Просмотр содержимого документа
«Золотой век русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.»
Начало золотого века русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.
Цель урока:
Цели урока : охарактеризовать развитие российской
- науки и системы образования в первой половине XIX в.; выделить особенности духовной жизни общества в первой половине XIX в.
План урока
- 1. Изменения в системе российского образования.
- 2. Развитие науки и техники.
- 3. Новое в культуре народов России.
Эпиграф
- «В отличие от многих развитых культур Западной Европы, где формирование классики было связано с началом эпохи Возрождения… в России классическая культура начала формироваться относительно поздно – вместе с процессом пробуждения национального самосознания русского народа ( на рубеже 18-19 вв.). Поэтому проблемы национального самосознания в классической русской культуре выходили на первый план»
И.В. Кондаков
? Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?
Основные понятия урока (работа со словарём)
- Демократизация культуры –
- лицей –
- Автономия университетов -
Работа с текстом с.110-111
- Почему культура – «особое историческое явление» ?
( Отображает изменения, которые происходили в жизни и сознании общества в определённую эпоху; хранит традиции; выражает национальный характер).
- Что влияло на русскую культуру?
(сословное неравенство, чиновничий произвол, бесправие общества).
Дайте определение
- «Золотой век русской культуры» –
период культурного прогресса, отмеченный небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., крепостничества и реформ 1861 года по его отмене.
Работа с текстом с. 111.
- Найдите и запишите в тетрадь определение понятия «демократизация культуры» –
Доступность культуры для всех слоёв общества, включая зависимые низы.
- В чем проявлялась демократизация:
Получение образования
Рост интереса к искусству и науке
Потребность читать журналы и книги
Работа с текстом с. 112
- Получили распространение лицеи –
Привилегированные учебные заведения гуманитарной направленности. ( дипломаты, чиновники, юристы)
- Отличительной чертой всех учебных заведений стал ……….
( жёсткий контроль государства за системой образования на любой ступени, чтобы не допустить зарождения оппозиции в среде молодёжи)
Работа с текстом с. 112
- В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример)
1835 г. Уничтожение автономии университетов (независимости):
- Сокращение числа студентов
- Запрет иностранных профессоров
- Обязательное изучение фортификации и артиллерийского дела
Вывод: образование находилось на низком уровне, число образованных людей росло медленно.
Самостоятельная работа в тетради
- Задание: п.2, с.112-113, составить таблицу «Открытия российских учёных»
- Какое влияние оказала российская наука на развитие экономики страны?
Наука
Открытие
Значение для развития науки
Работа с текстом с.115
На основе материала учебника определите новые явления в культуре народов России:
- Появление светской школы
- Формирование национальной интеллигенции
- Внедрение прогрессивных форм хозяйствования
- Преодоление вековой замкнутости
- Появление национальной письменности и национальной литературы
Закрепление материала
- 1. Какие факторы повлияли на развитие науки в России?
- 2. Определите сходство и отличие в образовательной политике императоров Александра I и Николая I.
- Домашнее задание: п.12. вопросы и задания в конце параграфа.