СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс УМК "Гармония"

Просмотр содержимого документа
««Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»»

Конспект урока на 22.01.18г

Класс: 3 класс

УМК «Гармония»

Урок: русский язык

Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Цель: познакомится с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться).

Планируемые результаты:

Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение нужной информации, структурирование ее, ориентироваться в учебнике, в схемах учебника; наблюдать и делать простые выводы; выполнять задания по аналогии; понимать информацию, представленную в схеме; переводить ее в словесную форму.

Регулятивные: ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения, высказывать своё мнение, слушать и понимать других.


Личностные: представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи, элементы способности оценивать свои достижения и трудности, эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, желание умело им пользоваться.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Сегодня на уроке вспомним все, что выучили о глаголах. И это поможет нам решить новую орфографическую задачу, открыть новую «тайну» глагола.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Настраиваются на урок


Записывают

2.Актуализация знаний

А сейчас отгадайте загадку:

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ...

Глагол - это…



Глаголы изменяются по…

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …

Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…






Глагол

- Часть речи, которая обозначает действие предмета

- временам и числам

-числам, лицам


- числам и родам

- Что делать? Что сделать?

3.Определение темы и цели урока

- Итак, ребята, сегодня нам предстоит узнать еще одно правило написания глаголов. Но для этого надо быть очень внимательными.


Послушайте внимательно слова:

СТАРАЕТСЯ, ПОСЛОВИЦА, СТРЕМИТЬСЯ, УЧЕНИЦА, ТРУДИТЬСЯ, УЧИТСЯ, СИНИЦА

- Что интересного вы услышали во всех этих словах? Чем они похожи?

- А теперь посмотрите, как эти слова пишутся.

- Что вы заметили при написании слов?


- Прочитайте слова, в которых слышится и пишется ца? Какой частью речи они являются?


- Существуют ли проблема их написания, если слышим ца и пишем ца.

- Ребята, а какой частью речи являются другие слова?

- Что произносим, а что пишем в глаголах?


- Существует ли проблема в написании тся и ться?

- Это орфограмма, опасное место написания.

- Какая будет тема нашего урока?






- Над чем мы будем работать на уроке?









слушают


- В конце слов слышится [ца]

-В одних словах пишется ца, в других тся, ться

- Пословица, ученица, синица

Имена существительные

-Нет

-глаголы

- Произносим ца, а пишем тся или ться

- Да


Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах

- учиться определять написание тся, ться у глаголов

4.Работа над темой урока

-Прочитайте запись на доске.

Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].

- Что это?

- Как вы понимаете эту пословицу?







- Найдите в ней глаголы.


- Докажите, что это глаголы. Давайте произнесём их.




- Какие звуки слышим на конце глаголов?

- А можно писать в глаголах сочетание – ца?

- Давайте откроем ещё один секрет русского языка:

У глаголов – … не пишется, а пишется только –… или –….

Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся.

- А можете решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

- Почему не можете?




-Пословица

-В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни. Если сейчас учиться грамоте, потом знания пригодятся в жизни.

- учи[ца], пригоди[ца] - Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»

-[ца]






-Потому что не знаем правила

5.Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос,

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Шагаем на месте. Хлопаем в ладоши. Присели. Показали руку, нос. Хлопаем в ладоши. Прыжки на месте.

6.Продолжение работы по теме урока

- Где мы можем найти подтверждение этому?

- Правило будем открывать сами. Давайте дадим характеристику глаголам.

–Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать?

учит.ся

пригодит.ся

Что делать?

Что сделает?

Неопределённая форма

Будущее время, 3 лицо, ед.ч.

ться

тся

- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? А что такое -ся?

- Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы?

- Какое окончание имеет глагол «пригодится»? Какое это окончание? Есть ли в окончании ь?

- Как будем писать глаголы 3-го лица?

- Сделаем вывод.






- Как по- другому можно определить какое сочетание писать?

- Запомнить это правило вам поможет стишок.

Прочитайте его.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То его в глагол мы вносим.

- Вы можете пользоваться любым способом.

– Сверить свои выводы вы можете в учебнике. (Учебник с. 17 № 382.)



- А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться

По рисунку вспомнить пословицу и записать на доске. В глаголах с тся подчеркнуть орфограмму.
Любишь ката[ца], люби и саночки возить.
Друзья познаю[ца] в беде.

Игра «Засели дом» (дополнительно).

– Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч.; а во втором подъезде – глаголы неопределенной формы.

У детей на столах карточки такого вида:


Ученик готови[ца] к уроку. Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

Уборка класса переноси[ца] на среду. На ветку сади [ ца] птица.

Утром не забудь умы[ца]. Я люблю учи[ца].

Девочка наряжае[ца]. Не надо руга[ца]!

- Поменяйтесь работами с соседом по парте и оцените её по образцу на экране

без ошибок - отлично

1-2 ошибки - хорошо

больше 2 - надо потренироваться.

- У кого ошибки? Назови причину?

- Молодцы! Вы сумели понять причину своих ошибок и в следующий раз не ошибётесь!



- В учебнике. Правило



-Поставить вопрос






-ть, постфикс


-ться


-ит, личное, нет


- С сочетанием –тся. - - Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся

- По вопросу. Если в вопросе есть –ь- пишем ться, если нет в вопросе –ь- пишем тся











Тренируются с гаголами




Заселяют слова в дом


















взаимопроверка

7.Итог урока

- Какая была тема урока?



- Какую цель мы ставили на уроке?



- В каких случаях мы пишем перед  ^ –ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^ –ся  ь знак?


-Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.

-познакомится с новой орфографической трудностью.

- ответы детей

8.Рефлексия

Желтый листок - на уроке были непреодолимые трудности

Зеленый листок – трудности были, но они преодолены

Яблоко - урок прошел плодотворно

Оценивают свою работу

9.Домашнее задание

Стр18 № 385





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!