СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знание научное и знание художественное

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности знания научного и познания  художественного, как разные виды искусства дают человеку знания о мире.

Просмотр содержимого документа
«Знание научное и знание художественное»

Знание научное и знание художественное. Урок искусства в 8 классе.

Добрый день, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.

Темы последних уроков по обществознанию были связаны с культурой, искусством, наукой.

И вначале, как всегда, маленький тест по этим темам. После написания проверка на экране. Итог.

Но сегодня у нас интегрированный урок – обществознание и искусство, поэтому тема будет звучать не просто наука и искусство, а знание научное и знание художественное. Определите в чем разница - наука и искусство, и, знание научное и знание художественное?

И ученый и художник раскрывают жизнь, окружающий мир, его отдельные явления. Но для ученого главным будет поиск истины, а для художника мастерское отображение жизни в художественных образах: в камне, в музыке, на холсте, в театральной постановке и т.д.


Задачей нашего урока будет поразмышлять над тем, что дает нам знание научное и знание художественное, как разные виды искусства дают человеку знания о мире. 7мин.

Я вот сегодня пришла к вам с хлебушком, который называется… бородинским. Вы не задумывались, почему он так называется? Ваши версии, пожалуйста.

Я попрошу вас ознакомиться с документом, быть может он даст вам ответ на этот вопрос.

На полях отметьте, что для вас было известным –v, новым +.

Разбор, по ходу вспоминаем сражения, имена. Научных трудов по Отечественной войне написано очень много, вот некоторые из них. (Листы) Вот материал только из википедии. В них - причины войны, ход военных действий, наиболее яркие сражения. О судьбе Марии Тучковой не сказано в учебниках истории. Но ее судьба – это пример чего? Любви и верности, а еще и сохранения памяти, и не только о муже, но и обо всех павших на бородинском поле и в Отечественной войне 1812 года. Картинки на экране. 7мин./ 14.

Но память о тех событиях хранят и произведения искусства. Наверное, вы вспомните (портрет Лермонтова) и его Бородино. (зачитать начало). Быть может, вы удивитесь, но на эти стихи народ написал песню. Давайте послушаем ее, услышав знакомые стихи, посмотрим картины художников на эту тему, как бы перекинемся в события более 200 летней давности. Слушаем песню Бородино. И смотрим картины.

Что же главным было, и для Лермонтова, и для народа, сочинившего песню и для художников в изображении событий той войны?

Да, здесь нет полного описания бородинского сражения в деталях, но главное - это мужество русских солдат, чувство гордости, патриотизма, это память о тех героических страницах нашей истории. Скажите, а какое событие в истории От. Войны особенно ранило сердце каждого солдата, да и каждого русского человека? Да, действительно, это сдача французам Москвы. 7 мин./21

Скажите кто принял это нелегкое решение, буквально настоял на нем? Да, это М.И.Кутузов, главнокомандующий русской армией. Художник Кившенко на картине Военный совет в Филях изобразил, как непросто это было сделать Кутузову. Откуда мы делаем такой вывод? Обсуждение по картине. (Как офицеры, как сидит Кутузов.)

Военный совет в Филях был описан Л.Н.Толстым в романе "Война и мир", по этому описанию и была написана знаменитая картина, вошедшая в школьные учебники.

Воспроизводя на своем полотне историческое событие, Алексей Кившенко (1851–1895) точно следовал за писателем. Так же как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь М. И. Кутузова, П. С. Кайсарова, П. П. Коновницына, Н. Н. Раевского, А. И. Остермана-Толстого, М. Б. Барклая де Толли, Ф. П. Уварова, Д. С. Дохтурова, А. П. Ермолова, К. Толя и Л. Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему. И то сказать: решается судьба России. Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: "С потерей Москвы Россия еще не потеряна".
Биограф Кившенко В. Г. Казанцев писал, что "Военный совет" заинтересовал художника "не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, величие и глубокий смысл переживаемого момента".
 

  • Можно сказать, что на картине «Военный совет в Филях» изображён центральный момент заседания (и один из главных моментов войны 1812 года), а именно волевое стратегическое решение Кутузова сдать Москву в пользу сохранения армии и обращение к собранию:

  • «Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я властью, врученной мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление»

В 10 классе вам предстоит знакомство с романом Л.Н.Толстого «Война и мир». И это будет новый взгляд на события от.Войны 1812 года. А в 20 веке композитор Сергей Прокофьев напишет оперу с тем же названием «Война и мир». Сейчас мы послушаем арию из этой оперы. Слова арии будут на экране, постарайтесь определить, какой герой ее исполняет?

Что нового о Кутузове и о принятии этого сложного решения – отдать Москву вы узнали?

Каков характер арии? (Спокойно, уверенно, величаво, неторопливо.) В данном случае это и пример с точки зрения психологии, когда ты хочешь, чтобы тебя послушали, говори уверенно, но спокойно, и убедительно. 10 мин.

Итак, знание научное дает нам достоверную информацию, хотя потом могут появляться новые данные, могут опровергаться.

Историки: Мнения историков об исходе Бородинского сражения также были неоднозначны. Французский историк середины ХIХ в. Ж. Мишле считал, что победу одержала французская армия, хотя при этом отмечал, что она была неполной и Наполеон не воспользовался ее плодами. Советский историк М.Н. Покровский писал, что русская армия в битве при Бородине смогла добиться лишь того, что не была разгромлена наголову. С.Б. Окунь, наоборот, считал, что Бородинское сражение явилось выдающейся победой России, а А.З. Манфред отмечал только нравственный характер победы русских войск. Нет единства во взглядах на исход Бородина и сегодня. И.А. Троицкий подчеркивает, что Наполеон не решил главной задачи при Бородине – не сумел окончательно разгромить русскую армию. Б.С. Абалихин придерживается взгляда о ничейном исходе Бородинского сражения.

Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных открытиях. В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.

Знание художественное также отображает жизнь, но отражает ее в художественных образах, а значит ярко, сильно, эмоционально. И настоящие, истинные произведения искусства живут вечно, они не подвластны времени. В них – сохранившаяся память о мужестве народа, о его героях, о сильных чувствах, как например, в бородинском хлебе, который замешан, согласно легенде на светлой любви, чёрном горе и верности. Говорили, что в состав «Бородинского», помимо ржаной муки, солода, патоки и кориандра, навсегда вошли и человеческие слёзы. «Бородинский» хлеб - это память о героях Отечественной войны 1812 года. Памятник «Хлеб нашей памяти».


Сумела ли я убедить вас в том, что знание научное и знание художественное отражают мир. И в том, что для ученого главный критерий – это истина, тогда как для художника это и истина и красота и добро. А если вы убедились в этом, то какие следующие логические выводы вы сделали для себя? Нужно постигать мир во всем его многообразии, постигать разными путями, способами. А поскольку мир не ограничивается только уроками, школой, пусть знакомство с миром продолжается всю жизнь. Помня слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!