это было принято раньше.

Федор Зубов

После смерти Симона Ушакова царским знаменщиком, то есть руководителем жалованных иконописцев Оружейной палаты, стал мастер Федор Зубов. Стилистические приемы Зубова видны в иконах «Илья Пророк в деяниях», «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», «Вознесение» и «Благовещение» — мастер написал их по заказу купцов Скрипиных для  церкви Ильи Пророка  в  Ярославле . Сцены из жизни святых он вписал внутрь икон — изобразил на фоне крупных фигур пророков Ильи и Иоанна, а не в раме, как это было принято раньше.

Вознесение Господне. 1660. Церковь Ильи Пророка, Ярославль Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы. 1678. Оружейная палата, Москва

Вознесение Господне. 1660. Церковь Ильи Пророка, Ярославль

Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы. 1678. Оружейная палата, Москва

Гурий Никитин (1620 - 1691)  Крупнейший костромской мастер русской стенописи XVII века. Именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.  В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского. «Песнь песней» Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в городе Кострома.

Гурий Никитин (1620 - 1691)

Крупнейший костромской мастер русской стенописи XVII века. Именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

«Песнь песней» Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в городе Кострома.

«Песнь песней» Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в городе Кострома

«Песнь песней» Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в городе Кострома

Смерть сына сонамитянки. Фреска церкви Ильи-пророка в Ярославле. 1680–1681 годы

Смерть сына сонамитянки. Фреска церкви Ильи-пророка в Ярославле. 1680–1681 годы

Икона Богоматерь Фёдоровская Икона Спас Вседержитель

Икона Богоматерь Фёдоровская

Икона Спас Вседержитель

Икона Троица Икона Кирик и Улита

Икона Троица

Икона Кирик и Улита

Итоги:  Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. Именно занятия по изобразительному творчеству требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому учащемуся в будущем. Именно на занятиях изобразительного творчества происходит  духовно-нравственное  воспитание  личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому и сохранить истоки своей культуры, верования и обычай.

Итоги:

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. Именно занятия по изобразительному творчеству требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому учащемуся в будущем. Именно на занятиях изобразительного творчества происходит  духовно-нравственное  воспитание  личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому и сохранить истоки своей культуры, верования и обычай.


Скачать

© 2022 102 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!