«Без четырёх углов изба не рубится»
Избушка, избушка, встань по-старому,
как мать поставила,
мне б в тебя влезть - хлеба-соли поесть
(из русской народной сказки).
подготовила:
ученица 6 – «В» класса МКОУ
«Хохольская СОШ»
Теплухина Александра
руководитель: учитель истории МКОУ «Хохольская СОШ» Бабкина М.Ю
Цель моего исследования
- Изучение строительства русской избы южнорусского типа.
- Расположение предметов домашней утвари.
Выбор деревьев для строительства
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни,-
сказал великий русский поэт Гумилёв.
Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них такие же, как и они сами, детей Земли и Неба. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди,- значит, деревья древнее и мудрее людей.
Рабочие топоры. XII–XIV века
Срубить дерево – все равно что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Когда дерево рубят, оно плачет от боли - так рассуждали наши предки, не ради скуки, замахнувшись топором.
Деревообрабатывающие инструменты
1 – профили полотен пил со сплошным разводным зубом,
2 – пилы разных типов,
3 – реконструкция лучковой пилы,
4 – двухвершинный и обычный треугольный зуб,
5 – сверла,
6 – долота.
Но вот брёвна благополучно выбраны и привезены к месту строительства. Строительство дома - сотворение домашнего мира.
Слово «изба» (а также его синонимы «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка») употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен.
Наши предки, именно жители Воронежского края, предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы.
Печь
Печь – сердце дома, пока она не сложена – избы нет. Печь и накормит и обогреет, а если нужно и вылечит. Для «восточного южнорусского типа» (Воронежская, Тамбовские губернии) характерно расположение печи в дальнем от входа углу.
Устье, с прямоугольным или полукруглым верхом закрывалось заслонкой – железным щитом с ручкой.
Перед устьем находилась небольшая площадка – шесток, на который ставилась хозяйская утварь, чтобы ухватом задвинуть её в печь. В «западнорусском» типе планировки печь находилась у входной двери.
Божий угол
Основным украшением красного угла является Божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют святым. Здесь молились богу. В красном углу стоял стол и две лавки.
Поиски «красного угла» надо начинать от печки. Красный угол располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как праздничные трапезы, так и праздничные застолья, разные обряды. В красном углу совершался выкуп невесты. Из красного угла отчего дома её увозили в церковь на венчание. Во время уборки урожая первый и последний сноп ставили в красный угол. Красный угол всегда держали в чистоте, нарядно украшали.
Особенности интерьера крестьянской избы
Места для ночного сна так же были распределены. Старые люди – на печи, дети и холостая молодёжь на полатях. Взрослые брачные пары на кроватях под полатями. Рядом с кроватью висела колыбель. Наши предки считали, что оторванность новорождённого от земли, обеспечивало ребёнку сохранение жизненной силы.
Полати – это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стенки избы. Край полатей ограждается невысокими перильцами, чтобы с полатей ничего не падало. На них не только спали, но и сушили пеньку, лён, лучину. На день закладывали туда постельные принадлежности. Полати были излюбленным местом детворы, как наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.
Рукоделие
Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий холст и вышить его так, как было принято в деревнях Воронежского края.
Убранству кровати придавалось большое значение. Её покрывали простынями с богато декорированной нижней частью – «подзором», на которые укладывались красивые покрывала и горы подушек в вышитых или выбитых наволочках.
Праздничные скатерти были из лучшего полотна, которое украшали кружевной прошвой или кружевом
Кухонная утварь, предметы быта
На полки выставлялась праздничная утварь, до праздника хранившаяся в сенях и сундуках. Кринки служили для хранения молока. Особенность кринки является высокое и широкое горло, рассчитанное на обхват рукой.
У каждой хозяйки обязательно была ступа с пестом для изготовления круп из неочищенных зёрен пшеницы, проса, ячменя, гречихи. Ступа выдалбливалась из цельного дерева. При толчении в ступе зерно очищалось от оболочки и размельчалось.
Рубель для разглаживания после стирки сухой холщёвой ткани. Для этого ткань плотно наматывали на деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля.
Сундук являлся обязательной частью приданного невесты, хранилищем одежды и украшений. Производились сундуки разных размеров, с таким расчётом, чтобы везя их на ярмарку, можно было сложить сундуки друг в друга как матрёшку.
В глазах наших предков изба с её особым порядком, мебелью, убранством и утварью составлявшая мир крестьянина была самой настоящей Вселенной.