СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Золотой век русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Работа с текстом, понятиями. Составление таблицы по научным открытиям первой половины 19 века. Сравнение двух периодов правления Александра 1 и Николая 1.

Просмотр содержимого документа
«Золотой век русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.»

Начало золотого века русской культуры.  Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

Начало золотого века русской культуры. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

Цель урока: Цели урока : охарактеризовать развитие российской науки и системы образования в первой половине XIX в.; выделить особенности духовной жизни общества в первой половине XIX в. План урока 1. Изменения в системе российского образования. 2. Развитие науки и техники. 3. Новое в культуре народов России.

Цель урока:

Цели урока : охарактеризовать развитие российской

  • науки и системы образования в первой половине XIX в.; выделить особенности духовной жизни общества в первой половине XIX в.

План урока

  • 1. Изменения в системе российского образования.
  • 2. Развитие науки и техники.
  • 3. Новое в культуре народов России.
Эпиграф «В отличие от многих развитых культур Западной Европы, где формирование классики было связано с началом эпохи Возрождения… в России классическая культура начала формироваться относительно поздно – вместе с процессом пробуждения национального самосознания русского народа ( на рубеже 18-19 вв.). Поэтому проблемы национального самосознания в классической русской культуре выходили на первый план»  И.В. Кондаков ? Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?

Эпиграф

  • «В отличие от многих развитых культур Западной Европы, где формирование классики было связано с началом эпохи Возрождения… в России классическая культура начала формироваться относительно поздно – вместе с процессом пробуждения национального самосознания русского народа ( на рубеже 18-19 вв.). Поэтому проблемы национального самосознания в классической русской культуре выходили на первый план»

И.В. Кондаков

? Почему культуру первой половины 19 века называют золотым веком русской культуры?

Основные понятия урока (работа со словарём) Демократизация культуры – лицей – Автономия университетов -

Основные понятия урока (работа со словарём)

  • Демократизация культуры –
  • лицей –
  • Автономия университетов -
Работа с текстом с.110-111 Почему культура – «особое историческое явление» ? ( Отображает изменения, которые происходили в жизни и сознании общества в определённую эпоху; хранит традиции; выражает национальный характер). Что влияло на русскую культуру? (сословное неравенство, чиновничий произвол, бесправие общества).

Работа с текстом с.110-111

  • Почему культура – «особое историческое явление» ?

( Отображает изменения, которые происходили в жизни и сознании общества в определённую эпоху; хранит традиции; выражает национальный характер).

  • Что влияло на русскую культуру?

(сословное неравенство, чиновничий произвол, бесправие общества).

Дайте определение «Золотой век русской культуры» –  период культурного прогресса, отмеченный небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., крепостничества и реформ 1861 года по его отмене.

Дайте определение

  • «Золотой век русской культуры»

период культурного прогресса, отмеченный небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., крепостничества и реформ 1861 года по его отмене.

Работа с текстом с. 111. Найдите и запишите в тетрадь определение понятия «демократизация культуры» – Доступность культуры для всех слоёв общества, включая зависимые низы. В чем проявлялась демократизация: Получение образования Рост интереса к искусству и науке Потребность читать журналы и книги

Работа с текстом с. 111.

  • Найдите и запишите в тетрадь определение понятия «демократизация культуры»

Доступность культуры для всех слоёв общества, включая зависимые низы.

  • В чем проявлялась демократизация:

Получение образования

Рост интереса к искусству и науке

Потребность читать журналы и книги

Работа с текстом с. 112 Получили распространение лицеи – Привилегированные учебные заведения гуманитарной направленности. ( дипломаты, чиновники, юристы) Отличительной чертой всех учебных заведений стал ………. ( жёсткий контроль государства за системой образования на любой ступени, чтобы не допустить зарождения оппозиции в среде молодёжи)

Работа с текстом с. 112

  • Получили распространение лицеи –

Привилегированные учебные заведения гуманитарной направленности. ( дипломаты, чиновники, юристы)

  • Отличительной чертой всех учебных заведений стал ……….

( жёсткий контроль государства за системой образования на любой ступени, чтобы не допустить зарождения оппозиции в среде молодёжи)

Работа с текстом с. 112 В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример) 1835 г. Уничтожение автономии университетов (независимости): Сокращение числа студентов Запрет иностранных профессоров Обязательное изучение фортификации и артиллерийского дела Вывод: образование находилось на низком уровне, число образованных людей росло медленно.

Работа с текстом с. 112

  • В чём проявлялся контроль власти за образованием (конкретный пример)

1835 г. Уничтожение автономии университетов (независимости):

  • Сокращение числа студентов
  • Запрет иностранных профессоров
  • Обязательное изучение фортификации и артиллерийского дела

Вывод: образование находилось на низком уровне, число образованных людей росло медленно.

Самостоятельная работа в тетради Задание: п.2, с.112-113, составить таблицу «Открытия российских учёных» Какое влияние оказала российская наука на развитие экономики страны? Наука Открытие Значение для развития науки

Самостоятельная работа в тетради

  • Задание: п.2, с.112-113, составить таблицу «Открытия российских учёных»
  • Какое влияние оказала российская наука на развитие экономики страны?

Наука

Открытие

Значение для развития науки

Работа с текстом с.115 На основе материала учебника определите новые явления в культуре народов России: Появление светской школы Формирование национальной интеллигенции Внедрение прогрессивных форм хозяйствования Преодоление вековой замкнутости Появление национальной письменности и национальной литературы

Работа с текстом с.115

На основе материала учебника определите новые явления в культуре народов России:

  • Появление светской школы
  • Формирование национальной интеллигенции
  • Внедрение прогрессивных форм хозяйствования
  • Преодоление вековой замкнутости
  • Появление национальной письменности и национальной литературы
Закрепление материала 1. Какие факторы повлияли на развитие науки в России? 2. Определите сходство и отличие в образовательной политике императоров Александра I и Николая I.

Закрепление материала

  • 1. Какие факторы повлияли на развитие науки в России?
  • 2. Определите сходство и отличие в образовательной политике императоров Александра I и Николая I.
Домашнее задание: п.12. вопросы и задания в конце параграфа.
  • Домашнее задание: п.12. вопросы и задания в конце параграфа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!