СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Золотые и серебряные нити русской литературы в творчестве В.И.Козлова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь тем и образов в творчестве В.И.Козлова и в поэзии авторов Золотого и Серебряного веков

Просмотр содержимого документа
«"Золотые и серебряные нити русской литературы в творчестве В.И.Козлова"»


Оглавление

  1. Введение………………………………………………….…………………2

2. Основная часть

2.1. Патриотическая тема в творчестве В.И. Козлова ………………………....4

2.2. Любовная лирика в творчестве поэта Верхневолжья…….…………..….. 6

2.3. Судьба России в творчестве В.И. Козлова…………………………………6

2.4. Мотив памяти ………………………………………………….…………….7

2.5.Связь времён и поколений в стихотворениях В.И.Козлова.............………8

2.6. Философские стихотворения В.И. Козлова……………………………….10

2.7. Система тем, мотивов и образов в лирике В.И. Козлова…………………11

2.8. Система тем, мотивов и образов в лирике поэтов Золотого и

Серебряного веков русской литературы……………………………………….12

2.9. Цветосветовой образ лирики В.И. Козлова…………………………….…12

3. Заключительная часть……………………………………………...………....13

4. Литература…………………………………………………………...………..15

5. Паспорт проекта………………………………………………………………16

6. Приложения……………………………………………………………...……19









Введение

Русская литература XIX века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего общества, время расцвета творческих идей и ярких индивидуальностей. XIX век дал миру невообразимое разнообразие поэтических талантов. Эти произведения, составившие «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы, живут и поныне, волнуя читательские сердца.

Каждый из писателей XIX века стремился по-своему отразить и осмыслить окружающий мир, но было одно общее, что роднило всех, даже очень не похожих друг на друга творцов – это любовь к родине и своему многострадальному народу. Её передали писатели «золотого века русской литературы» своим преемникам, писателям XX - XXI веков, и читателям всех времён.

Литература XX века развивалась в обстановке переломных событий. Это время получило название «Серебряный век». Лучшие поэты этого времени говорили о «вечных ценностях» - человеке, его душе, добре, истине, красоте. Серебряный век русской поэзии, мятежный, бредивший красотой, и поныне не забыт. Голоса писателей до сих пор звучат и волнуют читателей.

XXI век не получил ещё никакого определения, возможно, это произойдёт позже, но нити Золотого и Серебряного веков русской классической литературы проникают и в стихи современных авторов. Поэты не могут не реагироватьна общественные явления, события и факты истории, поэтому мы предположили,что в их творчестве должна прослеживаться общность тем.

Когда мы прочитали стихи из сборника «Дыхание Верхневолжья», возникла заинтересованность творчеством поэтов. Как оказалось,о творчестве этих поэтов мало написано, оно практически не исследовалось. Мы думаем, что это объясняется тем, что литобъединение создано сравнительно недавно, 7 сборников вышло в свет.

Путь в литературе был у каждого свой, но как писал поэт Н.Рачков: «…один Бог знает, из какого горя и слёз поэта вырастают светлые стихи». Читая стихи В.И. Козлова, понимаешь, сколько любви в его сердце к Родине и людям, что стихи, напоённые этой любовью, в конце концов, пробились к своему читателю, нам с вами.

Мы решили исследовать и сопоставить темы стихов нашего земляка В.И. Козлова и тематику стихов поэтов «золотого и серебряного веков».

Мы решили доказать, что темы стихов В.И.Козлова и стихов поэтов-классиков идентичны. Это и стало целью нашего исследовательского проекта.

Для достижения данной цели нужно было решить несколько задач:

- изучить литературу по данной теме, отобрать материал в сети Интернет;

- основываясь на стихах В.И.Козлова, выявить основные темы его творчества;

- на основе сопоставления поэтических произведений восстановить общность тем;

- сопоставить тематику произведений В.И.Козлова и поэтов-классиков.

Гипотеза: поэтические произведения селижаровского поэта и поэтов-классиков обладают единой тематикой.

Таким образом, объектом нашего исследования стало творчество поэта Селижаровского края В.И.Козлова и творчество поэтов-классиков.

Проблемный вопрос:

-Какие темы в творчестве объединяют стихи поэтов XIX- XXI веков?

Предмет исследования: стихи поэтов XIX, XXиXXI веков.

Методы исследования:эмперического уровня (наблюдение) и метод теоретического уровня (анализ и синтез) тематики в поэзии.

Теоретическая значимость нашего проекта заключается в знакомстве с произведениями поэта-земляка и поэтами-классиками.

Практическая значимость: материал данного исследования можно использовать на уроках различной направленности с краеведческим уклоном: литературе, русском языке, географии, окружающем мире и др.

Основная часть

На первом этапе работы мы стали собирать материал для исследования: изучили архив районной газеты «Верхневолжская правда» и ознакомились с публикациями стихов, затем исследовали сборники литобъединения «Дыханье Верхневолжья». Отобрали стихи В.И. Козлова, проанализировали их и пришли к выводу, что поэттонкочувствует связь времён и поколений. Следование классической традиции (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Блок)поэт считает непрерываемостью времён и вызволением из кризисных состояний.

Изучив творчество В.И.Козлова, мы выяснили, что патриотическая тема пронизывает всю лирику пота. Образ Родины у него всегда свой, неповторимый. Это хорошо чувствуем, когда читаем стихотворение «Малая Родина».

Есть у каждого Малая Родина

И незримою ниточкой с ней

Души прочно, невидимо связаны

До скончания наших дней.

Даже если пускаем корни

Где–то в дальнем, чужом краю

Все равно наша Малая Родина

К нам приходит во сне – наяву.



Стихи о малой родине наполнены радостным открытием её первозданной чистоты.

Меж валдайских лесов и болот

Затерялся России кусочек

Край, где Волги великий полет

Начинает прозрачный источник.

Поэт ни разу не сказал о родной земле: «Люблю». А мы это чувствуем!

Особое впечатление на нас произвели стихи: «Глубинка», «О России».

Поэт глубоко переживает исчезновение деревень:

Эх, забытая всеми Глубинка,

Полудикий, заброшенный край!

По тебе скоро справят поминки

И умчится душа твоя в рай.

В стихотворении «О России» поэт сравнивает Родину со святыми. Эпический образ Родины в нём получает знаки святости, неземной высоты, Божьего благословения:

Нет! У неё особенная роль!

Дела её божественны и святы!

Святою быть России суждено…

Судьба святых всегда горбата.

Лирический герой ощущает себя частью своей страны. Тема Родины у В.И.Козлова основная, сквозная. Даже если мы читаем у поэта о природе, о любви, то это тоже о России.

Любовная лирика В.И. Козлова завораживает естественностью и сдержанностью чувств. В стихах о любви лирический герой обладает спокойствием,застенчивостью в проявлении чувств, хотя с тоской и светлой грустью переживает чувства, владевшие им в юности. Понять это помогает, в частности, стихотворение «Возвращение в юность»:

Я вижу речки берег тихий,

Берез спокойных белый ствол,

Тебя, задумчивой и стройной,

И твой печальный, нежный взор.

Великое духовное чудо, окрыляющее и очищающее, мы ощущаем в стихотворении «Голубиная любовь»:

Тише люди, бога ради, тише,

Посмотрите, как прекрасен миг —

Голуби целуются на крыше,

В нежном вальсе их любовный пик. 

В силу своего активного характера В.И.Козлов не может не реагировать на современные ему идейные искания, и, несомненно, были периоды, когда он проявлял интерес к различным теориям.

Приближение роковых времён поэт чувствует заранее, вероятно, оттого, что оно отчётливее всего замечалось на малой родине. Мы решили сравнить идеи стихотворений «О времени» и «Демократия».

Время настало —

прозренья и совести,

Время — эпоха,

время глыба,

Время — застывшее

крохой над пропастью,

Выбор сделать

настало время.

                                                1985 г.

Лирический герой, вероятно, как и автор, чувствует, что необходимо сделать выбор, что время-эпоха заканчивается, предполагает, что дальше, если ничего не изменить, – пропасть.

В стихотворении «Демократия» звучит нота сопротивления. Сопротивления пошлости, бесчеловечности. Чувствуется, что поэт тяжело переживает развал страны и то, к чему это привело; не может и не хочет смириться с происходящим. Не таких перемен в жизни страны ожидал поэт:

Нынче «демоны» у власти,

Правовой царит разгул —

Разделен Союз на части,

Завтра нас делить начнут.

……………………………

Ни защиты, ни поддержки

Не найдешь теперь нигде.

Суд вершит на троне «Правды»

Грозный, грязный Беспредел.

С годами выявляется ещё один определяющий мотив творчества В.И. Козлова- мотив Памяти. Памяти, несущей в себе всё тяжёлое, трагическое, надрывное, что сосредоточилось в истории уничтожения русской деревни и её самобытной культуры:

Нет сегодня веселой глубинки —

Доживает последние дни.

Двадцать шесть деревень по району

Поименно списали с земли.

«Глубинка», 1999 г.

Памяти о светлом детстве и юности, озарённой первой любовью, крестьянским трудом.

Для сострадания и любви, для сладких слёз, утоляющих скорбь, прошедшего времени не существует. Об этом читаем в стихотворении «Лишь вечен мир»:

Но я хотел бы повториться

Пусть через много, много лет,

Тогда бы прожил жизнь вторую

Не причиняя зла и бед,

Не повторяя тех ошибок,

Которых много у меня,

И каждый час той новой жизни

Я бы использовал сполна.

 


Если читать стихотворения поэта в хронологическом порядке, то ощущение земной тяжести и боли об утраченном только нарастает. Интонация раздумья пронизывает и стихи, созданные в 80-90-е годы. Они вобрали раздумья поэта о трагической эпохе, заражённой духовным омертвением.

Давно бы нам покаяться в грехах

Пока ещё болезнь не одолела,

Душа заблудшая пока не омертвела.

И вот тяжёлый наступает час.

 Леченье душ в России предстоит —

Тяжёлое и трудное леченье.

Не каждый выстоит, не каждый победит —

Иного выхода мы просто не имеем.

В произведениях В.И.Козлова чувствуется связь времён и поколений. Поэт, не растеряв своих высоких идеалов, остро чувствует некое общее начало в судьбе всех настоящих поэтов:

Когда душа твоя клокочет

От возмущенья и досады,

Когда тебя переполняют

Сплошные чувства до надсады,

Когда невозмутимость внешне

Не выдает твое волненье,

А все нутро уже вскипает

В неудержимости стремлений,

Когда тебя не понимают,

Когда ты можешь, но мешают,

Когда немой вопрос – Когда? –

Тебя без выбора оставит, -

 

Тогда приходит вдохновенье.

«Вдохновение»

Красоту жизни, а может быть, и её полноту автор чувствует в борьбе:

Но жизнь прекрасна!

жизнь в борьбе прекрасна —

И в сути этой

жизни полный смысл.

Иди туда,

где жизнь кипит бурливо,

Где плавится

и крошится металл,

Где не на жизнь —

на смерть

Схватились правда

с кривдой,

И ты за правду

насмерть стой!

 «Тропа жизни»


В своих ранних стихах он стремится преодолеть прозу жизни через поэтизацию обычного. Видимо, поэтому стихи В.И.Козлова так необычно и глубоко выразили свою эпоху, чувства, мысли и борения человека 2-ой половины XX века ( «О времени», «Русь моя»).

В этих стихах прослеживается осознание личной ответственности перед временем, перед прошлым и будущим.

Горжусь тобою, Родина моя,

О, Русь моя, великая и гордая.

Горжусь историей твоею я,

Горжусь и верую в тебя.

И в твой народ, и гениев твоих,

И в прадедов, и дедов, и отцов,

Прошедших через сотни испытаний,

Но отстоявших, Родина, тебя

В боях жестоких, праведных сраженьях. 

«Русь моя»

Психологической напряжённостью, философской напыщенностью отличаются стихи «Судьба», «Чужая боль», «Лишь вечен мир».

Чужая боль…

Но почему чужая?

И почему мы стали так черствы?

Где та черта, где грань та роковая? —

Ведь мы не звери — люди мы!

Когда же милосердие проснется?

Когда чужая боль — как боль своя

В холодном нашем сердце отзовется?

Найду ль ответ я в русле бытия?

«Чужая боль»

Судьба у каждого своя

И спорить с этим бесполезно,

И изменить ее нельзя –

Она приходит неизбежно. «Судьба», 2006

Ничто не вечно в этом мире.

Не вечен день, не вечна ночь,

Не вечны молодость и старость,

Зима не вечна и весна.

И жизнь моя, увы, не вечна,

Неповторима и конечна

И в этом я бесспорно прав.

 «Лишь вечен мир», 1990

Таким образом, изучив творчество селижаровского поэта, мы смогли выделить следующую систему мотивов и образов, тематику произведений:

- размышления о поэзии, роли поэта;

- Родина – Русь;

- любовь;

- дружба;

- исторический «обзор»/ мотив трагедии поколения;

- судьба;

- вечность мира;

- память детства.

Тайна скрытой в природе жизни соединяется в воображении поэта с жизнью человеческой и своей мудростью подсказывает что-то важное, необходимое. Тогда, вероятно, и рождаются поэтические строки, полные не только любования и восхищения, но и размышления о смысле жизни, её ценности, словом, приобретают философский смысл.

Целью нашей работы было не только проанализироватьтематику, мотивы и образы в творчестве поэта Селижаровской земли, но и попытаться провести связующие «золотые и серебряные нити» с творчеством поэтов-классиков, создававших своипроизведения в Золотой и Серебряный век русской литературы.

Вторым этапом работы стало чтение стихов, изучение в сети Интернет и критических статьях сведений о тематике произведений поэтов XIX-XX вв.

Читая стихи поэтов классиков, мы установили общие для их творчества темы, мотивы и образы.Приложение 1

Следующим этапом нашей работы стало составление «Сводной таблицы тематики стихов поэта Верхневолжья и поэтов-классиков».

Приложение 2

Излюбленный цветосветовой образ лирики поэта – это использование цветов:

- розового:

Жаль, что даль, тот сердцу милый край

Пеленою розовой закрыла.

«Память»

- голубого:

Но пролетело детство голубою нитью,

Оставив мне лишь в памяти мечту.

«Голубая нить детства»

- белого:

Я вижу речки берег тихий,

Берез спокойных белый ствол.

«Возвращение в юность»

Трепетно и кротко в белом танце

Принимает ласку сизаря.

«Голубиная любовь»

- жёлтого, красного:

Лёжа на колосьях спелой ржи,

Не мечтал я о далёких зорях.

- зелёного:

Живых берёз живая песня…

Затем мы сравнили и проанализировали цветовую палитру в лирике и также составили «Сводную таблицу употребления цвета в стихах В.И. Козлова и поэтов -классиков».

Приложение 3

Заключение

Это была первая попытка не просто прикоснуться к творчеству нашего поэта-земляка, но и попытаться систематизировать тематику в его творчестве, связанные с Тверской землёй, с судьбой России, а также провести связующие нити между поэзией Козлова В.И. и поэзией Золотого и Серебряного веков русской литературы. Все выводы по нашему исследованию можно увидеть в приложениях к данной исследовательской работе. Мы считаем, что нам удалось достигнуть поставленной цели, осуществив задачи проекта.

Мы, изучив архив районной газеты «Верхневолжская правда», нашли опубликованные стихи поэта в номерах от 01.06.1999 г., 18.07.2003г., 05.09.2003г.,23.07.2004г.,17.09.2004г.,03.06.2010г.,26.02.2015г., проанализировали стихи, вошедшие в сборники «Дыхание Верхневолжья»; сопоставили с классическими произведениями, выявили общие темы, мотивы и образы.

Составив сводную таблицу и проанализировав её, мы пришли к выводу, что поэтическая система тем в стихах поэтаВ.И.Козлова и поэтов-классиков, действительно, идентична. Также сходна и картина употребления цвета.

Данная тема исследования достаточно узкая: мы изучили темы в творчестве лишь одного поэта, но она может быть расширена за счётизучения произведений других авторов, наших современников, проживающих на Селижаровской земле.

Широта души, бескорыстие, христианское поведение, любовь к природе, родине, своим корням – вот черты лирического героя поэтов XXI века, как впрочем, и предыдущих веков.

Хочется отметить, что заложенный с детства, укреплённый богатым опытом вдумчивого человека стержень крестьянского воспитания, несомненно, определил многое в поэзии В.И.Козлова.

Жить по совести, вместе с тем, глубоко верить в людей, в добро человеческое – вот то, что, по нашему мнению, питает творчество Козлова.






























Литература

«Верхневолжская правда» районная газета. Годы выпуска: 1999, 2003, 2004, 2010, 2015.

«Дыхание Верхневолжья». Литературный сборник стихов и прозы членов литературного объединения «Дыхание Верхневолжья». Издательство «ОАО «Тверская областная типография». Тверь, 2011.

Интернет-ресурсы:

mirputeshestvij.mediasole.ru/…

ru.wikipedia.org/…

При подготовке презентации использовались фото авторов работы, Интернет ресурсы.





























Паспорт

проекта«Золотые и серебряные нити русской литературы в творчестве В.И.Козлова».

Аннотация проекта:

Работа над проектом позволит расширить знания о русской классической поэзии, сравнить темы, создаваемые в лирике XIX-XXI вв.; открыть красоту и своеобразие творчества поэта Селижаровского края В.И.Козлова.Визитная карточка проекта:

Учебное заведение: МОУ Шуваевская ООШ, Селижаровского района, Тверской области.

Над проектом работали:

Корзюкова Алина Евгеньевна, Тропынёв Никита Игоревич МОУ Шуваевская ООШ, Селижаровский район,5, 6 классы

Руководитель - Тропынёва Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Шуваевская ООШ.

Тема: «Золотые и серебряные нити русской литературы в творчестве В.И.Козлова »

Цель:темы стихов В.И.Козлова и стихов поэтов-классиков идентичны.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме, отобрать материал в сети Интернет;

- основываясь на стихах В.И.Козлова, выявить основные темы его творчества;

- на основе сопоставления поэтических произведений восстановить общность тем;

- сопоставить тематику произведений В.И.Козлова и поэтов-классиков.

Методыисследования: эмперического уровня (наблюдение) и метод теоретического уровня (анализ и синтез)тематики в поэзии.

Предметные области, затрагиваемые проектом: литература, краеведение, ИЗО, информатика, информационные технологии.

Учебные темы, имеющие отношение к проекту: литература - «Поэтические темы авторов XIX – XXI веков.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 12 лет.

Основополагающий вопрос:

-Какие темы в творчестве объединяют стихи поэтов XIX- XXI веков?

Вид проекта: межпредметный, исследовательский, краткосрочный, групповой, внутришкольный.

Программно-техническое обеспечение проекта: мультимедийный проектор, компьютер, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран.

Оформление результатов проекта: презентация проекта наIII районной научно-практической конференции учащихся «Инициатива», сайт МОУ Шуваевской ООШ.

Год разработки учебного проекта: 2018

Компетентностные умения и навыки, формирующиеся в ходе выполнения работы:

личностные: духовное и интеллектуальное саморазвитие, формирование психологической грамотности, воспитание патриотизма, уважения к истории своей Родины;

метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ- компетенции; уметь отбирать основное в потоке информации; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач; формирование более подробного представления о жизни и творчестве поэтов Селижаровского края и поэтов Золотого и Серебряного веков;

предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста, создание развёрнутых устных и письменных высказываний, развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать художественный текст; реализация индивидуальных интересов обучающихся.





























Приложение 1



«Тематика, мотивы и образы в творчестве поэтов Золотого и Серебряного веков»



О любви

О дружбе

О поэте и поэзии

О Родине

Об исторических событиях

О судьбе

О вечности мира и смысле жизни

О свободе и власти

О природе

О Боге и вере

О счастье и т.д.


















Приложение 2



«Сводная таблица тематики стихов поэта Верхневолжья и поэтов-классиков»



Темы стихов В.И.Козлова

Темы стихов поэтов-классиков

О Родине


О любви

О судьбе


О дружбе

О любви

О поэте и поэзии

О вечности мира и смысле жизни


О Родине

О дружбе


О исторических событиях

О свободе и власти


О судьбе

О поэте и поэзии


О вечности мира и смысле жизни

Об исторических событиях


О свободе и власти









Приложение 3


«Сводная таблица употребления цветов в стихах В.И.Козлова и поэтов-классиков»



Цвета в поэзии В.И.Козлова

Цвета в поэзии поэтов-классиков

















 








 






 


 











19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!