СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зрительные иллюзии в одежде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зрительные иллюзии в одежде.»







Класс 7

Урок № 33-34

Раздел II. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тема 2.4. Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Тема урока. Зрительные иллюзии в одежде.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока:

учебные

- изучение видов зрительных иллюзий в одежде;

- обучение использованию иллюзии в одежде с целью корректировки

фигуры;

воспитательные

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание толерантности, умению выслушивать иную точку зрения;

развивающие

- развитие аналитического и пространственного мышления


Задачи урока:

- формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения;

- формировать умения самостоятельно планировать пути достижения

цели, в том числе альтернативные;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

- формировать компетентности в области использования информационно-

коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций);

- формировать умения оценивать правильность выполнения учебной

задачи.

Межпредметные связи:

Технология 5 – 9 классы.

ИЗО 7 кл.

Организация учебной работы

Методы обучения:

- метод проектов (групповой, краткосрочный, исследовательский);

- беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов;

- формирование соответствующих знаний и умений во время беседы и

выполнения практической работы.


Средства обучения:

- ноутбук, проектор, экран;

- презентация «иллюзии в одежде»;

- раздаточный материал: типы фигур, иллюзии линий, иллюзии полосатой

ткани, ткани в горошек, в клетку, с крупным и мелким рисунком;

- цветовые сочетания;

- журналы мод с моделями одежды для демонстрации иллюзий;

- эскизы базовых моделей одежды для выполнения практической работы;

- модели одежды для демонстрации иллюзий (или их цифровые

фотографии для проекторного показа).


Учащимся были даны опережающие задания по группам.

1 группа.

Подготовить сообщение (желательно с видеорядом) «Что такое иллюзия».

2 группа.

Подготовить сообщение (желательно с видеорядом) «Иллюзия в истории костюма».

3 группа.

Приносит образцы одежды.

Ход урока.

1. Организационная часть. 1-2 мин.


2. Актуализация опорных знаний.

- Что мы изучаем?

- Что мы называем одеждой?

- Для чего нужны эти знания?

- Какие функции выполняет одежда? 5 мин

Назовите, какие функции одежды вы помните. (Учащиеся называют функции одежды: защитная, утилитарно-практическая, возрастная, религиозная, эстетическая, социально-половая, магическая…). Совершенно верно, но сегодня мы с вами остановимся лишь на одной – эстетической.


3. Мотивация.

Испокон веков человек стремился выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. И немаловажную роль в решении этой проблемы играет одежда. С ее помощью, используя зрительные иллюзии, мы можем скорректировать фигуру человека, скрыв недостатки и подчеркнув ее достоинства. Именно эти проблемы мы и будем решать на сегодняшнем уроке.

Проблема. КАК СКОРРЕКТИРОВАТЬ ФИГУРУ ЧЕЛОВЕКА? 1-2 мин.


4. Тема, цель, задачи урока. Планируемый результат урока.

( Работа в тетради). 1-2 мин.


5. Изучение нового материала в диалоговой форме общения.

5.1. Сообщение, подготовленное первой группой.

Обсуждение (промежуточная рефлексия).

Проблемный вопрос. Иллюзия – это обман, а обман осужден людьми. Имеем ли мы право использовать иллюзию? Докажите своё мнение.

Вывод. Иллюзия обманывает наше зрение для того, чтобы осуществить стремление человека к гармони и эстетики.

5.2. Сообщение, подготовленное первой группой «Иллюзии в истории

костюма»

Во время сообщения учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Иллюзии

Средства достижения

«Иллюзии в истории костюма»

сужали талию

с помощью очень широких юбок

увеличивали рост

с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме

длинные ноги

с помощью завышенной линии талии

маленькая голова

с помощью большого воротника «фреза»


ФИЗМИНУТКА 1-2 мин


Современные дизайнеры тоже используют зрительные иллюзии, чтобы приблизить реальные фигуры к идеальной (с точки зрения современной моды). Они могут визуально сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Давайте на примерах посмотрим, как это можно сделать.

Презентация «Иллюзии в одежде»


Во время сообщения учащиеся продолжают заполнять таблицу в тетради.


Иллюзии

Средства достижения

«Иллюзии в современном костюме»




Вы получили представление о создании зрительных иллюзий в одежде, когда фигура остается неизменной, со всеми своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ.

Чтобы понять, как можно манипулировать впечатлением окружающих или как замаскировать отдельные части своего тела, вам нужно знать, как линии, формы, ткань, рисунок, цвет и т.д. воздействуют на восприятие предмета, включая и тело человека.


Вывод. Знание и использование иллюзий позволяет подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки. до 10 мин.



6. Практическая работа.

6.1. Теория

Мини-проект «Коллекция моделей».

Задание: на основе предложенной базовой модели выполнить корректировку фигуры человека, используя иллюзию.

Работа в группе. Из базовых моделей разрабатываем общую (групповую) коллекцию одежды.

Инструктаж.

  1. Выбрать тему коллекции.

  2. Изучить раздаточный материал.

  3. Исследовать опытным путём к каким типам фигуры можно применить те или иные иллюзии (используем трафареты типов фигур, образцы тканей из раздаточного материала).

  4. Обсудить в группе:

- единство стиля;

- цветовое решение;

- аксессуары для каждой модели;

дизайнерские решения.

  1. Индивидуальная работа каждого члена группы над своей моделью.

  2. Используем совет друга, помощь учителя (при необходимости).

  3. Соединение моделей в коллекцию.

  4. Защита проекта.

  5. Обсуждение, самооценка, оценка сверстников, оценка учителя.

  6. На выполнение всей работы 10 – 15 мин. до 15 мин


6.2. Практика (время 2-го урока).

Самостоятельное выполнение проектной работы. 30 мин.


7. Защита проектов, обсуждение, оценивание. 10 мин.


8. Рефлексия.

Сегодня мы познакомились со зрительными иллюзиями и научились ими пользоваться.

Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

Предлагаю рассмотреть образцы одежды, собранные третьей группой и дать рекомендации кому эту одежду модно носить. 4-5 мин.


9. Домашнее задание.

« Иллюзия заполнения пространства», «Иллюзия контраста форм» - к этим темам подобрать или нарисовать модели (Д/з, в данном случае, выполняется по желанию). 1-2 мин.


Использованная литература:

  1. В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова Моделирование и художественное оформление одежды, М., «ACADEMA» 2000 г.

  2. Спенсер Кэрол Выбери свой стиль. Для женщин. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000 г.

























Приложение 1

Иллюзии полосатой ткани

Наиболее сильное впечатление производят линии – горизонтальные, вертикальные или диагональные.




Вы получили представление о создании зрительных иллюзий в одежде, когда фигура остается неизменной, со всеми своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ.

Чтобы понять, как можно манипулировать впечатлением окружающих или как замаскировать отдельные части своего тела, вам нужно знать, как линии, формы, ткань, рисунок, цвет и т.д. воздействуют на восприятие предмета, включая и тело человека. Наиболее сильное впечатление производят линии – горизонтальные, вертикальные или диагональные.



Иллюзия переоценки вертикали


 
Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.



Посмотрите на два полосатых прямоугольника и скажите, какой из них кажется выше?

Конечно, с вертикальными полосами, хотя в действительности прямоугольники абсолютно одинаковы. Это иллюзия полосатой ткани.

Что же происходит с нашим зрением? Исследования показывают, что взгляд обычно скользит по предмету сверху вниз. Если предмет не пересекают горизонтальные линии, то взгляд спокойно опускается вниз и так же спокойно поднимается вверх. Однако если появляется горизонтальная полоса, то взгляд останавливается, движется вдоль горизонтальной линии, а затем продолжает обычный путь. Хотя вы этого не замечаете, именно так вы смотрите на собеседников, и именно так они смотрят на вас.

А теперь давайте более подробно разберем иллюзию полосатой ткани на фигуре человека. Посмотрите на плакат («Иллюзия полосатой ткани») и скажите, какая фигура кажется стройнее?








  • С вертикальными или горизонтальными полосами?

  • С большим количеством тонких полос или с небольшим количеством широких полос? Чем больше полос, тем чаще останавливается взгляд и тем полнее и ниже кажется человек.

  • А теперь скажите, что происходит с нашим восприятием, когда ширина полос изменяется в горизонтальном или вертикальном направлении. Там, где полосы чаще, пространство как бы сжимается, становится меньше и, как следствие, изменяются пропорции фигуры – одна часть тела становится меньше другой.

Таким образом, горизонтали задерживают взгляд и зрительно расширяют фигуру, а вертикали, напротив, ускоряют движение взгляда и удлиняют фигуру. А как на наше восприятие влияют диагональные линии? Диагонали в силу своего промежуточного положения между горизонталью и вертикалью обладают способностью оказывать смешанный эффект. Иногда рисунок из перекрещивающихся диагоналей используется для того, чтобы зрительно сделать одну часть тела меньше другой. Например, сходящиеся в одну точку ниже талии диагональные линии делают талию стройнее, чем она есть на самом деле.

Диагональные полосы, направленные острием вверх сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра. (См. плакат)

Итак, выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать направление угла.












Приложение 2

Иллюзии линий






















Говоря о линиях, мы имеем в виду не только полосы на тканях, но и разного рода линии в одежде.

Вспомните, какие линии в одежде нам известны? (Силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные).

Сильную вертикаль создают рельефы, длинные шарфы и, даже, ряд пуговиц (Демонстрация примеров на манекене).

Сильную горизонталь могут создавать пояс, нижний край юбки, жакета или блузки, карманы и т.д. (Демонстрация примеров на манекене).

Линии вырезов горловины тоже вносят свою лепту в создание зрительных иллюзий. Так V – образный вырез состоит из двух диагоналей и, чем он более длинный и узкий, тем тоньше и длиннее выглядит ваша шея. Вырез «каре» зрительно расширяет и спрямляет плечи. Маленькие вырезы, глухие воротники могут зрительно укоротить и утолстить шею.

Таким образом, знание того, где и как стоит применять те или иные линии в одежде имеет первостепенное значение для дизайнера.







Приложение 3





Сочетание цвета в одежде по цветовому кругу

Цветовой круг состоит из основных цветов сложенных в определенном порядке. В более глубоком понимании круга нужно иметь представление, что все цвета имеют подоттенки. Так прежде чем предоставить схемы сочетания, я ознакомлю вас с оттенками.


1 Желтый цвет. К нему относятся различные оттенки желтого, теплого бежевого, золотого и желтая охра
2 Желто-зеленый (или салатовый). Это шартез, оттенки лайма, оливковые и защитные, болотные цвета, хаки.
3 Насыщенный средний зеленый цвет. Это яркие оттенки Кели, зеленого горошка и чая, насыщенные темно-зеленые оттенки и бледно-зеленые тона.
4 Сине-зеленый цвет. К ним относятся холодные оттенки зелени, бирюзовые, аква оттенки голубого и зеленого, цвет яйца дрозда, мята и ментол, нефритовый, изумрудный и цвет полыни.
5 Роял синий. Оттенки синего и небесно-голубого; темно-синий, берлинская лазурь и джинсовые тона.
6 Фиолетовый цвет. Это лавандовый, фиалковый и сиреневый цвета. Темно-фиолетовый, фиолетовый ультрамарин, серо-фиолетовые тона.
7 Аметистовый цвет. В этом секторе находятся лиловые тона, цвет орхидеи, темный красно-фиолетовый и пурпурно-фиолетовые оттенки.
8 Пурпур. Это розовые и лиловые оттенки, фуксия, маджента, виноградный, баклажанный, сливовый цвета.
9 Красный цвет. Это алые, гранатовые, бордовые и вишневые тона. Сюда же относится теплые розовые и красно-коричневые оттенки.
10 Красно-оранжевый цвет. Сюда входят оттенки коралла, бежевые, насыщенные коричневые оттенки.
11 Оранжевый цвет. Это осенние оттенки оранжевого, персиковые тона, мягкий бежевый, телесный, средне коричневые и темно-бежевые оттенки.
12 Оранжево-желтый. Это солнечно желтые цвета, оттенки абрикоса, мягкого бежа, желто и золотисто-коричневые цвета, темный беж.

И так:




(
1) Парное сочетание дополнительных цветов: цвета находятся друг напротив друга. В ярком выражении – это драматичная и выразительная пара, если убавить контраста (как мы уже делали выше), то сочетание будет мягче.
(2) Сочетание по подобию. Комбинация из родственных оттенков углубляет цвета: глаза достраивает промежуточные тона за cчет чего получается эффект игры цвета-тени.

(3) и (4) Сочетание триада. На цветовом круге в виде равностороннего и острого треугольника. Соединяя таким образом линии, вы находите наилучшие пары для цвета, при этом, не обязательно использовать три цвета, каждый из них сочетается друг с другом и вполне могут существовать самостоятельно.

(5) и (6) Сочетание тетрада. Оно представляет из себя две фигуры: прямоугольник и квадрат. Эта комбинация представляют из себя две пары дополнительных цветов. Они вполне могут существовать без одного из цветов, но не более.

Держать такие комбинации в голове практически невозможно, поэтому существуют специальные помощники: подробнее о цветовом круге.

Другой способ является выбором из уже кем-то придуманных подборок сочетания цвета в одежде. Он заключается в том, что вы просматриваете, запоминаете или сохраняете себе понравившиеся вариант и создаете его у себя в гардеробе.

Давайте рассмотрим основные сочетания цветов.

Чтобы увидеть больше сочетаний – нажмите на картинку. После нажатия разверните изображение, нажав на квадрат внизу справа.



















Приложение 4

Иллюзии рисунка

2
3







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!