Цели: познакомить детей со звуком [к], [к,]; работать над новым звуком и буквой;
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать фонематический слух;
Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;
Дифференцировать гласные и согласные звуки;
Формировать навык чтения;
Называть слова со звуками к и к*
Самостоятельно составлять схему односложного слова, анализировать её;
Соотносить звук с символом (буквы);
Находить букву в текстах;
Читать открытые и закрытые слоги с этой буквой;
Печатать букву по образцу в тетради.
Развивающиеся:
Стимулировать мыслительную деятельность детей
Развивать умение формулировать свою речь при анализе схемы слов;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.
формировать фонетическую сторону речи, развитие звукового анализа и синтеза.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и в парах;
воспитывать чувство взаимопомощи;
воспитывать сдержанно, переживать радость от успеха, огорчения от неудачи
Материалы:
Игрушка – лягушка, шкатулка, набор картинок для индивидуальной работы детей; набор для звукового анализа слова – фишки, карточки; звуковой домик; фишки – похвалюшки; тетради в клетку с образцами; простой карандаш.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Снова наступило утро, скоро поднимется солнце и согреет все своими лучами. Но оно ещё не проснулось и всем немножко холодно.
А давайте мы с вами сделаем своё солнышко.
Каждый из вас пусть будет солнечный лучик. (Дети встают в круг соединяя руки в центре)
Учитель: - Почувствуйте тепло рук друг друга, правда, мы уже немного согрелись?
А теперь улыбнитесь всем и скажите ласково – с добрым утром.
2.Основная часть
Учитель: - Дети сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.
А с каким мы сейчас узнаем.
Сюрпризный момент
«Определи на ощупь, что лежит в шкатулке»
Учитель: - Что это?
Дети: - Лягушка
Учитель: - Как она кричит?
Дети: - Ква
Учитель: -Какой первый звук вы слышите в слове – ква?
-Возьмите картинки, в которых есть звук. К и положите на карточку.
-Проверьте друг у друга, правильно ли ваш сосед взял картинку.
(Работа в парах)
-Давайте определим звук К гласный или согласный?
Для этого прочитаем стихотворение
Гласные тянутся к песенки звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребёнка
Но не желают свистеть и ворчать
-Дети, спойте звук К
-Давайте прочитаем стихотворение про согласные
Согласные согласны шелестеть
Жужжать, свистеть
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь
Учитель: -На, что похож звук К?
Дети: - На кашель
Учитель: Так какой же это звук?
Дети: - Согласный.
Учитель: - А какими бывают согласные звуки?
Дети: - Мягкие и твёрдые.
Задание 2. ИГРА «Найдем звук»
Учитель: Давайте найдем на картинке слова со звуком [к]. (Логопед показывает сюжетную картинку сказки «Кот в сапогах», а ученики называют слова, в которых есть звук [к]: замок, кот, мешок, ромашка, облака).
![](https://fhd.multiurok.ru/f/9/5/f95a543c0522793b1050eaba1b43af47c3394ec2/znakomstvo-so-zvukom-k-i-bukvoi-k_1.jpeg)
Дети называют слова.
Задание 3. Выделение и изучение звука [к,]. Составление схемы-модели слова МАРКИЗ.
Учитель: А теперь, ребята скажите, как кот представил королю своего хозяина?
Ученики. Маркиз.
Учитель: Составьте звуковую модель слова МАРКИЗ. Сколько всего звуков в слове?
Физминутка «Кузнечики»
3.Знакомство с буквой К
Учитель: -На, что похожа буква К?
(Показ буквы)
Дети: - На колодец, галочку, на половинку от буквы Ж.
Учитель: - А ещё можно запомнить по стихотворению
На прямую палочку, справа села галочка
Учитель: --Давайте найдём букву К в алфавите.
Отличается большая буква К от маленькой?
Дети: - Нет
Учитель: --А теперь найдите букву К в нашей группе.
А теперь заселим букву К в звуковой домик.
Игровой момент:
Просится буква К в домик
Учитель: - Гласные пропустите меня в домик
Дети:- Не пропустим, пока не споёшь длинную песенку
Дети читают открытые слоги с буквой К
Учитель: - А теперь пропустите?
Дети:- Нет
Спой с нами Короткую песенку
Дети читают закрытые слоги с буквой К
Ка, ко, ку, кы.
Открытые звуки
Ак, ок, ук
Букву заселяем в звуковой домик.
Учитель: - А теперь напечатаем букву К и к в тетради
Упражнения для глаз
Смотрим близко, далеко
Гладим веки мы легко
Вправо, влево поглядим
И тихонечко сидим.
3.Итог занятия.
Учитель: Дети, что вы нового узнали.
Дети: - Мы познакомились со звуком К и буквой К. Узнали, что звук К – согласный. Научились печатать букву в тетради в клетку.