СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство со звуком и буквой Н н

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 1 классе для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком и буквой Н н»

ГБОУ «Заинская школа № 9»
















«Знакомство со звуком и буквой Н н»







Открытый урок по предмету «Чтение»

в 1 классе

провела учитель I квалификационной категории

Шайхулова Е. М.

в рамках недели начальных классов
















2023 год

Класс: 1

Дата:

Тема урока: «Знакомство со звуком и буквой Н н».

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с согласным звуком [н], буквами Н, н.

Задачи урока: формировать навык плавного чтения прямых и обратных слогов с буквой н; тренировать школьников в чёткости произношения звуков; способствовать развитию фонематического слуха; учить правильно отвечать на вопросы, подражать выразительной речи учителя; формировать умение находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику, соотносить с буквой; корригировать и развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие; развивать мышление, память, воображение, речь учащихся; воспитывать и прививать культуру поведения на уроке, дисциплинированность.

Оборудование: наборное полотно, касса букв, «городок букв», предметные картинки, игрушечный паровоз с красными вагончиками, индивидуальные зеркала, фишки (как призы за правильные ответы).


Ход урока

I. Организация начала урока

- Здравствуйте. К нам на урок пришли гости. Повернитесь, посмотрите. Мы сегодня покажем чему мы научились, как хорошо мы работаем на уроке. Покажем, что мы знаем и соблюдаем правила поведения на уроке. Садитесь.

- Сегодня 16 ноября, четверг. Какой сейчас урок? (Чтение).


Настрой на урок.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.


Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

- У вас на парте должен лежать букварь, пенал, палочки, карточки с буквами.

- На уроке сидим правильно: спинка прямая, ноги на полу.


3. Актуализация знаний

- Ребята, повторим изученные буквы. Наберите побольше воздуха – вдох. Песня должна получиться длинная. Первая песня «А-а-а-а!». Вторая песня «У-у-у-у!» Следующая песня «О-о-о-о!»

- А сейчас споем их песню, сначала тихо, а потом громко: а-а-а-у-у-у-о-о-о.

- Встречал ли воздух преграду, когда мы пели эти звуки? (Нет)

- Какие звуки мы пропели? (Гласные)

- Почему мы их так называем? (Поются, воздух не встречает преграды и свободно с голосом выходит).

- В каком домике живут гласные? (В красном) СЛАЙД 1

- Какие звуки мы еще знаем, произнесите.

- [М]. Какую преграду встречает воздух? (Губы)

- [Х]. [С]. Как мы произносим этот звук?

- Можем спеть эти звуки? (Нет)

- Как мы называем эти звуки?

- В каком домике они живут) (В синем) СЛАЙД 2

- Повторим изученные слоги


II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

1. Артикуляционная гимнастика

«Веселый язычок»

Жил - был весёлый язычок

Длинный- длинный, вот такой.

Проснулся утром язычок

Почистил зубки, СЛАЙД 3

Выглянул в окно,

Посмотрел направо,

Посмотрел налево, СЛАЙД 4

Побежал на улицу,

Покачался на качелях. СЛАЙД 5

А потом пришел в школу

На урок.

2. Целеполагание

- Все ли звуки и буквы нам известны?

- Хотите познакомиться с новым звуком и буквой?


III. Изучение нового материала

1. Знакомство с новым звуком


На презентации картинка с изображением ножа. СЛАЙД 6


- Ребята, посмотрите на картинку, что изображено на ней (Нож).

- Давайте произнесём слово «Нож» хором. Произнесём слово «Нож» по очереди (Дети произносят).

- Назовите первый звук в слове «Нож».

- Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся? [н]

- Произнесём его вместе отрывисто хором: н-н-н.


Когда мы произносим звук Н:

- видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты.

- кончик языка прижат к верхним зубкам.

- выдыхаем через нос.

- Попробуем зажать нос и произнести звук [н].

- Не получается. Так как прохождению звука мешают язычок и зубы, звук выходит через нос.

Характеристика звука [н] по артикуляционным признакам.

- Произнесите звук [н], воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие? (Встречает препятствие)

- Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)

- Что происходит с губами? (Губы размыкаются)

- Раз струя воздуха встречает преграду, можем мы спеть этот звук? (Нет)

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)

- Давайте вместе ответим полным ответом: [н] – звук согласный, потому что есть преграда.

На экране картинка с изображением слов, в которых встречается звук [н] (ножницы, носорог, носок, нитки, медведь).

- Посмотрите на картинку, назовите мне слова, начинаются со звука [н].

- В нашем классе есть ребята имена, которых начинаются на букву «Н»? (Нурислам)


НЕЙРОРАЗМИНКА


2. Знакомство с буквой Н, н.

- Звук [н] мы слышим и произносим, а вот пишем и видим букву "Н" СЛАЙД 8

- Рассмотрите её.

- Ребята, посмотрите на что похожа буква «Н». (Ответы детей)

СЛАЙД 9

Раздаю детям печатную букву «Н».

- Посмотрите, перед вами лежит буква «Н». Указательным пальцем обведите букву.

- Из каких элементов состоит буква? (Из палочек)


Конструирование печатной буквы

На партах у каждого палочки.

- Палочки какого цвета возьмете чтобы сделать букву «Н»? (Синего)

- Сложите букву «Н» из палочек (дети самостоятельно складывают букв «Н»).

- Кто поможет собрать букву на доске?

- Молодцы! В доме, какого цвета будет жить буква «Н»? (В синем) СЛАЙД 10

- Почему? (Это согласный звук и не поётся).

Место в ленте букв

- Найдите букву «Н» на ленте букв.


- Слева от буквы «Н» составим букву «А».

- Палочки какого цвета возьмете? (Красные)

- Прочитайте слог. (АН)

- Слева от буквы «Н» составим букву «У».

- Палочки какого цвета возьмете? (Красные)

- Прочитайте слог. (УН)


Музыкальная физминутка


IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с букварной страницей

Работа по букварю.

Работа по развитию звукового анализа слов

- Откройте букварь. Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Нож, ножницы, лимон).

Определение позиции звука в словах (в начале, середине, конце).

- Где находится звук?

- На доске схема слова. Где мы поставим синий кружок?

Учитель выкладывает на доске.

Дети рассматривают и читают буквы, напечатанные в квадрате в левом верхнем углу страницы.

Игра «Подружим буквы»

- Давайте подружим букву «Н» с другими буквами и научимся читать слоги.

Дети выходят к доске. Составим слоги АН, УН, ОН. (В руках у детей буква, ребята произносят звук и идут на встречу друг другу).

- Ставим указательный палец на буквы «Н» и ведём его к букве «А». Читаем протяжно н-н-н, пока палец дошел до буквы «А» (Чтение по одному потом хором)

- Какой слог мы прочитали? (на)

- Составим слог «на» из букв которые лежат у вас на столе.

- Найдите слог «на» у меня на столе (Выходит один ребенок, и доске и выставляет слог «на»).

Итак, каждый слог «на», «но», «ну».

Аналогичная работа над обратными слогами «ан», «он», «ун». Чтение каждого 1-2 человека.

- Ребята, посмотрите на доску (карточки со словами нос, сон).

- Давайте прочитаем слова.

К доске по очереди выходят дети и читают слова. Затем хоровое чтение.

Гимнастика для глаз.

- Выполните упражнения по моей команде;

- Зажмурились – удивились - поморгайте глазками;

- Смотрим (не поворачивая головы) на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.


- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Мама укладывает спать ребёнка)

- Посмотрите на малыша, он вытянул вперёд руки и что-то говорит маме.

- Давайте прочитаем, что же ребёнок говорит маме. (Мама, сам усну.)

- Читают два, три ученика по очереди.

- Что мы с вами прочитали? (Предложение).

- Сколько слов в предложении? (Три)

- Выложим схему предложения на доске. К доске выходит один ребёнок, выкладывает схему и читает предложение. Сначала один, затем хором.


Коррекция фонематического слуха.

- Я произношу звуки, вы хлопаете в ладоши, если услышите звук [н].

Н, Л, М, Н, Б, Н, Д, Н, Т, Н…


Физминутка «Минутка тишины»

Учащиеся проговаривают вместе с учителем текст:

Мы читали, мы читали,

На уроке все устали,

А теперь мы отдохнём,

Сладко, сладко все уснём.

Школьники кладут голову на руки на парту и замирают, дожидаясь команды: «Все проснулись, потянулись, друг на друга оглянулись и к работе все вернулись».


Игра «Буква спряталась».

- На картинке найдите букву «Н». Раскрасьте ее.

- Каким цветом будете раскрашивать? (Синим)


Раздаю детям полоски, на которых изображён ряд букв …

- Буква «Н» затейница, она решила убежать от друзей и спряталась среди других букв. Давайте найдём букву «Н» и подчеркнём ему её. (самостоятельная работа каждого ребёнка)

- У каждого из вас на парте лежит буква «Н», давайте раскрасим её.

- Карандаш какого цвета нам понадобится? (синий)

Дети самостоятельно раскрашивают букву.


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.


- Какой был урок? (Чтение)

- С каким звуком и буквой мы познакомились? (Н, н)

- Какой это звук? (Согласный)

- В доме, какого цвета мы поселим эту букву? (В синем)

- Что интересного вы знаете о букве «Н»?

- Все ли у нас получилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

СЛАЙД 11

Урок прошел отлично. Мне понравилось. Я активно работал. «Хлопайте»

Урок был интересным, но у меня возникли вопросы. «Улыбнитесь»

Урок мне не понравился. Я не слушал и спал на уроке. «Поднимите руку»


- Ребята, вы молодцы, очень хорошо работали на уроке.

- А теперь давайте выложим букву «Н» из мозаики. Каким цветом, мы будем выкладывать букву? (Самостоятельно ребёнка каждого ребёнка).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!