Зоопарк. Изделие «Птицы».
Цели: расширить знания о зоопарках; познакомить с историей возникновения искусства оригами; показать разные техники выполнения работ; рассказать об условных обозначениях оригами; обучать приемам складывания изделий в технике оригами; показать значение бумаги в практической жизни человека; совершенствовать умения организовывать свою деятельность, определять последовательность операций по изготовлению изделия.
Формируемые УУД: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; самостоятельно планировать работу, слушать и слышать друг друга, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать нужную информацию из учебника, осуществлять личностную рефлексию.
Оборудование: на доске запись темы и слов «оригами», «птица», материалы: листы белой или цветной бумаги, презентация.
Ход занятия
Организационный момент
Наше занятие я хочу начать стихотворением, которое называется «Простой листок бумаги».
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком...
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье —
Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы —
Для дома, и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что, красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
— О каком виде искусства здесь говорится? (Об оригами.) (Учитель открывает запись этого слова на доске.)
— Что такое оригами? (Искусство складывания бумаги. )
— А какую поделку будем выполнять, догадаетесь, отгадав загадку.
Рук нет,
А строить умеет. (Птица. )
(Учитель открывает запись этого слова на доске.)
— А где в городе мы можем увидеть разных животных и не только птиц? (Ответы учеников.)
— Кто из вас был в зоопарке?
(Учитель открывает запись этого слова на доске.)
— На доске записаны три слова: «оригами», «птица», «зоопарк». Воспользуйтесь ими и сформулируйте цели и задачи занятия. ( Мы узнаем новую информацию о зоопарке, выполним поделку « Птица» в технике оригами.)
Зоопарки появились в глубокой древности. Большой зоопарк существовaл в Древнем Египте примерно за 1500 лет до н. э. Первые зоопарки в Европе возникли в середине XVIII в. Самый старый зоопарк в нашей стране - Московский. Он существует с 1864 г.
- Сегодня мы будем делать птиц в технике оригами. А что такое оригами? (Ответы учеников.)
Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигyрка!
Знакомство с условными обозначениями техники оригами
Расцвет искусства оригами приходится на середину ХХ в., когда рабочий-метaллист Акира Йошидзава решил посвятить себя оригами и его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать оригамную азбуку. Условные обозначения, символы , графические знаки позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигyры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсaльным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. И мы сегодня познаем часть этой азбуки.
Физкультминутка
Птицы на юг улетают —
( Маховые движение руками из-за головы вперед. )
Гуси, грачи, журавли —
( Круговые движения кистями перед грудью. )
Вот уж последняя стая
(Движения руками имитируют махи крыльев. )
Крыльями машет вдали.
М. Ивенсен
Творческая работа
-- Что нужно для поделки? (Лист белой или цветной бумаги.)
- Что мы уже умеем делать? (Умеем складывать, уже выполняли поделки в технике оригами.)
- Чему должны научиться? (Пользоваться условными обозначениями. )
- Для чего мы делаем поделку? (Ответы учеников.)
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.
Выставка работ
(Оценка своего изделия.)
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Рефлексия
- Кто доволен своей работой?
- Какие умения необходимы, чтобы использовать технику оригами? (Умение читать условные обозначения, а также терпение, фантазия, аккуратность.) Итак, чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно:
• выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
• овладеть основными приемами складывания;
• знать базовые формы и уметь их складывать по памяти.
- Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?
- Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
(Уборка рабочего места.)
Дополнительный материал
О зоопарках
Зоопарк - это музей живой природы, в котором можно познакомиться с представителями животного мира нашей планеты. Все музеи, и в том числе зоопарки, являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малы- шей диких животных. В зоопарках работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи. Непосредственно общаясь с животными, они научились понимать их повадки. Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что-то свое, особенное: гигантские лягушки-водоносы, змеи анаконды, достигающие в длину 11 м, огромные нильские крокодилы, рыбы самых необыкновенных расцветок, форм и размеров. А как разнообразен мир пернатых!
В Московском зоопарке можно видеть индийских и африканских слонов, моржей, гривистых волков из Южной Америки, гепардов из Африки, орангутангов с острова Калимантан и много-много других животных - всего 800 видов, в Санкт-Петербургском - целое стадо жирафов, белых медведей, в Калининградском - карликовых бегемотов, белых носорогов, в Алма-Атинском - гигантских хищных птиц - бородачей- ягнятников.
Все животные на Земле нуждаются в нашей любви и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных. Так уцелели на Земле, например, зубры, олени Давида.
Из истории искусства оригами.
Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. В Древнем Китае в 105 г. н. э. появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали проникать и некоторые тайны этой страны. В VII в. странствующий буддистский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает других монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.
Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай. Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, появляются сначала в монастырях.
До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки, в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений.
В Средние века, когда производство бумаги позволило снизить ее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу скла- дыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть их. Кроме того, оригамные фигyрки часто использовали в свадебной церемонии, укра- шении домов или праздничных шествиях.
Со временем оригами (а этот термин возник только в 1880 г.) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы обучали дочерей этому искусству. И девочка, если она желала стать хорошей хозяйкой, должна была владеть им в достаточной мере. Запоминать процесс складывания было совсем необязательно. Ведь в каждом доме хранились образцы оригамных фигyрок. И при желании можно было повторить любую из них.
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его примененияom
Технологическая карта